ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ









"ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ"




























В связи с тем, что именно в семье ребенка складывается его нравственный облик и характер, его отношение к действительности, усвоение общепринятых норм и культурных ценностей, работа школы по программе «Семья» является одной из важнейших.
Основной целью проведения данной программы является взаимодействие семьи и школы, создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Задачи программы:

· Профилактика бродяжничества, совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними.

· Индивидуальная работа с семьями СОП и группы риска, «трудными» учащимися.

· Информационное обеспечение родителей и детей.

· Обеспечение качественного образования учащихся.

· Формирование нравственности и культуры поведения учащихся.

· Формирование потребности в здоровом образе жизни.

· Оказание социальной, психологической, педагогической помощи родителям и детям.
На наш взгляд, работа с семьей не должна сводиться только лишь к применению контролирующих и административных форм работы, необходим выбор конструктивного подхода в решении проблем семьи с привлечением потенциала внешкольных учреждений.
На протяжении нескольких лет мы изучаем социальный состав, национальность, уровень образованности родителей нашей школы. Преимущественно это служащие, рабочие, домохозяйки, которые имеют возможность уделять больше времени детям.
Но, тем не менее, и во внешне благополучных семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений. Родители заботятся только о материальном достатке семей, многие не интересуются нравственными сторонами воспитания, успехами ребенка в школе.
В результате анализа социального состава семей по различным категориям мы установили устойчивую тенденцию к увеличению количества многодетных, неполных, малообеспеченных семей и семей, оказавшихся в социально опасном положении.
Поэтому наша работа с семье строится по следующим направлениям.
Методическая и информационная работа:

· Постоянно готовятся информационные стенды для родителей по тематике: «Родителям о детях», «Права человека и его обязанности»; «Родителям об ответственности за воспитание детей», «Советы психолога».

· Проводятся заседания МО классных руководителей по вопросу работы с семьей, основным формам и методам.

· Вопросы модернизации образования освещаются на общешкольных родительских и классных собраниях.
Работа с родительской общественностью:
На протяжении четырех лет работа с родителями учащихся проводится по программе «Повышение педагогической культуры родителей». Согласно календарно-тематическому планированию данного документа проводятся классные и общешкольные родительские собрания.
В школе работают общешкольный родительский комитет, Совет школы, Совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Администрация школы и педагогический коллектив активно сотрудничают с родителями учащихся, оказывают помощь в решении возникающих проблем, привлекают родителей к организации учебно-воспитательного процесса и жизни школы.
Работа с родителями по сохранению жизни и здоровья детей, выполнению Федерального Закона № 120-ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» включает следующее:

· Контрольное посещение семей, состоящих на внутришкольном учете и семей группы риска.

· Постановку на учет семей, требующих особого педагогического внимания.

· Первичное обследование жилищно-бытовых условий асоциальных семей и семей, вновь поставленных на учет.

· Принятие мер административного характера к родителям, недобросовестно выполняющим или не выполняющим родительские обязанности по воспитанию детей.

· Организацию и проведение рейдов в семьи учащихся совместно с инспекторами ИДН.

· Вызов родителей на заседание школьного Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних, заседания КДН администрации поселка.

