ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


«Технология формирования ключевых компетентностей в условиях современной школы»
Беркес Инна Александровна, директор Лисиченской ОШ I-IIIступеней, учитель математики, высшей квалификационной категории
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: В статье раскрываются возможности учебного предмета математики по формированию основных групп компетентностей учащихся.
Ключевые слова: Компетентность, пути формирования.
Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения.
Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования.
Под понятием “компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые, т.е. надпредметные (межпредметные) компетентности, которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; общеотраслевые - их ученик приобретает вовремя освоения содержания той или другой образовательной области; предметные - их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.
Компетентность - это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
Предметное обучение - это только основа для формирования компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности учеников. Но наши учебные программы были и являются предметными; они регламентируют содержание материала, список требований к усвоению предмета. Преподаватель может формировать компетентность учеников. Как это можно реализовать?
Интерес широких слоев учащихся к математическим знаниям за последние десятилетия заметно снизился. Одна из основных причин в том, что уроки математики не дают достаточно убедительного ответа на вопрос: зачем всё это нужно? Обещание благ в отдалённой перспективе не способствует усвоению абстрактных знаний.
В то же время роль математики в самых разнообразных сторонах жизни общества сейчас резко возросла и, несомненно, будет возрастать и далее. Между учебным предметом и математикой, применяемой на практике, возникла определённая пропасть. Мостом между ними и должно послужить существенное усиление прикладной направленности курса математики.
Под прикладной направленностью обучения математике мы понимаем формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для приме- нения математики в других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту и т. п., а в идеале — и в развитии . Внедряемые новые стандарты образования указывают на то, что: обществу требуются высокообразованные, инициативные, энергичные, деловые и находчивые молодые люди, способные творчески реформировать наше общество, значительно повышать интеллектуальный потенциал общества - возродить духовную культуру. Выпускники нашей школы должны быть готовы к новым общественным отношениям, должны быть социально защищенными, морально устойчивыми, готовыми к встрече с трудностями в условиях конкурентности, и, главное, должны быть способными к саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию своей личности.
Выполнить эти задачи в условиях традиционного образования невозможно. Сейчас разработаны стратегические мероприятия по развитию образования. Задумалась над тем, что нового необходимо внести в учебный процесс, чтобы учащиеся были заинтересованы моим предметом - математикой.
Работа над новыми образовательными стандартами вызывает необходимость пересмотреть некоторые подходы в обучении учащихся, проанализировать факторы, которые тормозят повышению качества образования. В практике моей работы возникла необходимость в новой образовательной позиции: на место ЗУНовских стандартов стали понятия компетентности и компетентностного подхода в обучении математики. На практике убедилась, что в данных условиях компетентностный подход наиболее оптимальный, так как он допускает выход за границы конкретных ЗУНов и содержательное включение в рефлексию тех процессов, которые обеспечивают условие для самореализации каждой личности, способной к творчеству.
Я как учитель должна помочь своим ученикам в овладении технологий творчества, создать условия на уроках математики для развития потенциала самопознания, самооценки, самореализации, самоконтроля, интеграции в социо-культурное пространство.
Я считаю, что только компетентностный подход в обучении призван преодолеть пропасть между образованием и жизнью, так как компетентное отно-шение личности к жизни означает:
потребность в самопознании, самореализации в разных видах творческой деятельности;
овладение научными знаниями про сущность «Я», принципами и ме-тодами жизнедеятельности;
осознание, организация своего жизненного пути, личностного развития;
проблемное видение своей жизни;
высокую культуру потребления;
ответственное отношение к своей жизни, здоровью;
культуру физического развития;
философское и эстетическое осознание своей жизни.
Внедряя в практику своей работы программу компетентностно ориенти-рованного подхода в обучении математики, я руководствуюсь цикличностью образовательного процесса
Цель обучения ►учебно-воспитательный процесс► результаты
► анализ, диагностика, рефлексия► новые цели обучения
Жизненным кредо для меня стали слова Платона: «Если Вы спросите, в чем польза образования, ответ будет прост, - образование делает хороших людей, а эти хорошие люди совершают благородные поступки»
Цель обучения:
4151630-344805Мой выпускник средней школы - это человек знающий, социально подготовленный, творческий, физически усовершенствований и культурный (Модель выпускника средней школы, которую мы разработали с коллегами моей школе)а выпускника старшей школы - человека достигшего успеха в жизни, правильно выбравшего будущую профессию с моей помощью, семьи и общества (смотри Модель выпускника старшей школы III ступени).
