Презентация на тему : Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики


Формирование ключевых компетентностейобучающихся на уроках математики Учитель математики МБОУ «Судогодская ООШ»Сидорова К.Н. «Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте. А если хочешь попасть куда-нибудь, надо бежать еще быстрее». Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» Портрет современного выпускника школылюбящий свой край и свою Родину принимающий традиционные ценности семьи креативный и критически мыслящийвладеющий основами научных методов познания уважающий мнение других людейподготовленный к осознанному выбору профессииосознающий себя личностьюготовый к учебному сотрудничеству Ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Математическая компетентность: способность «распознавать проблемы, которые могут быть решены с помощью математики, извлекать нужную для ответа информацию из графиков и схем, при этом отсеивая избыточные данные». Если знание не может быть применено – его нет. Ключевыекомпетенции1. Ценностно-смысловая компетентность 7. Компетенцияличностногосамосовершенствования 2. Общекультурнаякомпетенция 3. Учебно-познавательнаякомпетенция 4. Информационнаякомпетенция 5. Коммуникативнаякомпетенция 6. Социально-трудоваякомпетенция Ценностно-смысловаякомпетенциявключает постановку ученика в ситуацию самоопределения. Это готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Приемы формирования:Самостоятельное изучение отдельных параграфов учебника и составление краткого конспекта этого параграфа (опорные конспекты).Проведение предметной олимпиады.Профориентация. Некоторые из задач требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.Вот некоторые из них.Задачи из практики работы в швейной мастерской.2. Окружность груди 96 см для построения чертежа выкройки необходимо найти чему равна четверть полуокружности груди.Задачи, связанные с элементарным строительством.1. Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола длиной 5 м и шириной 8 м?Задачи из практики работы в саду, огороде, поле.1. У помидор «Грунтовые грибовские» первые плоды созревают на 110 день после посева. Когда были посеяны помидоры, если первые зрелые плоды были 20 августа?Ценностно-смысловаякомпетенция 2. Общекультурнаякомпетенция-это знакомство учеников с общественной моралью и традициями. Учителю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.  Приемы формирования:Организация групповой или самостоятельной индивидуальной работы с символическим текстом.Составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.Написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы.Задачи, в условии которых умышленно пропущены числа. Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса). 2. Общекультурнаякомпетенция 3. Учебно-познавательнаякомпетенция-это совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении. Приемы формирования:Решение нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а так же при проблемном способе изложения новой темы.Например, при изучении начального геометрического материала (длина окружности, периметр и площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) можно дать следующую задачу:Задача на нахождение периметра прямоугольника. Купец Порфирий заказал кузнецу Даниле сделать чугунную ограду вокруг своей усадьбы, которая имеет форму прямоугольника. Сколько метров ограды надо будет изготовить Даниле, если длина усадьбы 50 метров, а ширина – 20 метров?3. Учебно-познавательнаякомпетенция 4. Информационнаякомпетенция-это готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Приемы формирования:Решение расчетных задач на движении и стоимость.Использование толкового словаря для нахождения различных определений математического понятия.Проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады.Практико-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира.Задача.Определите по карте расстояние, которое будет пройдено автобусом от г. Кирова до г. Сочи. Используя свойство пропорции, рассчитать количество бензина, которое будет затрачено на дорогу туда и обратно, если известно, что на 100 км требуется 8 литров.4. Информационнаякомпетенция 5. Коммуникативнаякомпетенция-это владение учеником средствами коммуникации.Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, иными словами совершенствование навыков работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог. Приемы формирования:Работа в группах.Преимущества групповой формыУчащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи Сдача различных устных зачетов, проведение уроков-семинаров, уроков-конференций, уроков-диспутов.5. Коммуникативнаякомпетенция 6. Социально-трудоваякомпетенция-это владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Приемы формирования:Контрольные работы, тесты по усовершенствованию устного счета. Причем задания социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию. Например, вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе.Задача. Бригада рыбаков получила от двух банков ссуду на приобретение холодильного оборудования в размере 250 000 р.: от одного – под 5%, а от другого под 7% годовых. Всего за год рыбаки должны уплатить 15 500 р. процентных денег. Сколько денег взято у каждого банка?6. Социально-трудоваякомпетенция 7. Компетенция личностного совершенствованияподразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. Приемы формирования:Решение задач с «лишними данными». Задача.Известно, что опаздывать неприлично. Люся, заметила идущий на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Люсе, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек?.7. Компетенция личностного совершенствования спасибовнимание!за