Конспект открытого урока по слушанию музыки в 1 классе на тему Творческий компонент на уроках слушания музыки


Конспект открытого урока по слушанию музыки с учащимися 1-ого класса на тему «Творческий комонент на уроках слушания музыки»

Цель урока: развитие музыкального восприятия учащихся, их эмоционального мира, творческого мышления и способностей. А также повышение познавательной активности и интереса к предмету слушание музыки у учащихся путем применения различных форм творческой деятельности.
Задачи урока:
воспитание интереса к слушанию музыкальных произведений;
развитие воображения, фантазии;
умение различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, жанр;
умение двигаться соответственно характеру музыки;
развитие ассоциативно-образного мышления;
развитие эмоциональной отзывчивости;
развитие способности к сопереживанию.
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский «Утреннее размышление»
П.И. Чайковский «Новая кукла»
П.И. Чайковский «Баба Яга»
Оборудование и дидактические материалы:
фортепиано;
портрет П. И. Чайковского;
музыкальный центр;
наглядные пособия (рисунки к произведениям П.И.Чайковского).
План урока:
Организационный момент
Теоретическая разминка
Музыкальная импровизация
Слушание музыки (пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского) с использованием методики, подробно изложенной в методической разработке «Удивительные истории, рассказанные классической музыкой»
Пластическое моделирование музыки
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. Давайте примем правильную осанку и настроимся на активную творческую работу на протяжении всего урока. А сначала поприветствуем друг друга – споём приветствие.
Теоретическая разминка
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, на ней написаны слова, давайте прочитаем их. К какому средству музыкальной выразительности можно адресовать все эти эпитеты?
Сосредоточенная
Разговорчивая
Любопытная
Настойчивая
Загадочная
Игривая
Восторженная
Учитель: Правильно, все эти слова мы можем использовать характеризуя мелодию. А какие ещё средства музыкальной выразительности вы знаете?
Учащиеся: динамика, тембр, ритм, темп, лад, интонация.
Музыкальная импровизация
Изображение интонаций музыкальными звуками. Учитель объясняет детям что музыка может также, как и речь звучать с различной интонацией: быть доброй, сердитой, тревожной, радостной и т.п. Музыкальные примеры - заострить внимание детей, на том, что интонация изменяется в зависимости от темпа, выразительности и характера исполнения.
Музыкальное изображение персонажей к сказке «Курочка Ряба» (импровизация). Педагог рассказывает сюжет сказки. Дети во время рассказа на фортепиано изображают героев сказки, выбирая сами регистр, темп, динамику.
Слушание музыки
Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Баба Яга». Методические рекомендации:
- чтение или устный рассказ педагога вымышленной истории (цель – настроить на музыкальное восприятие);
- первое прослушивание музыкального произведения;
-беседа-рассуждение о прослушанном (в помощь: наводящие вопросы и «Словарь настроений»);
- повторное прослушивание музыкального произведения;
- разговор о музыкальных средствах выразительности (использование «Таблицы музыкальных средств выразительности»);
- третье прослушивание (сочинение и исполнение пластических движений под музыку с элементами театрализации).
Пластическое моделирование музыки
Узнавание ранее пройденных произведений П.И. Чайковского из «Детского альбома».
Приложения к уроку (дидактические материалы)
П.И.Чайковский «Детский альбом» (№ 20)
Баба-яга
Всю оставшуюся половину дня Саша и Петя играли с новыми игрушками. А когда пришло время сна – дети, оставив игрушки в игровой комнате, вместе со своей няней Ариной прошли в спальню.
- Аринушка, - обратился к няне Петя, - а какую сказку ты нам сегодня расскажешь?
Няня задумалась и после небольшой паузы спросила:
-А хотите про хитрую и коварную Бабу-ягу?
- Конечно, - ответили дети, - но почему она хитрая, она что злая?
