Доклад Причины неуспеваемости младших школьников

Доклад учителя начальных классов Кузнецовой Ольги Харитоновны на тему «Причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения»

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из процесса обучения.
Младший школьный возраст является благоприятным: - для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; - развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; - раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; - развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; - становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; - усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Если своевременно выявить причины неуспеваемости младших школьников, то можно разработать эффективные пути предупреждения неуспеваемости, т.к. успешность обучения в начальных классах предотвратит трудности усвоения программы в средних классах. Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков. Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии. На начальном этапе школьного обучения не все дети имеют необходимый запас знаний, навыков и умений, который способствует усвоению учебных программ. Я провожу индивидуальные коррекционные занятия с 11 учащихся 1-8 классов. В начале учебного года проводится диагностическая работа по выявлению трудностей каждого ребенка с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
У таких детей недостаточно сформированы представления об окружающей действительности, элементарные языковые обобщения, которые составляют необходимую основу дальнейшего школьного обучения. Низкая общая осведомленность проявляется у детей даже в вопросах, с которыми им не раз приходилось сталкиваться в своей жизни. Ребенок редко обращается с вопросами к взрослым и почти никогда не слышит в семье образцов правильных ответов.
Детям с ОВЗ характерен бедный кругозор, неуспеваемость, плохая координация рук, глаз, они испытывают трудности в координации, восприятии целого, малый опыт в решении задач конструктивного типа, слабое развитие тонкой моторики руки. В результате такие дети испытывают определенные трудности в обучении. Они нуждаются в дополнительном педагогическом внимании и активной поддержке. Их интеллектуальное развитие требует индивидуальной работы на коррекционных занятиях. В своей работе с такими детьми использую разнообразные упражнения на развитие мелкой моторики руки, составлению узоров из кубиков Кооса.
На коррекционных занятиях с детьми с ЗПР развиваю познавательные процессы: внимание - для формирования умения внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, безошибочно действовать по образцу; память - для формирования умения удерживать определенное количество условий в процессе деятельности при зрительном и слуховом восприятии; мышление – интеллектуальные операции сравнения, анализа, синтеза и более сложные мыслительные операции: умение проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному признаку.
В коррекционных занятиях применяю тематическое и свободное рисование с использованием средств искусства (музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия), различные творческие задания «Придумай свою сказку», «Рисование сказочного домика», где у детей развивается воображение. Из-за крайне бедного кругозора детям постоянно требуется наглядная опора. Для снятия утомления на всех занятиях использую подвижные игры, физминутки с показом движений.
В конце учебного года проводится повторная диагностика интеллектуального развития, где видны улучшения в развитии мелкой моторики руки и в зрительном восприятии целого объекта.
Психологические коррекционные занятия создают положительный эмоциональный фон. Ребенок осознает свои успехи, это способствует раскрытию психологических возможностей, повышению самооценки, уверенности в себе. Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям имеют определенные последствия и постепенно распространяются на обычные уроки. Учащиеся становятся более активны, внимательны, успешнее справляются с заданиями. Показателем эффективности является небольшое повышение успеваемости по школьным предметам.

15