334010-570865Оптимизация учебно-воспитательного процесса - одно из условий повышения эффективности качества обучения. В школе учитель является центральной фигурой. Он обязан сегодня сделать шаг в делах ее реформирования, учителя призывают использовать новые педагогические технологии, оптимизировать учебно-воспитательный процесс, находить доходчивые приемы обучения и воспитания. Учителя убеждают в том, чтобы он работал над усовершенствованием своего педагогического мастерства, умел делать научные открытия, так как в этом суть педагогического процесса.
Для того чтобы добиться цели в учебном процессе использую современные образовательные технологии обучения:
Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Технология уровневой дифференциации
Технология учебного проекта
Технология критического мышления
Технология креативного развития
«То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню,
То, что я делаю, я понимаю» Конфуций
Новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий. Использование компьютерных программ на уроках математики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся.
При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление материала.
Использование новых технологий в учебном процессе приводит к:
развитию новых педагогических методов и приемов.
С целью развития познавательного интереса, творческого и критического мышления учащихся использую следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный (усвоение информации на репродуктивном уровне) - 5 класс тема «Натуральные числа»
эвристический (решение проблемы, выдвижение собственной гипотезы), 11 класс тема «Многогранники»,
чтобы «оживить» изучение не очень интересного материала, использую
исследовательский (самостоятельное исследование), например, 6 класс тема «Геометрические фигуры».
Считаю, что урок должен быть разножанровым. Интерактивные технологии позволяют обеспечить глубину изучения содержания.
Применение электронных учебников и программ.
ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.
Конструктор уроков по алгебре и геометрии 7-9 кассы
Применение этого программного продукта активизирует познавательный интерес обучающихся. Например, при изучении геометрии в 7 классе темы «Углы» или в 10 классе при изучении тем «Графики тригонометрических функций». Компьютер предоставляет возможность ученику или учителю активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, управлять и моделировать процессы, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора, или с помощью проектора необходимую информацию и т.п.
Например, на уроке новый материал изучается, основываясь на программу под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.).
В рамках применения информационных технологий использую дифференцированный подход к обучению
ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга.
Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.
На уроках стараюсь вводить межпредметные связи. Математические понятия остаются в памяти учащихся не только с цифрами и буквами, а также ассоциируются с историческими событиями или явлениями, которые их касаются
во время изучения в 6 классе темы «Окружность. Круг, основное свойство пропорции» Применяю задачи, связанные, с биологией (задачи о животных, птицах - см. урок № 5), с географией, украинознавством (развивает в учащихся чувство патриотизма, помогает глубже познакомиться с историей, обычаями и традициями своего народа, края).
Стараюсь не отставать от требований времени. На своих уроках применяю интерактивные технологии: индивидуальные; групповые; в парах; фронтальные.
Хорошее начало урока - половина успеха. И поэтому во время конструи-рования урока думаю, как заинтересовать учащихся, создать определенное эмоциональное настроение, переключить внимание ребят на этот предмет.
Ежедневно имею дело со сложнейшими, постоянно изменяющимися, имеющими бесчисленное количество связей и влияний объектами - личностями детей и детскими группами, поэтому свой творческий потенциал направляю на повышение качества знаний учащихся. Постоянно нахожусь в поиске, пробую разные варианты, простые, доступным и понятные детям. Считаю, что лучшей оценкой моей работы являются успехи моих учеников: все больше ребят с каждым годом успешно сдают экзамен по математике, успешно сдают вступительные экзамены по математике в высшие учебные заведения (Донецкий университет им. Туган Барановского), ибо как говорил А.П. Макаренко: «Колокольчики в душах детей выдают диво мелодии - ответную реакцию детей на работу учителя...»

Литература
1 И.В. Родыгина "Компетентностно ориентированный подход к обучению"
2 Т.Б. Волобуева "Методологическая компетентность учителя"
"Современные образовательные инновационные системы"
3 Н. Бухлова "Как научить учиться"
4 Региональная программа "Внедрение компетентностно ориентированного подхода в учебно- воспитательный процесс"