Конспект урока по Слушанию музыки на тему Характерные особенности маршевой музыки (3 класс)


Конспект урока по предмету «Слушание музыки»
Тема: «Характерные особенности маршевой музыки»
3 класс
Ребята, сегодня на уроке мы закрепляем знания о маршевой музыке. Вспомните, что означает слово «марш»?
- Правильно, в переводе с французского слово «марш» означает «шествие». Сейчас встаньте возле своих парт. Я буду играть марш, а вы четко шагайте под музыку, слушайте сильные, ударные доли, определите размер, название марша и композитора (исполняю «Марш» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка»). Узнали этот марш? (говорят название). Ребята отвечают, что размер 4\4, так как от одной сильной доли до другой 4 шага (доли).
- Сейчас прозвучит известный с давних времен марш. Я вас попрошу определить средства выразительности: темп, лад, размер, характер музыки и угадать название марша, жанр и солирующие инструменты (1 ученик выходит к доске, остальные работают в тетрадях). Звучит марш Преображенского полка. Во время звучания музыки, ученик на доске фиксирует средства выразительности: темп – умеренный, лад – мажор, размер 4\4, характер – бодрый, энергичный, решительный. Ребята угадывают название – марш Преображенского полка. Жанр – военный походный. Вместе с учащимися выясняем, что для создания военного характера, в оркестре используются медно-духовые инструменты и ударные: трубы, тромбоны, барабаны, тарелки, характерные для военно-духовых оркестров.
- Ребята, а скажите, как возник этот знаменитый марш?
- Ученики отвечают, что возник он во времена Петра Первого, в начале 18 века от солдатской походной песни «Славны были наши деды».
- А сейчас мы громко, выразительно споем 1 куплет этой песни.
- Дома вы рисовали рисунки к этому маршу? Давайте, просмотрим. Молодцы, все рисунки яркие, красочные и по теме марша.
- Еще один яркий и известный военный марш - «Триумфальный марш» – из оперы «Аида» итальянского композитора Верди. Он звучит, когда народ Древнего Египта радостно встречает своих героев - воинов после их блистательной победы над эфиопами. В опере перед зрителями предстают красочные декорации. Огромная площадь, полная народу. На троне – фараон Египта, окружённый жрецами, приближёнными. Грандиозный храм и триумфальная арка создают впечатление величия и могущества. Чтобы хорошо проникнуться атмосферой Древнего Египта, предлагаю вам посмотреть иллюстрации (показываю одно из 7 чудес света – египетские пирамиды, священный символ «жука-скоробея», портреты Нифертити, Тутанхамона, египетский храм). Ребята, музыка этого марша передаёт победный шаг воинов, гордость победителей, возвращающихся домой. Тема марша, воинственная и победная, звучит у трубы в сопровождении оркестра. В мелодии слышатся энергичные фанфарные возгласы. Слушаем фрагмент.
- Ребята, скажите, а бывают марши в медленном темпе? Какие? Правильно, скорбные, траурные. Я вам сейчас исполню один из таких маршей, а вы угадайте название и композитора (играю «Похороны куклы» П.И. Чайковского из «Детского альбома») Ученики отвечают.
- Ребята, а в каком размере, кроме 4\4 еще могут звучать марши? (2\4). Для примера разберем пьесу из Детского альбома П. И. Чайковского. Откройте ноты - «Марш деревянных солдатиков». Давайте устно проанализируем средства выразительности. Темп, тональность, размер, динамические оттенки, ритм (анализ по нотам). Темп – умеренный, тональность – ре мажор, размер 2\4, динамика пианиссимо и пиано. Ритм – четкий. Я сейчас буду исполнять эту музыку, а вы отмечайте, на сколько больших частей она делится.
- Правильно, молодцы. Здесь трехчастная форма. 1 часть А – веселая, солдатики выходят из игрушечной коробки. 2 часть Б – более серьезная, решительная, как- будто солдатики сражаются с врагом, а 3 часть А1 – повторение 1 части - реприза. И в конце музыка звучит все тише и тише, это солдатики уходят в свою игрушечную коробочку. Запомните, все марши, в основном, излагаются в 3 частной форме.
А сейчас побеседуем о сказочных маршах. Например, о «Марше Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила». М.И. Глинка очень любил русские сказки. Однажды его внимание привлекла сказочная поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Помните  отрывок «У лукоморья дуб зеленый»? Давайте хором расскажем (параллельно показываю красочные иллюстрации из книги «Там, на неведомых дорожках» А.С. Пушкина):
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит,
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Действие оперы М.И. Глинки начинается со свадебного пира. Во дворце играют свадьбу Людмилы, дочери князя Светозара и Руслана - русского богатыря. Но в самый разгар этого пира вдруг грянул гром, потух свет. В зал врывается злой волшебник Черномор и похищает Людмилу.
- В чем волшебная сила Черномора? (сила находится в его длинной бороде)
Рассматриваем иллюстрации с изображением Черномора.
- А что произойдет, если ему отрубить бороду? (Вся его волшебная сила исчезнет, и он станет простым, безвредным)
- Смотрим видеоролик из оперы. Определяем размер, темп, лад, характер (темп – умеренный, размер 4\4, лад – мажор). Какой характер у прозвучавшей музыки?
- музыка решительная, грозная, повелительная.
- А какой инструмент подчеркивает сказочность? (колокольчики)
Итак, давайте сделаем выводы по характерным особенностям маршевой музыки:
Темп – умеренный, медленный, в зависимости от образа.
Размер – двухдольный (2\4, 4\4)
Форма – трехчастная.
Ритм – четкий, острый.
В мелодии призывные интонации.
В оркестре – медно – духовые инструменты, ударные.
А сейчас проведем музыкальную викторину по пройденным маршам (устно). Слушаем и угадываем произведения.
Марш из оперы «Аида» Верди.
«Марш Черномора» Глинка.
Марш из «Детской музыки» Прокофьева.
«Марш деревянных солдатиков» Чайковский.
Марш Преображенского полка.
«Похороны куклы» Чайковский.
(викторина записывается учителем на флэш - накопитель для быстрого включения треков)
Все молодцы! Активно поработали! Оценки. Домашнее задание.