Разработка семинарского занятия «Использование интерактивной доски в профессиональной деятельности»


Салкынбаева Ардак Мейрамбековна
Семипалатинский педагогический колледж им.М.О.Ауэзова
Разработка семинарского занятия «Использование интерактивной доски в профессиональной деятельности»
На сегодняшний день одним из эффективных средств, направленных на оптимизацию и интенсификацию процесса обучения, активизацию учебной деятельности и формирование профессиональных навыков обучаемых специалистов являются интерактивные методы обучения.
Интерактивные методы — это методы, которые предполагают совместное обучение, т.е. обучение в сотрудничестве: и студенты, и преподаватель являются субъектами обучения [1].
Кашлев С.С. считает, что интерактивные методы — это способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [2, с. 5].
Рассмотрим разработку семинарского занятия по дисциплине «Инновационные технологии в обучении», который был проведен с использованием интерактивных методов обучения. Данная разработка наверняка будет интересна преподавателям вузов и колледжей, магистрантам, а также учителям общеобразовательных школ.
Тема: «Использование интерактивной доски в профессиональной деятельности»
Цель: сформировать знания и умения использовать интерактивную доску в профессиональной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Методы обучения: работы в творческих группах, интерактивные методы («Аллитерация имени», «Зарядка»).
План проведения семинара:
Метод «Аллитерация имени»
Увертюра (открытие семинара).
Резюме модератора семинара (о возможностях интерактивной доски).
Презентация «Интерактивная доска»
Метод «Зарядка»
Закрытие семинара
Ход семинара
1. Метод «Аллитерация имени». Аллитерация имени – это дополнительная характеристика к имени участников семинара на ту букву, с которой начинается имя (например, Санжар - серьезный, Динара – добрая, Женис- жизнерадостный) .
2. Увертюра (модератор открывает семинар и делает небольшое теоретическое вступление):
Тема семинара: «Использование интерактивной доски в профессиональной деятельности»
Цель семинара: сформировать знания и умения использовать интерактивную доску в профессиональной деятельности.
3. Резюме модератора семинара (о возможностях интерактивной доски).
Ключевое понятие темы и содержания семинара — «Интерактивная доска»
Одним из широко применяемых интерактивных средств обучения является интерактивная доска, которая рассматривается исследователями как:
– проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками
ультразвуковых и инфракрасных сигналов;
– сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с
которого передает на доску проектор;
– устройство, позволяющее преподавателю или лектору объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор.
4.Презентация ««Интерактивная доска»
Интерактивная доска позволяет показывать слайды, видеоматериалы, делать пометки, рисовать графические изображения, чертить различные схемы, как на обычной доске в реальном времени, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Запись на интерактивной доске ведется либо специальным электронным пером либо пальцем. Докладчик, взяв в руки специальный маркер, может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства «улавливают» прикосновения, и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки [3].
Таким образом, можно выделить следующие направления использования ИД:
Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
Активное вовлечение обучающихся. Мотивация и вовлеченность обучающихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.
Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение учебного занятия (урока).
Интерактивные доски делятся на виды в зависимости
1) от расположения проектора:
– с фронтальной проекцией;
– с обратной проекцией.
Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.
Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.
2) в зависимости от используемых в них технологий:
– сенсорная аналого-резистивная;
– электромагнитная;
– лазерная;
– ультразвуковая/инфракрасная;
– оптическая.
Сенсорная аналого-резистивная. Представляет собой многослойный «пирог», покрытый износостойким полиэфирным пластиком с матовой поверхностью и широким углом рассеяния света. Поверхность достаточно мягкая для того, чтобы немного прогибаться при нажатии. Основная угроза для поверхности – случайное применение фломастеров, после которого пластик бывает трудно отмыть. Для работы не обязательно иметь специальные маркеры, можно пользоваться пальцем или указкой. Нельзя при работе опираться кистью руки на доску: она сразу на это среагирует и что-нибудь написать или нарисовать будет невозможно.
Электромагнитная. Доска имеет твердую поверхность. Внутри слоистой структуры находятся регулярные решетки из часто расположенных вертикальных и горизонтальных координатных проводников. Для работы нужен специальный маркер.
Лазерная. В систему входят два инфракрасных лазерных угломера, обычно располагаемых сверху по углам доски. Для работы нужен специальный маркер. Информация о нажатии кнопки посылается в систему посредством ультразвука или сигнала какого-либо другого вида.
Ультразвуковая/инфракрасная. Используются инфракрасные и ультразвуковые датчики, определяющие положение электронного маркера или ластика. Нужно использовать специальный маркер. Преимущество – высокая вандалоустойчивость поверхности и высокая скорость отслеживания перемещений маркера.
Оптическая. В ее основе лежит использование двух инфракрасных излучателей и датчиков, расположенных на верхней кромке доски, которые отслеживают движущийся по поверхности маркер или любой другой предмет, например, палец.
Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио - и видеоматериалами,
Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и легка в управлении.
Интерактивный экран впитал в себя все функции компьютера, являясь практически его модификацией, продолжением. Он имеет мощную память и гибкую обратную связь, мягко откликающейся системой, в которой человек может работать обычным образом – как ручкой в тетради. Обучающийся может прибегать и к тактильной коммуникации, созданием изображения рукой, а может использовать и дистанционное управление – в зависимости от целей и решаемых задач.
