ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЗАРОЖДЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Зарождение демократии в Афинах»


ФИО (полностью)
Гиззатова Галия Султановна


Место работы
МКВ(с)ОУ г.Астрахани «О(с)ОШ №3»


Должность
учителя истории и обществознания


Предмет
история


Класс
5


Тема и номер урока в теме
Зарождение демократии в Афинах


Базовый учебник
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая
«История Древнео мира», Просвещение, 2011


Цель урока: сформировать у учащихся понимание причин и значение проведения реформ Солона.
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятия «демократия», «реформа», «Народное собрание», «гражданин», основные положения и итоги реформ Солона.

Метапредметные: уметь работать с документальными источниками, развивать умение отбирать самостоятельно нужные факты, события, делать
выводы, формулировать вопросы; уметь вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного уважения;

Личностные: уметь высказать и отстаивать свою точку зрения по основной
проблеме урока.
Тип урока – урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся – интерактивное занятие
Основные понятия темы: «демократия», «реформа», «гражданин», «Народное собрание»
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал с текстом документа и вопросами к нему, жетоны (красного, желтого цвета)
Идея занятия: Данный урок по теме «Зарождение демократии в Афинах»проводится в 5 классе по учебнику «История Древнего мира» Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. и разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
ХОД УРОКА
Организационный блок. Подготовить класс к работе в группах.
Мотивационный блок.
- Ребята, я хочу вам рассказать басню
Отрывок из басни:
Вот, что однажды сказал Соловью пестрогласному Ястреб, Когти, вонзивши в него и неся его в тучах высоких.  Жалко пищал Соловей, пронзенный кривыми когтями,  Тот же властительно с речью такою к нему обратился:  «Что ты, несчастный пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!  Как ты не пой, а тебя унесу я куда мне угодно.  И пообедать тобой я могу, и пустить на свободу.  Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:  Не победит он его,- к униженью лишь горе прибавит!»  Вот, что стремительный Ястреб сказал, длиннокрылая птица.
- Как вы думаете, случайно ли я прочитала вам эту басню?
- Кто является главными героями басни?
- С какими слоями населения Древней Греции можно соотнести данных героев? (для этого вывести на экран слайд со схемой основных слоев населения)
Ответы учащихся. Заполнение схемы следующего слайда
(Ребята определяют: Ястреб – это аристократ, Соловей – демос)
- Считаете ли вы данное общество справедливым? Что нужно сделать, чтобы улучшить положение демоса?
Ответы учащихся (ребята определяют, что необходимы изменения в обществе)
Учитель вводит понятие «реформа», а учащиеся записывают определение в тетрадь (слайд)
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (определение темы урока учащимися) Кто-либо из вас был знаком с данным понятием? У нас в стране проводятся реформы?
В начале VI в. до н.э. вражда между демосом и аристократами усилилась. Дело дошло даже до вооруженных столкновений между ними. Эта междоусобица ослабляла Афинское государство и наносила ущерб всем его гражданам. Тогда противники обратились с просьбой примирить их к самому уважаемому в Афинах человеку – Солону.
- Итак, тема нашего урока «Зарождение демократии в Афинах». Мы познакомимся с реформами Солона. И в конце урока мы должны с вами ответить на вопрос: всегда ли реформы дают положительный результат? (проблемный вопрос)
3. Информационный блок.
1. Выступление учащегося
Выступает ученик с подготовленным сообщением о Солоне ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Вопрос учащимся: Как вы думаете, почему и демос, и аристократы уважали Солона?
(Ребята говорят о том, что аристократов привлекали знатное происхождение Солона, его образованность, демос же привлекали деловые качества Солона – сумел разбогатеть, занимаясь торговлей, но не кичился богатством, не презирал бедняков, был честным).

2. Физминутка
- Ребята, давайте встанем и разомнемся
Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)
3. Работа с историческим документом.
Учитель раздает группам раздаточный материал (приложение 1)
Первая группа работает с 6-7 пунктами документа, а вторая – 8-10.
Беседа по вопросам к документу.
Вопросы для первой группы (приложение 2)

Ответы учащихся:
- Законы Дракона, за исключением законов об убийствах
- Он отменил как частные, так и государственные долги.
- Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.
- Предоставленные права были для всех групп населения, но права были разного объема. Кроме того, народ мог обращаться в суд в том случае, если происходило нарушение прав.

Вопросы для второй группы (приложение 3)
Ответы учащихся:
- Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это было очень важно для демоса.
Совет четырехсот.
Он должен был следить за выполнением его законов.
Потому, что он теперь мог участвовать в голосовании.

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина (п. 3 на с. 141-142 (со второго абзаца).
Задание: выяснить, как изменился суд при Солоне.
Ответы:
а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.
б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.
в) Решение суда определялось большинством голосов судей.
5. Работа с новыми терминами (слайд)
-Ребята, с какими новыми понятиями мы познакомились?
Запись понятий учащимися в тетрадь Граждане - все свободные жители Афин.
Народное собрание - орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.
Демократия - власть демоса или народовластие.
4. Аналитический блок
- Какие реформы провел Солон?

Ответы учащихся:
- освобождение должников от рабства; - сняты долговые камни; заложенные участки вернули их владельцам; - возвращение в Афины проданных в рабство за долги; - равенство всех перед законом.
- Какое значение имели эти изменения? (установилась демократия)
- Все ли были довольны его реформами? (Аристократы были недовольны отменой долгового рабства, демос – не произвел передел земли, а чужеземцы – не имели прав и для них сохранялось рабство)
- Какие реформы проводятся у нас в стране? (ответы учащихся)
- Можно ли назвать наше государство демократичным? А почему?
Ребята, давайте мы с вами составим синквейн со словами:
- первая группа – демократия
- вторая группа – реформа

Примерные ответы учащихся:

Демократия:
- народная, справедливая
- защищает, изменяет, разрешает
- В Афинах установилась демократия
- Народ

Реформа:
- государственная, важная
- проводит, изменяет, преобразует
- Солон провел реформы
- Здорово


Вывод урока:
- Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть власти демоса. - Государство защищало своих граждан, охраняло их права. Главной ценностью была свобода гражданина. Даже последний бедняк отныне мог не бояться долгового рабства. - Граждане должны были активно участвовать в жизни своего государства, не быть безучастными к его проблемам.
5. Оценочный блок
6. Рефлексивный блок

- Ребята, закончите предложения:
Урок был для нас полезным, потому что
Оказывается, что демократия
Оказывается, что реформа
Оказывается, Солон
Как мы можем использовать полученные знания?
Домашнее задание: § 30, вопросы в конце параграфа; подготовить сочинение-рассуждение «Последствия солоновских реформ»; для любознательных: прочитайте рассказ Геродота «Солон и лидийский царь Крез» и ответьте на вопрос: «Почему царь Лидийского царства Крез назвал Солона совершенно глупым человеком?»

Приложение 1.
Аристотель. Афинская полития
Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.
Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали применять, за исключением законов об убийствах.
Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса... на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)... Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки...
8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов назначил охранять законы...
9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - отмена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.
10. ...Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М, 1987. С. 130-132.
Приложение 2
- Чьи законы отменил Солон?
- Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения?
На какие четыре группы разделил население Солон?
Какие права Солон дал каждой группе?

Приложение 3
Какое значение это имело?
Какой новый орган власти создал Солон?
Чем занимался совет ареопагитов?
Почему в документе народ назван властелином государства?
Дђ Заголовок 415