Развитие навыков исследовательской деятельности у младших школьников средствами учебно- методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Развитие навыков исследовательской деятельности у младших школьников средствами учебно- методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Никонова Марина Евгеньевна, учитель начальных классов филиала МАОУ «Комсомольская СОШ» Тумашовская ООШ Заводоуковского городского округа

При реализации федерального государственного основного стандарта начального образования одной из основных задач является формирование у младших школьников общеучебных умений и навыков как основы учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
На мой взгляд, одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, которая обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, развитие творческого потенциала детей, тем самым, способствуя достижению планируемых результатов начального общего образования.
В своей системе работы с применением технологии развития индивидуального опыта младших школьников опираюсь на следующие основные дидактические положения концепции личностно – ориентированного обучения:
учебный материал (характер его предъявления) способствует тому, чтобы выявить содержание индивидуального опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием предлагаемых знаний;
деятельность ученика (индивидуальный опыт в действии) организуется педагогом как творческий процесс, как процесс создания «чего-то нового», в котором ребенок реализует свои способности и возможности и получает опыт расширенного самосознания, самоощущения и самореализации.
Моя система работы включает в себя следующие методы и приемы, обеспечивающие развитие и обогащение индивидуального опыта младших школьников:
Обучение в условиях учебного диалога.
Наша интеллектуальная жизнь всегда социально обусловлена и неизбежно протекает в процессе диалога (внешнего или внутреннего). Таким образом, можно сказать, что в диалоге, построенном на партнерских отношениях, каждый ребенок чувствует «востребованность» с его индивидуальным опытом и может творчески самоутвердиться в процессе воспроизведения своего опыта.
Например. Использую для беседы элементы дискуссии произведения Н. Носова, В. Драгунского, А. П. Чехова, А. Лингрена. Так по рассказу А.П. Чехова «Белолобый» предложила тему для дискуссии «Трудно ли быть маленьким?»
По сказке А. Лингрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», интерес, на мой взгляд, представляет незаконченную формулировку темы. Например, «Обман –это»,
(по рассказу Н.Носова «Фантазеры). Почему Мишутку и Стасика можно назвать фантазерами, а Игоря нельзя?
2. Использование на уроках проблемного метода обучения.
Это создание проблемных ситуаций под руководством учителя и стимулирование активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего развивается познавательный интерес детей, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие творческих способностей.
Например. 2 класс изучение темы «Разнообразие растений».
- А теперь закрой глаза и представь, что ты корень дерева. Как ты поишь его водой? Куда поступает влага сначала? А потом?
- А теперь представь, что ты корень кустарника. Как ты напоишь куст?
Рассказы ребят выслушиваются и обсуждаются.
3. Применение игровых методов обучения.
Используя игру на уроке, стараюсь реализовать через детскую деятельность основные функции игры: коммуникативную (развитие опыта общения), функцию самореализации (обогащение опытом самостоятельной творческой деятельности), игротерапевтическую функцию (снятие страха, преодоление стеснительности), диагностическую.
Например. Игра «Скажи на ушко» Этот прием способствует личному контакту с учителем, снимает боязнь неправильного ответа, позволяет опросить многих, не снижая трудности задания.
Вместе с вымышленными героями Мишей и Машей при изучении некоторых тем по окружающему миру, мы можем побывать и под водой, и на вертолете, и на цветочной поляне.
4. Проектное обучение.
Проектная технология позволяет создать условия для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Здесь ценны не только и не столько результаты, сколько сам процесс выполнения работы. Основы, на которых строится метод проектов:
личностная ориентация на ребенка;
обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, ролевая игра, эвристическое обучение, дискуссия и др.;
обучение на собственном (индивидуальном) опыте и опыте других в конкретном деле.
Например. Проект «Дом, в котором мы живем», дети придумывают оформление классной комнаты, чтобы в ней нравилось учиться, при оформлении уголка, предложили поместить в уголок материалы, которые помогают детям узнать о жизни класса, получить какую- то информацию. В этом году создали уголок в виде сказочного домика на курьих ножках. Проект «Портфолио выходного дня», собирали материал, семейные традиции и классные традиции, придумывали игры, совместные мероприятия с родителями. Проводим выходные дни интересно (ходим на природу, где присутствуют игры, песни, шутки), ходим рыбачить на речку, посещаем музеи, поездки в город, ходим на лыжах в лес и т.д.)
Мы видим, что данный метод создает большие возможности для обогащения и развития индивидуального опыта младшего школьника.
5. Прием стартовой актуализации индивидуального опыта учащихся.
Задача учителя – выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся прежде, чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Технология использования данного приема может быть связана с несколькими формами организации деятельности учащихся:
А) прямая постановка вопроса: «Что мы знаем о нашей стране и о своей деревне», «Что умеет компьютер», «Что вокруг нас может быть опасным».
Б) ты смог бы поделиться опытом «Как ухаживать за кошкой и собакой?», Как зимой помочь птицам?»
