Конспект занятия Море и морские обитатели







Интегрированная деятельность с приоритетом интеллектуально-речевых заданий с использованием элементов методики Н.А.Зайцева и Н.Гавриш на тему:







Логопед доу №30 «Искорка» Кравченко Лариса Петровна






Тема: «Море, морские обитатели»


Характеристики занятия: сюжетное, интегрированное, учебно-познавательное.

Цель: формировать жизненную компетентность детей, обогащая их представления о море, его обитателях, деятельности людей; речевую компетентность, систематизируя лексические и грамматические знания детей по теме, упражнять в образовании прилагательных среднего рода, существительных родительного, творительного падежей, упражнять в чтении слов.
Развивать мышление, память, зрительный и тактильные анализаторы.
Воспитывать экологическую культуру, умение замечать многообразие, красоту окружающего мира, бережное отношение к природе.

Лексическое поле: спор, обитатели моря, нефть, мазут.

Материал: зеркала, игрушки чаек, бассейн с водой;
игрушки и картинки с изображением морских обитателей, песок, бумажные чайки, пластилин, прищепки; мягкие игрушки краба и осьминога.









I. Звучит музыка «Прибоя дивные напевы». Дети, кто хочет, закройте глаза, расслабьтесь, послушайте, что напоминает эта музыка, кто кричит? Правильно, чайки.
Дети, к нам в гости прилетели 2 чайки: мудрая мама чайка и маленькая, несмышленая доченька чайка.
Между ними возник спор.
Дети что такое спор? Как вы думаете?
(Дети высказывают свое мнение. Спор - это обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение).
Спор - это хорошо или плохо?
Так вот, мы с чайками посоветовались и решили рассказать вам почему возник спор, чтобы вы помогли им в этой ситуации. Возможно мы чем-нибудь им поможем?
Мама чайка говорит, что давным-давно море было чистым, прозрачным, много было рыбы, дельфинов, а сейчас много заводов и фабрик, которые загрязняют морскую воду химическими отходами, нефть разливается из больших кораблей - танкеров, а что творится на пляжах? Желтый песок становится грязным, потому что люди разбрасывают мусор.
Маленькая чайка говорит, что мне нравится, когда на пляже грязно. Можно полакомится брошенными пищевыми отходами, чипсами, чупа-чvпcaми, попробовать кукурузу. Здорово, когда на пляже грязно!
Чайки не спорьте!
Дети, давайте поможем чайкам, расскажем, что мы знаем о море, морских обитателях и как заботиться, охранять нашу природу, море. Помирим чаек, чтобы они улетели от нас довольными.

II. Игра с мячом. Подарим чайкам слова о море, чтобы они не скучали,
Если вода в море чистая теплая холодная прозрачная пенистая искристая йодистая полезная светлая голубая солёная приветливая
Прекрасно!
я буду говорить какая вода, а вы какое море.

то море чистое
море теплое
море холодное
море прозрачное
море пенистое
море искристое
море йодистое
море полезное
море светлое
море голубое
море соленое
море приветливое
2. А кто обитает в море мы вспомним, когда отгадаем загадки
У родителей и деток
Вся одежда из монеток (Рыбы)
В море видим мы фонтан
Кто его устроил там?
Почему фонтан плывет?
Что за чудо - пароход?
(Кит)
Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывет он, не ныряет
Только тронешь - обжигает


(Медуза)

Загадки отгадали, ну а теперь добавьте последнее слово
Море покачай - ка Попросила... (чайка)

Верен морю, как матрос Белокрылый ... (альбатрос)

Давайте посмотрим, кто же у нас спрятался в воде, в водорослях, летает в небе. Возьмите картинки с ширмой, сделайте глубокий вдох и подуйте, а язык лежит на нижней губе. Называем название морских обитателей (краб, медуза, акула, чайка, осьминоге, дельфин, кит и т.д.)