Например, программно-технический комплекс ACTIVboard («Активный экран»), состоящий из интерактивной доски и ПО «АКТИВстудио». Это уникальная интерактивная система представления информации. Входящая в состав комплекса интерактивная доска с диагональю 1,88 м подсоединяется к компьютеру и к проектору и может фиксироваться на стене или устанавливаться на стойке с колесиками для передвижения внутри помещения.
В результате информацию, которая поступает от VGA-порта компьютера через проектор на доску, могут видеть все участники учебного занятия или мероприятия.
Каждому участнику занятия предоставляется возможность не только смотреть, но и работать с «Активным экраном» в интерактивном режиме. Посредством специального карандаша (без соединительного провода), заменяющего мышь, можно полностью управлять компьютером. «Щелкнув» карандашом на соответствующем экранном элементе, можно запустить любое приложение, просмотреть содержимое CD-ROM, Web-узла, сохранить нужную информацию в виде файлов на жестком диске ПК и вывести ее на интерактивную доску. Карандашом также делаются надписи, а специальные символы и видеоэффекты помогают обратить внимание присутствующих на наиболее важные и значительные блоки информации, показываемой на доске.
Кроме этого предусмотрена возможность подготовки материалов заранее, для этого очень удобно использовать специальный «АКТИВпланшет», который легко подключается к компьютеру.
Комплекс оборудован инфракрасным портом. Он позволяет посредством особого устройства «АКТИВпанель» и карандаша работать с интерактивной доской, находясь на любом расстоянии от нее, перемещаясь по аудитории.
Взаимодействие между пользователем и «Активным экраном» осуществляется посредством программной составляющей комплекса, пакета «АКТИВстудио», обладающего большим набором функций и чрезвычайно простым и понятным интерфейсом. Вот лишь некоторые из них. Можно подготовить файлы презентации, а затем, во время выступления, вызывать их, «пролистывать» в любом порядке, а при необходимости и редактировать. Предусмотрен также вывод выбранных страниц на печать. После окончания конференции или учебной лекции все файлы выступления автоматически сохраняются на жестком диске компьютера и могут быть распечатаны, скопированы на дискету, посланы по электронной почте, опубликованы на Web-узле и т. д.
Модуль «АКТИВтест» и пульты ДУ позволяют в конце выступления докладчика провести быстрый опрос всех присутствующих по только что рассмотренной теме. Результат сразу же будет подсчитан и наглядно представлен на интерактивной доске в виде диаграммы или таблицы. Это дает возможность проанализировать, как усваивается материал курса учащимися.
Модуль «Распознавание от руки написанного текста» позволяет любую надпись, сделанную на интерактивной доске карандашом от руки, трансформировать в текстовый блок.
К достоинствам использования интерактивной доски можно отнести:
1) возможности размещения любой информации: текстовой, числовой, графической из различных файлов, также схем, графиков, таблиц, созданных в прикладных программах, их можно легко транспортировать на доску и в ходе объяснения маркером отмечать какие-либо важные моменты;
2) доску можно подключить к локальной сети и тогда изображение, рисуемой на доске, будет отражаться на всех компьютерах. Это удобно, если учебное занятие или мероприятие проводится в большой аудитории или в нескольких аудиториях одновременно;
3) созданные в процессе работы изображения (тексты, чертежи и пр.) можно сохранить в память, сохранить на внешнем носителе (дискете, диске и пр.) и раздать участникам занятия, переправить по электронной почте или просто распечатать на бумагу. Эта возможность позволяет экономить время подготовки к последующим занятиям. При работе на занятиях или во внерабочее время можно вернуться к уже разработанному материалу и посмотреть и проанализировать его.
Все эти достоинства интерактивных досок позволяют поднять степень вовлеченности обучающихся в процесс обучения на качественно новый уровень.
К недостаткам интерактивной доски относят следующее:
1) заранее заданная ограниченность отображаемой информации, ведь сама по себе любая интерактивная доска позволяет задействовать только заблаговременно подготовленные на компьютере и записанные в его память изображения;
2) определенная сложность освоения при нехватке учебно-методического обеспечения процесса обучения и необходимость преподавателю работать у доски под ярким световым лучом от видеопроектора.
Таким образом, несмотря на то, что интерактивные доски имеют очевидные достоинства и явные недостатки, они являются еще одним средством активизации учебного процесса, их применение облегчает труд пользователей и дает возможность разнообразить учебный процесс, делая его более интересным и насыщенным, приобщает пользователей к использованию современных информационных технологий в общем и профессиональной образовании.
5.Метод «Зарядка»
Всем участникам семинара-тренинга необходимо встать в круг и по очереди через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам семинара-тренинга, а также выразить свое отношение к этим компонентам.
Движения могут быть такие:
присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;
присесть, немного согнув ноги в коленях - невысокая оценка безразличное отношение;
обычная поза, стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;
поднять руки кверху, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
6. Закрытие семинара
Семинар на тему «Интерактивная педагогика» хотелось бы закончить следующими словами Конфуция: Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Литература:
1.Гаджиева Б.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании учащихся: дисс…канд.пед.наук – Махачкала, 2005г.– с.244
2.Интерактивные методы обучения: учеб. – метод. пособие/ Кашлев С.С. –Минск: ТетраСистемс, 2011г. –224 с.
3.Черкасова И.И., Яркова Т.А. Интерактивная педагогика: учебно-методическое пособие. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2012. – 190 с.