Презентация Неуспеваемость. Причины неуспеваемости в старших классах


НЕУСПЕВАЕМОСТЬ.ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В СТАРШИХ КЛАССАХ. Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время обучаемый не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у подростка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).www.themegallery.comCompany Logo Существует несколько подходов к классификации типов неуспеваемости А.А. Бударный выделяет два типа неуспеваемости:А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский выделяет три степени школьной неуспеваемости:Общее и глубокое отставание;Частичная, но довольно устойчивая неуспеваемость;Эпизодическая неуспеваемостьПольский исследователь В.С. Цетлин:«Школьная неуспеваемость может выражаться не только в пробелах в знаниях, но и в отношении учащихся к учению».П. Локалова выделяет два типа школьной неуспеваемости:www.themegallery.comCompany LogoАбсолютная неуспеваемость Относительная неуспеваемостьОбщее отставание в ученииОтставание по отдельным предметам Группа факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:физиологический факторсоциальный факторпсихологический фактор П.П. Блонский считает, что причинами неуспеваемости могут стать:патологическая наследственность (нервные и сердечные болезни)неблагоприятное утробное развитиеплохая успеваемость родителей www.themegallery.comCompany Logoотсутствие познавательных учебных интересовотсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформированные навыки и способы учебной деятельностиС. Славина среди причин неуспеваемости называет следующие:неправильное отношение к учениютрудности усвоения учебного материаланеумение трудиться


П.П. Борисов предлагает наиболее полную классификацию причин неуспеваемости:недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий классПедагогические причиныСоциально-бытовые причиныФизиологические причиныПсихологические причинынеблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, материальная обеспеченность семьи, отсутствие режима, безнадзорность ребенкаобщая слабость, болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системыособенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора Старшеклассники рассматривают знания не как ценность саму по себе, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить хорошую профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни. Возрастные особенности, которые могут влиять на успеваемость у старшеклассников:1) направленность на будущую профессию, обучение в вузе;2) мотивация самоутверждения, саморазвития;3) отношение к учебе как средству достижения будущих целей;4) философствование, когнитивная демонстративность;5) поиск смысла жизни;6) полоролевая идентификация;7) становление образа «Я»;8) самопознание;9) максимализм, негативизм, релятивизм;10) становление чувства индивидуальности;11) самостоятельность;12) усиление чувства взрослости;13) развитие творческих способностей. Установка на продление мораторияСтаршеклассники «расслабляются», впадают в беззаботное детство,на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что — не учеба и не работа. Систематическая школьная неуспеваемость – серьёзная причина появления девиантного поведения. Мотивировать подростка учиться – трудная, но вполне разрешимая задачаwww.themegallery.comCompany LogoВ зависимости от индивидуально – личностных особенностей можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться. Например, честолюбивого подростка, мечтающего о профессиональной карьере - нацелить на углубленное изучение предметов, необходимых ему в будущем. Ученика с истероидными чертами характера - подстегнуть выделиться среди сверстников, продемонстрировать свои способности. Кого-то может подтолкнуть романтическое увлечение, в том случае, если объект обожания хорошо учится, имеет твердые жизненные планы и т.п. Повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости. Развитие интеллекта на данном этапе тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Основные приемы коррекции и поддержки учащихся старших классов: www.themegallery.comCompany LogoЭмоциональные (поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью). Познавательные ( опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий).Социальные (развитие желания быть значимой личностью, создание ситуации взаимопомощи, поиск контакта и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы).Волевые (предъявление учебных требований, формирование ответственного отношения к учению, самооценка деятельности, рефлексия поведения, прогнозирования будущей деятельности). Работая со старшеклассниками особо важно сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения и рекомендовать:www.themegallery.comCompany LogoУчителям – предметникам направлять познавательную деятельность по пути саморазвития, самоопределения, для эффективности обучения использовать рекомендации по определению модальности учащихся и применять в работе многосенсорность при подаче информации.Классному руководителю способствовать формированию системы ценностных ориентации, являющихся основой мировоззрения, мировосприятия, миросозерцания.Воспитательной и социально-психологической службе создавать условия для реализации творческого потенциала личности старшеклассника различными методами и приемами: психологический театр, участие в различных конкурсах, сопровождение исследовательской работы учащихся, тренинговые занятия, воспитательные мероприятия, часы общения, факультативы.