В) кто хочет попробовать решить задачу выражением. Представлены исходные данные. По каждому набору требуется составить как можно больше вариантов задач; составить текст по вопросам, по прилагательным, по картинке, по задуманному плану
Г) опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают свои знания о чем-то с последующим анализом учителем степени их осведомленности в области учебной дисциплины.
Например. Учимся делать научное сообщение (помогают знания на уроках Окружающего мира). Работа с картиной Левитана «Тихая обитель».
6. Прием опережающей проекции нового знания.
Важна инструментовка этого приема: «В следующий раз я расскажу вам о том, как вращается Земля вокруг своей оси, или, как предупредить простудные заболевания, а вы вспомните, что слышали об этом, откуда знаете, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни». Смысл инструментовки – образовательную проекцию на новое знание органично наложить на индивидуальный опыт учащихся. В ожидании нового опыта познания у детей формируется готовность к соединению имеющегося запаса знаний и умений с будущей темой
7. Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели.
Задача учителя при этом – актуализировать творческий потенциал ребенка, его потребность в самореализации. При этом каждый ученик обязательно будет опираться на свой жизненный (индивидуальный) опыт.
Например: «Я предлагаю начало текста, а ваша задача – дополнить текст».
1. Дети пошли в лес Поэтому, не дойдя до леса, они бросились бегом домой. (Дети пошли в лес. Они шли по узкой тропинке. По бокам тропинки росли цветы. Дети собирали красивые букетики, но вдруг впереди они увидели волка. Ребята очень испугались. Поэтому, не дойдя до леса, они бросились бегом домой).
2. Зима наступила неожиданно..Зима всегда необычна. «Зимой всегда так красиво», - сказала мама. ( Зима наступила неожиданно. Через месяц мы пошли в лес. Там было очень красиво. Елочки будто надели пушистые шапки. Стройные сосны как будто протягивали нам покрытые инеем, ажурные лапки. Я восхищался чудной красотой! «Зимой всегда так красиво», - сказала мама)
8. Прием жизненного одухотворения объектов живой и неживой природы.
Например, даю учащимся такие темы сочинений: Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне», сочинение - описание на тему «О чем мне рассказала старая фотография»; устраиваю беседы на природе, например, «О чем думает травинка», предлагаю сочинить сказку о геометрических фигурах (треугольнике, квадрате).
Такие задания помогают учащимся понять глубинный смысл образовательных связей, процессов.
9. Конструирование индивидуального опыта через практическую деятельность.
Дети наблюдают, дотрагиваются, держат предмет в руках, ощущают аромат.
Например.
- Почти каждый день вы слышите слова вода, воздух.
- Какими звуками они воздействуют на тебя? Расскажи, поделись с другими.
- А теперь закрой глаза и попробуй представить, что ты в воде, что ты ощущаешь? (ответы детей). А когда вокруг тебя воздух, что ты чувствуешь? Попробуй сказать или написать о своих ощущениях.
- Закрой глаза и представь, будто у тебя на ладони горячий воздух. Отчего он исходит? А теперь ответь, что ты ощутишь, если у тебя по спине будет стекать ледяная вода?
Ребята делятся своими ощущениями.
Ученики в процессе такой деятельности приобретают опыт наблюдения, осмысления объекта, вычленения из наблюдений главного, опыт транслирования своего впечатления, своего «Я» для других.
10. Прием жизненных аналогий в образовательных проекциях.
Например: «Представьте картину из своей жизни, связанную со словом «уважение», расскажите об этом.
Обсуждение реальных ситуаций. Например, ситуаций, связанных с проявлением жадности, лицемерия.
Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В настоящее время школьные научные исследования уже не редки. Все чаще они ориентируются на решении актуальных практических проблем и служат  эффективным способом активизации познавательной деятельности.
Научно-практическая деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу.
Следует запомнить, что  выбор проекта это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными  для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе  предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе   и обобщении материала, при доведении всего дело до логического завершения. Здесь уместно отметить еще один факт. Существует утверждение, что никогда никакая семья не дает ребенку того, что может дать школа; никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.
  Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми  ведутся записи в портфолио. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.
На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:
первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.
второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.
Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. 
Работа по организации исследований младших школьников требует от педагога немалых усилий.
Из опыта работы по организации исследовательской деятельности
«Любопытство - любознательность – познавательная потребность» - этими понятиями  обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания.
1 лесенка творчества: «Сочинения». По программе учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» в комплекте русский язык особое значение имеет 2 часть учебника. Инструментальная задача этой части - обучать работе со словарями, чтобы открыть их для школьников как один из источников познания языкового материала. В эту часть входит написание сочинений, изложений, работа с текстом. Содержание обучения русскому языку позволяет развивать организационные умения и навыки: планирование этапов предстоящей исследовательской работы, определение последовательности намеченных действий, осуществление контроля и оценки правильности выполнения, поиск путей преодоление ошибок, использовать речь для регуляции своих действий.
