Проект учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности В гостях у сказки


Проект
«В гостях у сказки»
Авторы проекта: воспитатель группы компенсирующей направленности «Звездочки» Медведева Татьяна Анатольевна, учитель-логопед Колб Наталья Николаевна.
Название образовательного учреждения: МБДОУ «ЦРР-ДС «Аленка»
Вид проекта: коррекционно-педагогический
Год разработки учебного проекта:  2015 год.
Срок реализации проекта: декабрь 2015- май 2016 года (среднесрочный)
Цель проекта: создание социальной ситуации для развития познавательных, коррекционных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «В гостях у сказки».
Задачи:
Создавать условия для обогащения и закрепления знаний и представлений детей о сказках, о народной культуре.
Создавать условия для обогащения словарного запаса.
Создавать условия для развития грамматических категорий.
Создавать условия для развития музыкальных и творческих способностей средством театрализованной и музыкальной деятельности.
Создавать условия для развития связной речи.
Создавать условия для развития навыка самоконтроля за правильным звукопроизношением.
Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего, умение вести диалог.
Участники проекта: Дети старшей и подготовительной группы 5 - 7 лет, воспитатель, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта:
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Наш опыт работы позволяет сделать вывод, что количество детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями с каждым годом увеличивается. У таких детей, наряду с нарушением различных сторон детской речи: лексики, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, отмечается недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это видно, когда дети застёгивают и расстёгивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки. Исследования учёных доказали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей навыков грамматически правильной связной речи до уровня, обеспечивающего успешную подготовку к обучению в школе. Развитие мелкой моторики рук, как предпосылка овладения навыками письма. Формирование активности, уверенности в себе, инициативы, творчества у детей. Активное участие родителей в педагогическом процессе ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.  
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный. (Срок: 10 января -10 февраля 2015 года)
-Изучение методической литературы.
- Ознакомление родителей с проектом.
-Подбор и систематизация игр, игровых упражнений по развитию всех сторон детской речи.
-Подбор произведений художественной литературы, речевого материала, текстов для пересказа.
2 этап. Основной. (Срок: 10 февраля - 10 марта 2015 года)
-Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с использованием изготовленного родителями «настольного театра»
Виды заданий по разделам.
Словарный запас:
- игровое упражнение «Назови героя»;
-классификация предметов (выбери овощи, фрукты, домашних или диких животных и т.п.);
-игра «Найди лишний предмет»;
-подбор действий и признаков к предмету (про кого или про что можно сказать – бегает, прыгает, ползает, летает…; кто (что) бывает – сладкое, пушистый, колючий, хитрая и т.п.); -самостоятельное называние характеристик объекта (например: лиса – какая? – хитрая, рыжая, ловкая, пушистая…, что делает? – бегает, нюхает, ест, роет, ловит…);
-игра «Узнай по описанию» (например: мяукает, лакает, царапается – кошка; серый, пушистый, любит морковку – заяц );
-игра «Назови ласково»;
-игра «Скажи наоборот» (волк сытый – волк голодный, яблоко кислое - … сладкое, ёлка высокая - …низкая, девочка весёлая - …грустная и т.д.); -отгадывание загадок;
-игра «Один – много»;
-игра «Что растёт на дереве? Что растёт на грядке?» (классификация по теме «овощи – фрукты»);
-игра «Кто за деревом? Кто за забором?» (классификация по теме «дикие и домашние животные»).
Грамматический строй речи.
-задание на понимание и употребление предлогов над, под, около, за, перед, в, между и т.п. (например: прикрепить ёлку над собакой, цветок под домом) ;
-«Кого (чего) не стало?». Употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа (например: не стало лягушки, не стало грибов …);
-«Мой. Моя. Моё. Мои.» Подобрать предметы, про которые можно сказать: мой… дом, мальчик, цыплёнок, моя… лиса, берёза, девочка и т.д.;
-образование относительных и притяжательных прилагательных (лисий хвост, лисьи лапы, заячьи уши и т.п.);
-«Закончи предложение» (согласование слов в предложении в роде, числе, падеже) Например: Глубоко под водой плавает…рыба. Под ёлкой растут… грибы. В корзине лежат сладкие…яблоки.
-«Исправь ошибку в предложении». Например: Яблоко сорвало Машу. – Маша сорвала яблоко. Морковка ест зайца. – Заяц ест морковь.
Связная речь.
-Составление предложений по двум опорным картинкам. (Цветок – бабочка, белка – ёлка, собака – дом…);
-Составление описательного рассказа по картинке;
-Пересказ рассказов, сказок;
-Придумывание сказок, загадок;
-Разучивание стихотворений.
Звукопроизношение, звуковой анализ.
-«Выбери предмет с заданным звуком»;
-Найди предметы, название которых состоит из 3-х, 4-х, 5-ти звуков;
-Повторение чистоговорок, скороговорок;
-«Какое слово получилось» составление слов из первых звуков предложенных предметов (коза, очки, трава – кот);
-«Узнай слово» (Слоги перепутались местами, узнай слово и покажи нужную картинку. Например: Са-ли – лиса, ка-ба-со – собака, ведь-мед – медведь…)- Заучивание и чтение стихов наизусть;
- Заучивание наизусть ролей, для инсценировки сказок;
- Разучивание  подвижных игр, упражнений.
 
Заключительный этап проекта
Показ сказки с использованием перчаточного театра изготовленного родителями.
Выступление на родительском собрании. Анализ успешности работы с детьми. Просмотр презентации.
Май 2016г. Педагоги ДОУ, родители.
Литература и информационные ресурсы:
Нищева Н.В. Конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. Детство-Пресс, 2007г.
Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством для подготовительной к школе группы. – СПб. Детство- Пресс, 2013г.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. СПб. Детство-Пресс, 2015 г.
Кабалевский Д. Б.  «Воспитание ума и сердца», М., 1981.
Метлов Н. А. «Музыка - детям», М. 1998г.
Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей», Яросл., 1997.
Колодницкий Г. А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей», М., 2000.
Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей», М., 2006.
Макшанцева Е. Д. «Детские забавы», М., 2000..
«Поем, играем, танцуем дома и в саду», сост. Михайлова М. А., Яросл., 1997.