СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ КАФЕДРЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ПРАВУ, СОЗДАННОЙ НА БАЗЕ МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» Г. О. САРАНСК


СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВЫСШЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ОПЫТ КАФЕДРЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ПРАВУ, СОЗДАННОЙ НА БАЗЕ МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8» Г. О. САРАНСК
Основы сетевого взаимодействия в Российской Федерации определяются законом «Об образовании», в соответствии с которым данная форма сотрудничества «обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [6].
О востребованности образовательных сетей свидетельствуют многочисленные примеры создания и успешного развития такого рода объединений в практике российского образования [2, 3, 4]. Формирование связей, позволяющих разработать и апробировать инновационные модели содержания образования и управления системой образования, является ответом профессионального сообщества на практические запросы социума. Открытому обществу необходима столь же открытая образовательная система, преодолевающая автономность, функционирующая на принципах социального партнерства.
Одним из основных недостатков системы подготовки педагогических кадров в России является разрыв между теорией и практикой. Частично эту проблему педагогические вузы пытаются решить посредством разработки новых основных профессиональных образовательных программ, в ходе которой акцент делается на достижение баланса между теоретическими знаниями студентов и обучением, основанном на практике, позволяющим успешно освоить профессиональную деятельность. Другим направлением реализации практико-ориентированного подхода является моделирование новой системы школьно-вузовского партнерства на основе сетевого взаимодействия.
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время сетевое взаимодействие в сфере образования чаще всего понимается как горизонтальная координация деятельности однотипных образовательных учреждений по распространению функционала и совместному использованию информационных, инновационных, методических и кадровых ресурсов [1]. Важной характеристикой сетей, инициаторами создания которых являются педагогические вузы, является их развитие не только по горизонтали, но и по вертикали. Вертикальная интеграция охватывает различные уровни образования: высшее образование, среднее профессиональное образование, основная школа.
Одним из значимых направлений сетевого взаимодействия в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева является реализация проекта создания кафедр на базе общеобразовательных организаций. В 2015 г. в школах г. о. Саранск функционировало 5 инновационных подразделений. В данной статье мы остановимся на первых итогах деятельности кафедры методики обучения истории и права, созданной на базе общеобразовательной школы № 8 г. Саранска.
Официально декларируемой целью создания данной кафедры, зафиксированной в договоре о сотрудничестве ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. о. Саранск, является усиление практической направленности образовательного процесса в педагогическом институте, адресная подготовка специалистов по согласованным со школой профессиональным образовательным программам, ориентированным на удовлетворение кадровых потребностей региона. Реализации намеченной цели призваны служить следующие задачи: 1) содействие сотрудничеству института со школой в образовательной, научной и инновационной сферах; 2) обеспечение непрерывного совершенствования учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с потребностями рынка труда и качества образования; 3) способствование формированию и совершенствованию психолого-педагогических и методических приемов организации урочной и внеурочной деятельности; 4) обеспечение организации и проведения занятий в инновационной форме высококвалифицированными специалистами и специалистами-практиками; 5) координация учебно-методической и научно-исследовательской деятельности преподавателей, учителей-практиков и студентов в рамках профиля и направления дисциплин кафедры; 6) участие в работе учебно-методических советов по профильным для базовой кафедры направлениям подготовки; 7) организация проведения всех видов практик студентов с использованием материально-технических и кадровых возможностей школы; 8) участие в проведении систематической работы в сфере профессиональной ориентации абитуриентов.
Вышеперечисленные задачи призваны максимально широко охватить практически все возможные сферы взаимодействия. Между тем, как показал первый год сотрудничества вуза и школы в рамках совместного проекта, означенные направления реализовывались в разной степени, а работа по некоторым из них в силу объективных причин все еще не вышла за рамки стадии планирования.
Наиболее сложным в процессе создания базовой кафедры оказалось сформировать устойчивые связи между субъектами сетевого взаимодействия и выработать оптимальные пути сотрудничества.
Соответствие реализуемой вузом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) потребностям конкретной образовательной организации определялось посредством различных методов, среди которых первоочередное значение имело анкетирование участников образовательного процесса, опрос учителей, наблюдение за деятельностью практикантов и выпускников педагогического института, работающих в вышеупомянутой школе.