Необходимо помнить четыре  обязательных условия написания сочинений:
предоставление своей работы перед аудиторией – чтение перед классом.
обсудить с детьми написанные сочинения.
обязательно при обсуждении упомянуть всех участников.
по итогам обсуждения предоставить детям возможность отредактировать работы.
2 лесенка  творчества: «Творческие задания»
Ребята вместе с героями учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» являются членами клуба «Ключ и Заря», «Мы и окружающий мир». Пишут письма. Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся:
иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста.
Серия рисунков к одному тексту.
Портрет героя.
Характеристика героя.
Составления писем и телеграмм от имени героев.
Реклама.
Пишем, подражая автору.
Рассказы по наклейке.
Конкурс «Кто прочитает оригинально».
Книжки-малютки и т.д.
Необходимо здесь: защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов.
3 лесенка творчества: «Праздники  читательских удовольствий»
На таких уроках мы по разным темам выучиваем стихи, находим сказки, рассказы, подходящие к теме. И на основе разбора литературного слова учимся сочинять сказки, стихи, рассказы. Цель этих праздников:
Развить умения выразительного чтения;
Раскрытие творческого потенциала школьников;
Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, расширение кругозора;
Развитие коммуникативных навыков.
4 лесенка творчества - совместные проекты с родителями
Проекты в 1 классе имеют форму выступления по сочинению, в написании которого обучающимся помогают родители. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения. Тематика сочинений предлагается в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (русский язык). Например, «Азбука вежливости».
Во 2 классе выполнение работы совместно с родителями в виде рефератов по окружающему миру. В учебнике предложены интересные для ребят темы. Например, «Кому и для чего нужна вода?», «Условия, необходимые для развития растений», «Правила поведения на природе» и другие. Обучающиеся выбирают одну из предложенных тем, проводят исследования, описывают полученные результаты. Защита выполненных работ проводится в конце изученной темы или в конце изученной темы, в зависимости от объема выполненного исследования.
В 3 классе – проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом по проведению учебного исследования. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования: «подумать», «задать вопросы», «посмотреть в книгах», понаблюдать», «посмотреть в других источниках».
Например, при изучении темы «Круговорот воды в природе» на занятии «Чудесные превращения воды» проводим опыты по изучению свойств воды. Описываем полученные результаты, делаем выводы.
В 4 классе - дети на уроках окружающего мира сами пишут сообщение о природных зонах, о строении человека. Защита работ проводится перед ребятами 1, 2, 3 классов.
Исследовательские работы могут быть организованы и во внеурочной деятельности.
Например, «Все профессии важны». Цель работы - изучение  и  знание  профессий своих родителей, помощь обучающимся в выборе своих профессиональных предпочтений:
- проводится совместная исследовательская деятельность с родителями по выявлению династий в семье;
- развивается правильное самосознание, понимание своего «Я».
- развивается чувство гордости за свою семью.
Такие проекты учат детей согласованно работать с родителями, проводить исследование, презентовать свои результаты.
5 лесенка творчества:  «Проекты внеклассных мероприятий»
Воспитательная работа ведется в форме коллективных творческих дел. Организаторами и участниками мероприятий являются обучающиеся, их родители и учитель. Однако, если в 1 классе ребята чаще выступают в роли зрителей и участников, то со 2 класса – принимают участие в их организации.
Такие проекты учат детей умению выступать, быть организованными, творчески относиться к делу, быть самостоятельными.
6  лесенка творчества: «Защита проектов» - венец исследования
Составной частью развития творческой деятельности учащихся является научно-исследовательская работа. Задачи вовлечения в исследовательскую деятельность:
- обучение учащихся методике исследования, пополнение и углубление теоретических знаний;
- вооружение их технологией и умениями творческого подхода к исследованию выдвинутых проблем.
При работе над проектом необходимо поставить цели:
Образовательные: сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; познакомить детей с этапами проектной деятельности; сформировать речевые умения.
Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.
Развивающие: развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем; развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
Учебно- педагогические задачи:
Составить программу по выбранной теме;
Создать условия  для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов и презентовать их;
Научить рецензировать творческую работу одноклассника.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, даётся импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формируется социальный опыт в труде и общении;
учителю даётся возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты с родителями учащихся;
способствует профессиональному росту учителя;
развиваются учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция личностного самосовершенствования.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять план действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
составлять задания по предложенной теме;
проводить самоконтроль.
Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.
Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.
Возможность развития исследовательских навыков младших школьников заложена в учебно-методическим комплекте «Перспективная начальная школа».

^ђ Заголовок 1^ђ Заголовок 2^ђ Заголовок 3^ђ Заголовок 4^ђ Заголовок 5^ђ Заголовок 6^ђ Заголовок 7^ђ Заголовок 8^ђ Заголовок 915