3. Дети, давайте споем песенку М.О. Как вы думаете, где песенка, дельфина, мидии, краба?
(Мамину песенку поем громко, а детеныша - тише.)
Будьте внимательны, я сейчас напишу название рыбы - хищницы, а вы отгадайте. А - КУ - ЛА.
Кто умеет щупальцами обжигать?
МЕ - ДУ - ЗА
Кто над морем летает?
ЧА-Й-КА
А кто же спрятался за синими волнами?
ДЕ - ЛЬ - ФИ - Н
КО - РА - Л – ЛЫ
РА - ПА - Н
Чтение по кубикам
(Показываю, любуемся их красотой)

4. А сейчас поиграем в игру «Знатоки»
Вы же любознайки, Быстро отвечайте!
Чем покрыто тело рыбы?
Чем дышат рыбы?
Что помогает рыбам двигаться, плавать?
У кого несколько рядов острых, загнутых назад зубов?
Кто плавает вертикально?
На что похоже тело медузы?
У кого ноги на голове?
Видит ли морская звезда?
Кого считают спасителями людей ?
Какие морские животные кормят детенышей молоком?
Как называются передние ноги у краба?
Кого считают санитарами?
Кто пробовал морскую капусту?
Полезна ли она?

5. Кто из вас был на море в комнате смеха? Что есть в этой комнате? Дети смотрят в зеркала и выполняют движения.
плаваем играем в мяч
ныряем загораем
ловим рыбу бегаем
танцуем лакомимся сладостями
Одна команда называет действие и держит зеркала, вторая команда изображают эти действия по смешному.

6. Дети под водой можно разговаривать, дышать? - Давайте подумаем почему? - Ответы.
Давайте наберем воздуха, сделаем глубокий вдох и опустимся на дно моря, кого мы увидели? - краба, осьминога.
Сколько ног у краба? - 10
Давайте выложим из прищепок (краба и осьминога).

7. Дети, пока мы играли, к чайкам прилетели подруги. Сколько их? - 10. Возьмите их в руки. Легкие они или тяжелые? Подуйте. Летят. А теперь прилепите по кусочку пластилина, как вы считаете, будет лететь? Почему? Стали легкими или тяжелыми? Подуем. Вот так чайки не могут взлететь, когда на море разливается нефть или мазут. Нефть склеивает их перья, мазут прилипает к лапкам, и чайки погибают. Помните мы читали рассказ о том, как люди спасали чаек. Что они делали? Давайте мы своих чаек спасем, уберем пластилин, подуйте.

8. Ребята, наше маленькое море изменилось. Что же происходит? Кто - то набросал сюда крышек, полиэтилена, бутылок. Давайте представим, что мы на море, будем очищать его. Вот у нас такие большие прищепки, вылавливайте. А что же в этой бутылке? - записки. Кто умеет читать?
Чтение:
Не бросайте пакеты, пластик
Не шумите на пляже
Не ловите много крабов, мидий. Берегите, любите природу, море!
9. Игра с песком Исследовательская деятельность
Дети, когда я отдыхала, у моря были камешки - галька, на золотом пляже были ракушки. А вы когда отдыхали какой берег был? (песчаный ) Давайте пои фаем с песком
желтый легкий
сухой колючий
сыпучий светлый
мелкий
А из сухого песка можно что-нибудь строить, лепить? Давайте попробуем. А если мы польем какой станет?
легкий
тяжелый
мокрый
Давайте напишем на песке буквы (М - О - Р - Е) Составляем слово: МОРЕ!
Потом выложим из ракушек целое предложение.
Берегите и любите природу море!
III. Итог
Вам понравилась встреча с чайками, морскими обитателями? Чайка ты поняла, что ты была не права? Да, мама, извини, пожалуйста, я была не права.
Дети чайки говорят:
- «Нам понравилось у вас
Вы играли «Просто класс»
(Дарят нам игрушку-фотоаппарат с изображением морских обитателей и игрушки для развития мелкой моторики рук)
Приглашают нас в гости. Мы приедем теперь к чайкам на море. Что мы сможем сделать, чтобы сберечь море:
Не будем там сорить
Не будем шуметь, громко включать музыку. Не будем ловить много крабов, мидий.
Будем беречь, любить море!
До свидания, чайки!
Ждите нас в гости!