Презентация по теме самообразования Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях ФГОС


Тема самообразования «Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством предмета «Географии»МКОУ «Тимская СОШ им.Н.В.Черных»Учитель географии – Ильницкая Светлана Ивановна «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Китайская мудрость.

Актуальность.Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Учебные действия.Предметные, географические умения   Умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;Умения  ориентироваться  на     местности;  Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);  Умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов.Универсальные учебные действияЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные Личностные действияПозволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
Личностные действия2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;7 класс
Личностные действияТема урока в 7 классе «Народы Африки»- Для чего женщины племени мурси так себя уродуют?3. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания:4. Удивление рождает желание больше узнать; «Познание начинается с удивления». Аристотель

Регулятивные действияОбеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто. В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д.В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связиВ 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России. И т.д. 1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания 2. Задания на упорядочивание и группировку- Сгруппируйте географические объекты по смыслу:География 7 класс.Тема: «Северная Америка»Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис.рекигорыгородаштаты







3. Задание “Найди ошибки в тексте”. В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф.Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.География 9 класс.Тема: «Центральная Россия»


География 7 классТема: «Южная Америка»ЮА можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад.Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….…………. – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в ……………… океан. Амазонка …………. в течение всего года. На реке Парана построена крупнейшая в мире ………………….. Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..Самая высокая вершина Анд - ……………4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова» Познавательные действияВключают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях: Работа с картой. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Работа с картами12- Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географичес-кой широте имеют разную степень увлажнения?7 класс 7 класссмерч1. Что является причиной частого образования смерчей в Северной Америке?


7 класс2. Почему смерчи не частые гости в Восточной Евразии?Гималаи

Работа в контурных картах9 класс11 класс7 класс5 класс 1.     В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.2.     Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.3.     У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления. 6 классРабота в тетрадях на печатной основеРабота с географической картойПостроение диаграммАнализ статистических данных9 классЗадания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Ориентирование в географическом пространстве Практические работыПрактические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами 6 класс В результате использования разнообразных видов практических работ, формируется навык составления и распознавания диаграмм, 6 класспостроения графиков, Природные зоныЕвразияСеверная АмерикаЧерты сходстваЧерты различия1. Смешанные и широколиств. леса.2. Лесостепи и степи.3. Пустыни и полупустыни. 4. Переменно- влажные леса5. Жестколист. Леса и кустарники.Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявить причины сходства и различия по зонам. (Ответы занести в таблицу).Практическая работа 7 класс.Тема: «Природные зоны»умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия. Приём №3 «Верно – неверно»1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно. Верно – неверноУрок 9 класс «Транспорт России»Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспортаКаботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страныМетро относится к наземным видам транспортаНаиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспортВ России очень много незамерзающих портовВ восточной части России густота транспортной сети больше, чем в западной 9 класс Коммуникативные действияОбеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.Игровые уроки Обобщающие уроки Создание проектов Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапред-метных результатов.Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Этапы формирования учебных действий на уроках географии.Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты. При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:



{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционный урокУрок формирования УУДЦелиДать комплексную характеристику Тихому океану. Формировать умения работать с источниками информации: текстом учебника, географической картой, статистическими данными.Приемы и методы.Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы с учебником и картой, практические задания.Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы, практические задания,Использование компьютера и Интернета.Можно использовать проектные технологии.Основным условием для формирования на уроках географии универсальных действий считаю правильно поставленную цель выполнения каждого задания на уроке.География 7 класс Тема: «Тихий океан» В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.