Развитие ключевых компетенций школьников в процессе проектной деятельности по математике

"Развитие ключевых компетенций школьников
в процессе проектной деятельности по математике"

Каримова Е.В.
учитель математики
МОУ "Лицей №12"

Основная цель общего образования на современном этапе – это "ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования". Таким образом, одним из направлений модернизации общего образования является формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Одним из средств формирования ключевых компетенций учащихся является метод проектов, который используется учителями как компонент образовательного процесса.

Разработанный еще в первой половине ХХ века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, например, реферат или доклад. Путаница с терминами довольно большая, подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как о методе обучения, а у учеников – о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Внесем ясность в определения.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определенного оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект – не одно и то же.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который, тем не менее, является лишь частью всего проекта.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.



Проект как метод обучения
В связи с большой популярностью этого метода в специальной литературе можно встретить множество его определений. Однако все они сводятся к утверждению, что учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [Бухаркина М.Ю.]
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы- – носит практический характер, и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развить специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Ученик считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применить усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни. И проектный метод обучения можно рассматривать как дидактическую систему реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой учащиеся применяют полученные ими знания и умения на практике.
Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся:
– познавательных интересов;
– критического мышления;
– умения выделять главное;
– умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
– умения самообразования;
– умения публично выступать;
– умения проводить рефлексию.

Можно выделяют ряд характерных особенностей проектного метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта.
Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируется собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы.

Этапы работы над проектом
Проблематизация.
На первом этапе необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.
Целеполагание.
На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектом продукте.
Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана.
Планирование.
Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Можно показать алгоритм планирования, задав учащимся следующие вопросы:
– Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.
– Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.
– Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.
– Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.
– Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.
Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.
На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:


Вопрос


Ответ

Почему выбрана эта тема проекта
Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему
Цель проекта

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута
Образ проектного продукта (ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема
Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта
Перечисление основных этапов работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать, чему придется научиться)
Развернутый план работы

Когда ты будешь осуществлять все необходимое
Индивидуальный график проектной работы


Реализация плана.
Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, учащиеся могут приступать непосредственно к работе.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации. А также с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте.
Рефлексия.
По завершению работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести изменения. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникающих в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел.
Презентация.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентациии – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы. Часто на эту часть проектной работы не обращают особого внимания. Стоит подчеркнуть, что письменная часть проекта является важнейшей составляющей всей работы.
Независимо от того что представляет собой проектный продукт (даже если он имеет вид брошюры или статьи, то есть выполнен в письменном виде), к проекту обязательно должна быть приложена письменная часть, которая фактически является отчетом о ходе и результате работы.
Без письменной части (отчета) проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Оглядываясь назад, он анализирует, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть, возникшие трудности; насколько были обоснованны изменения, внесенные в первоначальный план. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт.
Чтобы научить детей уже в 5-м класса писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

Введение

Тема моего проекта ................................................................
Я выбрал эту тему, потому что .............................................
Цель моей работы – ...............................................................
Проектным продуктом будет – ..............................................
Этот продукт поможет достигнуть цели проекта, так как.........
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все про-межуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия ..................................................
Сбор информации (где и как искал информацию)..........................
Изготовление продукта (что и как делал)........................................
Написание письменной части проекта (как это делал)...................

Основная часть
Я начал свою работу с того, что .............................................................................. Потом я приступил к ................................................................................................ Я завершил работу тем, что...................................................................................... В ходе работы я столкнулся с такими проблемами............................................... Чтобы справиться с возникшими проблемами, я................................................... Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы).................
План моей работы был нарушен, потому что ....
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как...
Но все же мне удалось достичь, цели проекта, потому что..................................

Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например ..................................................................................
Это произошло, потому что .....................................................................
Если бы я начал работу заново, я бы ......................................................
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы..
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ........................................
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) ..................................................................
Конечно, необязательно пользоваться этим шаблоном в полном объеме. Однако необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результатах работы, ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.
В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими, поэтому старшеклассники должны писать их полностью самостоятельно.
Несколько слов о защите проектов. Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в со-временном обществе.
Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7-10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.
Примерные темы проектов по математике:
"Проценты в нашей жизни".
"Проценты в русской классике".
"Симметрия вокруг нас".
"Симметрия – владычица мира?!".
"В моде – геометрия!"
"Как сохранить деньги во время кризиса?".
"Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранника".
"Легко ли подготовиться к ЕГЭ?"

Типология учебных проектов

Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Учитель, подбирая определенный тип проекта, может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.
Например, если учитель хочет развить у ребенка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдет информационный проект, его цель – сбор, оформление и представление информации. Конечно, в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Здесь, для ученика доминирующей стороной деятельности будет, именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.
Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.
Часто возникает необходимость совершенствовать практические пред-метные умения и навыки учащихся. Например, умение строить графики функций. В этих случаях применяется практико-ориентированный проект. Учитель может заказать своим ученикам разработку раздаточного материала по своему предмету или, например, сценария математической игры и т.п. В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность.
Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность
Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов. Целью автора такого проекта является во-влечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придется не просто искать информацию или создавать про-изведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Итак, тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта.
Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.
Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.
Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).
Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен полностью соответствовать требованиям качества, то есть быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта (напомним, что проектный продукт – это воплощение, найденного автором оптимального способа решения проблемы проекта). При работе над проектным продуктом автор должен все время помнить, что он создает этот продукт не только для себя, но и для любого другого человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект. Например, продуктом проекта, посвященного проблеме взаимоотношения между подростками и их родителями, стала инструкция «Давайте жить, дружно: как решать конфликты с родителями».

Обобщим все выше изложенное в виде таблицы.


Тип
проекта

Цель
проекта

Проектный
продукт

Тип
деятельности
Форми-руемая компетен-тность

Практико-ориентирован-ный
Решение практических задач заказчика проекта
Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации
Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области


Деятельностная


Исследовате-льский проект
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы
Результат исследования, оформленный установленным образом
Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями


Мыслительная


Информационный проект
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщенные высказывания различных авторов по какому-либо вопросу
Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации


Информационная


Творческий проект
Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы
Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики


Коммуникативная


Игровой или ролевой проект
Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта


Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)
Деятельность, связанная с группой коммуникацией


Коммуникативная



Критерии оценивания проектов

Стратегической целью проектной деятельности как технологии обучения является освоение учащимися целого ряда специфических проектных умений, общеучебных навыков и предметных знаний, формирование у них универсальных компетентностей. Эта цель находит свое отражение в критериях оценивания проектов учащихся.

Перечень критериев оценивания проектов
Постановка целей и обоснование проблемы проекта.
Планирование путей ее достижения.
Глубина раскрытия темы проекта.
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
Анализ хода работы, выводы и перспективы.
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
Соответствие требованиям оформления письменной части.
Качество проведения презентации.
Качество проектного продукта.

Сами названия этих критериев показывают ученику, чему он должен и может научиться, в ходе и в результате работы над проектом.

Проектная деятельность является обязательной для обучающихся профильных классов на третьей ступени обучения. Но метод проектов необходимо применять, начиная уже с пятого класса. Естественно, должны учитываться не только возрастные возможности, но и личностные потребности, индивидуальные особенности детей. Особенно важно, с одной стороны, сохранить самостоятельность ребенка и стимулировать его мотив на всех этапах, а с другой стороны, необходимо ненавязчиво контролировать его работу – в этом заключается секрет мастерства, педагогический такт учителя.



15