· Проведение бесед с родителями, вынесение официальных предупреждений о недопустимости халатного отношения к детям.
Большую роль в работе с семьей играет сотрудничество с Центром социальной помощи семье и детям "Родничок". На стенде, оформленном специалистами Центра в нашей школе, имеется вся необходимая информация в этом направлении.
Чрезвычайно важной формой работы является ранняя диагностика семей.
Главная задача диагностики - установить семью, которая требует особого педагогического внимания, с целью своевременной охраны жизни и здоровья ребенка.
Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии и поведении, трудностями обучения и школьной адаптацией, нарушениями в эмоционально-личностной сфере, другими особенностями развития определяет в настоящее время необходимость выделения консультативного процесса как особого вида психокоррекционной работы с семьей. Возрастающая сложность нарушений и отклонений в развитии вызывают, в свою очередь, необходимость комплексного подхода к диагностической и коррекционной работе с такими детьми и их родителями, привлечения всех специалистов, работающих в школе.
В нашей школе психокоррекционная работа с семьей психологической службой школы проводится ежегодно. В сентябре месяце планово проводится диагностика детско-родительских отношений с учащимися 9-х - 12-х классов. Цель данного обследования - выявление нарушений внутрисемейных отношений. Диагностика проводится по методике М.И.Рожкова и М.А.Ковальчук. Высокие баллы по шкале «Детско-родительские отношения» свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
напряженной ситуацией в семье;
родительской неприязнью;
необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
страхом перед родителями и т.д.
По результатам диагностики на каждый класс составляются сводные таблицы, количественные и качественные показатели которых доводятся до сведения классных руководителей и социального педагога школы. Родители учащихся, у которых выявлены нарушения внутрисемейных отношений, приглашаются классным руководителем или социальным педагогом школы для беседы с психологом. Цель такой беседы - не только информирование родителей о выявлении факта нарушения диагностической процедурой, но и, в первую очередь, оказание психологической помощи семье, попытка взглянуть на внутрисемейные отношения, как с позиции ребенка, так и с позиции родителей, дать необходимые рекомендации. К сожалению, следует отметить тот факт, что далеко не все приглашенные родители приходят для беседы к психологу, мотивируя отказ отсутствием временной возможности, занятостью. Опираясь на опыт работы, можно выделить наиболее типичные проблемы, требующие проведения психологического консультирования, возникающие у родителей, имеющих детей-подростков, и у самих подростков.
Вариант 1. Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают конфликты по самым разным вопросам.
Вариант 2. Дети-подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе, недобросовестно выполняют свои обязанности по дому, не выполняют данные родителям обещания и т.п.
Вариант 3. Родителям кажется, что дети-подростки что-то от них скрывают. Родители вместе с тем замечают, что дети часто проводят время вне дома, избегают общения с ними, употребляют спиртные напитки.
Для этого психологической службой школы, проведено диагностическое обследование 87 учащихся классов; сформирована контрольная группа детей в количестве 32 человек, находящихся в социально-опасном положении. Затем с этой группой детей началась коррекционно-реабилитационная работа. Меры реальной помощи реализовывались по двум направлениям: работа с родителями и работа с детьми.
Социальный педагог и школьный школы глубоко изучили семейную ситуацию каждого ребенка. С этой целью были организованы рейды в семьи, практически все родители получили индивидуальную помощь, которая выражалась в правовой поддержке, содействии в получении материально-бытовой помощи. На сегодняшний день установлено, что в школе имеется:
- всего семей - 74;
- полных семей - 42;
- неполных семей - 32;
- многодетных семей - 2;
- малообеспеченных семей - 1;
- семей, где родители-инвалиды - 2;
- опекунских семей - 1;
- социально неблагополучных семей - 4;
- семей, состоящих на внутришкольном учете - 2;
- семей, состоящих учете в КДН - 2.
На каждую неблагополучную семью социальным педагогом ведутся карты учета, где имеется вся необходимая информация о семье и отражается вся текущая работа с данной семьей.
Анализ анкетирования родителей показал ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому нами был разработан ряд мероприятий. Это и специальный курс лекций «О вас и для вас, родители», по которому были организованы выступления специалистов, проводились круглые столы,. Многие родители, бабушки и дедушки получали индивидуальные консультации специалистов школы.
С учащимися проводилась индивидуальная работа, тренинговые занятия. Повторная диагностика показала позитивную динамику: снятие синдрома тревожности, повышение коммуникативности, социальной адаптации и, как следствие, повышение успеваемости учащихся контрольной группы, изменение в поведении ребенка.
В каждой асоциальной семье ситуация находилась под контролем педагогического коллектива. Была оказана своевременная помощь и поддержка этим семьям. Показателем эффективности работы явился тот факт, что многие мамы сами стали приходить в школу и интересоваться успехами ребенка. Дети стали меньше пропускать занятия без уважительной причины, сократилось количество опозданий.
Работа с учащимися:

· Проводится анкетирование, тестирование учеников с целью раннего выявления асоциальных семей.

· Постоянно, в течение года, проводятся индивидуальные беседы с детьми из семей СОП.

· Администрацией школы и социально-психологической службой (СПС) осуществляется контроль за посещаемостью учащихся из семей СОП и группы риска.

· Детям из асоциальных семей оказывается помощь в трудоустройстве, устройстве в различные учебные заведения.

· В апреле-июне каждого учебного года организуется летняя занятость детей из семей СОП и группы риска.

· В течение года ученики из указанных семей обеспечиваются бесплатным дополнительным горячим питанием.

· На заседании школьного Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних рассмотрено 2 дела детей из асоциальных семей, КДН администрации поселка - 1 человек.
Взаимодействие с социумом:
Школа постоянно поддерживает тесную связь со следующими организациями:

· поселковым Дворцом спорта "Олимп";

· ИДН поселкового отделения милиции;

· КДН администрации района.

· Районным управлением образования.

· Центром социальной помощи семье и детям "Родничок".

· Поликлиникой МУ "Районная больница".

· Домом культуры поселка.

· Службой занятости при отделе по делам молодежи администрации.
Основным органом, регулирующим работу в данном направлении, является социально-психологическая служба школы (СПС). Проведенный анализ работы позволяет сделать вывод о хорошо поставленной деятельности администрации, педагогического коллектива и специализированных служб школы.
Учитывая все вышесказанное, основными задачами деятельности на следующий учебный год являются:

· Продолжение работы по предупреждению бродяжничества, второгодничества и преступлений несовершеннолетними.

· Оказание разноплановой поддержки нуждающимся родителям.

· Целенаправленное изучение «социального» заказа от родителей, рассмотрение вопросов открытия новых курсов освоения профессий, кроме имеющихся (секретаря, повара, столяра, водителя, няни, автослесаря).

· Привлечение к активной работе родительской общественности.














13PAGE 15


13PAGE 14115




15