Урок по географии по теме Планеты Солнечной системы (6 класс)


Тема урока: Планеты Солнечной системы
Цели урока:
- Расширить представление детей о планетах Солнечной системы, о месте Земли в Солнечной системе.
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать.
- Развивать абстрактное мышление, выделять главное в тексте параграфа.
Задачи урока:
- Научить детей различать планеты Солнечной системы.
- Воспитывать бережное отношение к планете Земля, эстетические чувства и интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска «Smart», презентация «Планеты Солнечной системы».
Ход урока:
Оргмомент.
Проверка домашнего задания:
А) работа по интерактивной доске «Smart» (слайды 2-5);
Б) тестирование (выполненное в Office Excel)

Сообщение темы урока, цели и задачи. Презентация (слайды – 1-4). Сегодня тема нашего урока: «Планеты Солнечной системы». Наша Солнечная система расположена довольно близко к ядру галактики – Млечный Путь.
Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.
С этой целью выполняется учащимися тест (устно). На каждой парте лежит лист с тестом. Учащиеся читают вопросы и дают ответы, которые проверяются. Презентация (слайд 5).
4. Далее рассказ учителя: Наша Солнечная система состоит из Солнца, девяти планет и шестидесяти одного спутника. В космической пустоте между планетами летают кометы и метеориты. Самое большое небесное тело в нашей системе - Солнце, это сердце всей Солнечной системы. Презентация (слайд - 6) Все девять планет вращаются и вокруг Солнца, и вокруг себя, причем эти вращения происходят в строгом порядке.
Чтобы легче было запомнить расположение и название планет существует такая поговорка или ее можно назвать считалочкой, где первая буква каждого слова соответствует первой букве названия планет:
Мечтая
Всегда
Замечала
Мария
Южного
Солнца
Улыбку
На
Пляже, что соответствует Меркурию, Венере, земле, Марсу, Юпитеру, Сатурну, Урану, Нептуну и Плутону.Планеты Солнечной системы очень разные: некоторые горячие, другие сплошь покрыты льдом. Некоторые планеты очень маленькие, как Плутон, другие - огромны. Есть планеты, которые состоят из одного газа. Есть планеты-одиночки, а есть планеты, вокруг которых вращаются спутники. Отношения между планетами и их спутниками очень интересные. Планеты стараются притянуть спутники к себе, а спутники уравновешивают это притяжение. Если равновесие нарушится, то спутники, либо упадут на свои планеты, либо оторвутся от них и улетят.
Учащиеся записывают в тетрадь, что такое Солнечная система. Презентация (слайд - 7).
5. Рассказ учащихся о планетах земной группы. (Обучающимся на предыдущем уроке было дано опережающее задание: подготовить материал о планетах Солнечной системы). Презентация (слайды 8 - 15)
Тексты описания планет:
Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Поверхность Меркурия покрыта кратерами, большинство из которых возникло около 3,5 миллиардов лет назад, когда планета подвергалась массированным бомбардировкам метеоритов.
Венера, вторая по близости к Солнцу планета, почти такого же размера, как Земля. Орбита Венеры ближе к окружности, чем у любой другой планеты Солнечной Системы. Временами Венера подходит к Земле на расстояние, меньшее 40 млн. км. Венера вращается в обратном направлении - с востока на запад, а не с запада на восток, как Земля.
Земля, третья планета от Солнца, является крупнейшей из 4-х внутренних планет, имеющих схожую с земной внутреннюю структуру. Марс - четвертая планета от Солнца, похожая на Землю, но меньше по величине и холоднее. На Марсе имеются глубокие каньоны, гигантские вулканы и обширные пустыни. Вокруг Красной планеты, как еще называют Марс, летают две небольшие луны: Фобос и Деймос.
6. Физкультминутка.
7. Рассказ учащихся о планетах-гигантах и маленьком Плутоне.
Презентация (слайды 15 - 25).
Тексты описания планет:
Юпитер - пятая планета от Солнца, самая большая планета Солнечной системы. Юпитер - не твердая планета. В отличие от четырех твердых планет, ближе других расположенных к Солнцу, Юпитер представляет собой газовый шар.
Сатурн, шестая от Солнца планета, имеет удивительную систему колец. Из-за быстрого вращения вокруг своей оси шар Сатурна как бы сплюснут у полюсов и раздут вдоль экватора. Скорость ветров на экваторе достигает 1800км/ч, что вчетверо больше скорости самых быстрых ветров на Юпитере. Ширина колец Сатурна 400000км., но в толщину они имеют всего несколько десятков метров. Внутренние части колец вращаются вокруг Сатурна быстрее, чем наружные.
Уран - седьмая от Солнца планета. Состав атмосферы: H2, He, CH4 (14%). Ось вращения Урана наклонена на угол 98o. Уран имеет 15 спутников.
Нептун - это предпоследняя планета в солнечной системе. Ее орбита пересекается с орбитой Плутона в некоторых местах. Нептун - в римской мифологии бог морей.
Плутон - девятая планета от Солнца. Она состоит в основном из камня и льда. Лед на поверхности Плутона состоит из замершего метана и азота с примесями углеводорода. У Плутона существует спутник или планета-близнец Харон. Слой атмосферы на Плутоне очень тонок.Плутон - в греческой мифологии бог подземного мира.
8.Работа в тетрадях: перечертить схему Солнечной системы. Презентация (слайд 23)
9. Релаксация. Звучит музыка, показ картинок о Земле.
1). Послушайте стихи и по описанию узнайте, какая это планета.
(Юпитер) – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?
(Марс) – таинственная планета,
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за красно-кровавого цвета
Назвали планету в честь бога войны.
10. Закрепление изученного материала
Работа по интерактивной доске (слайды 6 - 7)
11. Выводы:
В солнечную систему входят планеты земной группы, планеты-гиганты и планеты-карлики.
На жизнь Земли Солнце и Луна оказывают огромное влияние.
12. Задание на дом.
§3, вопросы 1-9, стр.28-29. Составить кроссворд: «Планеты Солнечной системы».