Проведенная работа позволила скорректировать содержание ОПОП по направлению «Педагогическое образование» (профили: История. Право; Право. История). В частности, в учебный план были введены методические дисциплины «Специфика изучения древних цивилизаций на уроках истории», «Западноевропейский феодализм в контексте исторического образования», «Практические методы обучения истории»; с прошлого года практические занятия по дисциплине «Методика обучения истории» начали проводиться вузовскими преподавателями совместно с учителями-практиками высшей квалификационной категории; базовая кафедра участвовала в обсуждении программы и фонда оценочных средств итоговой аттестации.Мониторинг потребностей школы позволил дополнить структуру и содержание реализуемых на факультете истории и права программ повышения квалификации «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников», «Историческое образование школьников в условиях введения ФГОС и историко-культурного стандарта». Изменения коснулись перечня изучаемых тем, форм аттестации, соотношения часов, выделяемых на теорию и практику (в пользу последней).
Также весьма продуктивно на начальной стадии сотрудничества вуза и школы происходила апробация методик проведения совместных мероприятий. Последнее было связано с активным вовлечением в этот процесс не только штатных сотрудников кафедры, но и значительной части педагогического коллектива и администрации школы, заинтересованных в организации разноплановых мероприятий (открытых уроков, семинаров, практикумов, вебинаров и проч.), способствующих диссеминации инноваций.
В течение 2015 – 2016 уч. г. на базе школы № 8 г. о. Саранск кафедрой были проведены научно-практические семинары «Краеведческая работа в школе как форма активизации познавательной деятельности учащихся», «Историческое образование в условиях введения ФГОС ООО», «Современные подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала школьного исторического образования в условиях введения ФГОС ООО».Данные мероприятия были призваны способствовать активизации взаимодействия студентов, преподавателей вуза и учителей. В качестве основных форм партнерства выступали разработка и проведение мастер-классов, интерактивных лекций и круглых столов. К примеру, 7 декабря 2015 г. в рамках научно-практического семинара «Краеведческая работа в школе как форма активизации познавательной деятельности учащихся» была организована творческая лаборатория «Реализация краеведческого проекта в школе». Преподаватели вуза представили участникам семинара методику исследовательского проекта, а студенты факультета истории и права совместно с учителем провели мастер-класс «Занимательная генеалогия».
Немаловажным результатом проведения сотрудниками базовой кафедры совместно со студентами факультета истории и права общешкольных мероприятий (интерактивые лекции «Ислам – религия мира и добра», «20 лет конституции Республики Мордовия», круглый стол «Проблемы молодежных субкультур в современном мире» и др.) стала поддержка положительного имиджа Мордовского педагогического института как учебного заведения, выпускники которого в полной мере подготовлены к профессиональной деятельности. Привлекая внимание лиц, заинтересованных в получении образования и в повышении квалификации, данное направление деятельности в совокупности формирует устойчивые конкурентные преимущества вуза на рынке образовательных услуг. По результатам анкетирования, проведенного в 11 классе школы № 8, более 30 % выпускников рассматривали МГПИ им. М. Евсевьева в качестве вуза, в котором хотели бы продолжить свое обучение.
В целом, как показывает первый год работы кафедры методики обучения истории и праву, сетевое взаимодействие по линии «вуз-школа» в практико-ориентированной профессиональной подготовке может быть поливариативным. При этом важно отметить то, что вертикальный тип связи отнюдь не предполагает иерархических отношений. Степень участия каждой из сторон определяется естественным образом внутри сети на основе реального вклада в образовательный процесс его акторов. Первоочередная функция такого типа взаимодействия – повышение качества образования за счет привлечения внешних ресурсов (кадровых, научно-методических, лабораторных и пр.): для вуза – школьной среды, для школы – среды вуза [5, с. 236]. Само взаимодействие осуществляется в наименьшей степени формализовано, а основная роль в выстраивании эффективных связей отводится не столько образовательным структурам, сколько работающим над общими проблемами профессиональным командам.
Список использованной литературы:
1. Адамский, А. И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / А. И. Адамский. – М.: Эврика, 2006.
2. Акулова О.В. Сетевые магистерские программы: инновационный опыт герценовского университета / О. В. Акулова, О. В. Харитонова // Современный университет: теория и практика. – 2013. – № 1. – С. 43–50.
3. Волох, О. В. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия / О. В. Волох, Н. В. Чекалева, Н. С. Макарова. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2014. – № 166. – С. 144–150.
4. Еремина, С. С. К вопросу о реализации проекта по модернизации педагогического образования на примере профиля «История» направления подготовки «Педагогическое образование» // С. С. Еремина, Е. Н. Чекушкина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. № 4.
5. Панфилов, А. Н. Практико-ориентированная подготовка педагогических кадров на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования / А. Н. Панфилов, В. М. Панфилова, В. Л. Виноградов // Инновационная наука. – 2015. – № 6. – С.234–238.
6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/ файл/1543/12.12.29-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (дата обращения: 02.04.2016)