- Может быть, ведь живёт Баба-яга в глухом, старом лесу. Деревья в этом лесу давно уже высохли и стоят серые, все в паутине. В лесу одной ей бывает скучно. Потому что чёрный Кот-Баюн только-то и умеет, что говорить «Мяу», когда просит молока. А Сова-Большая голова всегда спит на своей жёрдочке. Так что не с кем пообщаться - вот и злится, наверное.
А когда приходит ночь Баба-яга берёт свою метлу, садится в ступу и летит в соседний лес. Этот лес совсем другой! В нём растут зелёные ёлочки и сосенки, на полянках можно собирать ягоды и грибы. Но нет, нет… не за этой красотой летит сюда Баба-яга. Она из ягод выбирает только ядовитые, а из грибов только мухоморы. Может быть хочет кому-нибудь напакостить?!
Набрав полную корзину грибов и ягод, Баба-яга опять садится в свою ступу и высоко поднявшись над деревьями, быстро и стремительно летит в свой давно уснувший лес, всё удаляясь и удаляясь от нас…
После прослушивания №1– беседа-рассуждение
1. Опишите Бабу ягу и её «друзей»?
2. В каком лесу живёт Баба яга? Опишите его.
3. Зачем Баба яга летает в соседний лес?
4. На чём летает Баба яга, опишите её полёт?
После прослушивания №2 – разговор о музыкальных средствах выразительности; прослушивание № 3 – сочинение пластических этюдов.
СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ
Звонко Дерзко Спокойно
искрясь, ярко бесцеремонно мирно, добродушно
бодро вызывающе безмятежно
бойко нескромно просто, светло
легко, игриво назойливо невозмутимо
полётнонавязчиво прозрачно
лучезарно Страстно покорно
невесомо порывисто Сонливо
значительно горячо вяло
жизнеутверждающе бурно дремотно
окрылено стремительно обессилено
призывно нетерпеливо лениво
ликующе буйно безвольно
восторженно мятежно Таинственно
Властно могущественно вкрадчиво
воинственно по-царски загадочно
сурово Сосредоточенно затаённо
твердо сдержанно колдовски
чеканно степенно обворожено
повелительно размеренно Взволновано
Энергично серьёзно Тревожно, беспокойно
мужественно строго с отчаяньем
решительно Поэтично Беспечно
смело, сильно мечтательно безразлично
твердо задушевно, сердечно равнодушно
упруго напевно рассеянно, отвлечённо
гордо чутко Набожно
уверенно заворожено милосердно
с достоинством Грозно молитвенно
настойчиво трагично покаянно
отважно зловеще смиренно
напористо траурно Сумрачно
непокорно Нежно хмуро
беспощадно ласково тоскливо
злобно любовно угрюмо
С бравадой радушно Робко
высокомерно мягко застенчиво, смущённо
заносчиво, напыщенно приветливо стыдливо, растерянно
Раздражённо Шутливо Элегантно
рассержено насмешливо тонко
резко шутовски изящно
грубо надменно грациозно
гневно ехидно искусно
яростно, свирепо шаловливо капризно
жестоко, агрессивно издевательски хрупко
Таблица средств музыкальной выразительности
темп регистр фактура лад динамика метр
быстро высоко тяжело (густо) мажор громко двухдольныйумеренно низко легко (прозрачно) минор тихо трёхдольныймедленно В пределах человеческого голоса переменный Вывод. На уроке были созданы необходимые условия:
для самореализации учащихся (все принимали активное участие в процессе урока);
для развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывал свое личное мнение по заданной проблеме);
для развития творческого воображения и мышления у учащихся в качестве учебного средства была использована сказка;
отношения «учитель – ученик» были построены на принципах сотрудничества.
Предложенная методика по предмету «Слушание музыки», нацелена на то, чтобы развить в ребенке умение творчески мыслить, умение анализировать не только музыку, но и окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости и любви. Такие интегрированные занятия научат детей быть терпеливее, уверенней, помогут им научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира.