Методическая разработка Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики


centerbottom10500090000centercenter0105000centercenter0105000centertop10500090000
Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики
Методическая разработка учителя начальных классов Белоконь Людмилы Алексеевны
Гусельщиковская общеобразовательная школа I-III ступеней администрации Новоазовского района

Введение
Математика в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение математики: она открывает младшим школьникам дидактические игры занимательного характера.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к обучению.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий.
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно, не упускать случая сделать его немного занимательным " - сказал Б.Паскаль.
Цель проблемы: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики у младших школьников путем использования в процессе обучения систематически проводящихся разнообразных дидактических игр и заданий.
Задачи:
- формирование и развитие познавательного интереса младших школьников.
- выявление особенностей использования дидактических игр и заданий на уроках математики.
Глава I Развитие познавательных процессов младших школьников на уроках математики
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”.
Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.
В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.
Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у ребёнка глаза горят от познания нового - готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. Считаю, что развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.
Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу математического образования, он должен мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса на уроках математики.
1.1. Внимание
Внимание служит основой развития других познавательных процессов, так как, по словам К.Д. Ушинского – это "дверь”, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Нет ни одной умственной работы, которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения в виде произвольного внимания. В своей работе я придаю особое значение развитию внимания у своих учащихся. Для мобилизации внимания провожу устный счет с элементами игры.
С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объема и развития воображения, учащиеся выполняют задания на пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует еще большей сосредоточенности. При выполнении заданий под общим названием "Лабиринты”, выполнение которых требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность. Степень сложности этих заданий постепенно повышается от класса к классу. (Приложение 1)

1.2. Восприятие
Восприятие, более чем какой-либо другой познавательный процесс, связан с другими процессами, в частности, с воображением, памятью, мышлением, и поэтому большую часть заданий направлено на развитие этих понятий. Например, при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся я предлагаю использовать цветные карандаши. "Раскрась цветок” – ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами. Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся. Также я предлагаю ребятам выполнить аппликацию из набора геометрических фигур. (Приложение 2)
1.3. Воображение
С восприятием тесно связан другой процесс – воображение учащихся. К 1-му классу у детей появляются элементы произвольного воображения. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования.
В своей работе я использую задания на преобразования и перестроения геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или спичек. Они интересны и эффективны для развития воображения.
Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре. (Приложение 2)
1.4. Память
Большое место в системе заданий отвожу также и заданиям на развитие памяти у учащихся. В курсе математики разработана система содержательно-логических заданий, направленная на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей. В задания на развитие произвольной памяти в свою работу я включаю такие игры, как "Запомни математические термины”, "Цепочка слов”, "Лишнее слово”.
Для развития зрительной и слуховой памяти я использую зрительные диктанты.(Приложение 3)
1.5. Мышление
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.
Я убедилась в том, что наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость.
Мышление базируется на знаниях ребенка. Приведу примеры заданий на развитие мышления, которые мы успешно выполняем на уроках математики с учащимися: задачи на смекалку, кроссворды, ребусы. (Приложение 4)
В своей работе, при обучении учащихся, большое внимание уделяю нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника.
Глава II Пути развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики
Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:
а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;
б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Я глубоко продумываю отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению.
Второе, определенная организация познавательной деятельности учащихся,
осуществляется путем организации учебной деятельности.
2.1. Новый неизвестный материал
Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, я развиваю потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе подвожу школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладываю путь к познанию, к желанию достичь результата самому.
2.2. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика.
Для того, чтобы научить ученика работать самостоятельно, в своей работе я систематизировала и использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумываю последовательность заданий, вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы предлагаю учащимся три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий.
Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляю дифференциацию поисковой деятельности при решении. Я твёрдо убеждена, что работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.
2.3. Проблемное обучение
Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.
2.4. Творческая работа
Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями и использованием геометрического материала.
Я считаю, что включение учащегося в творческую деятельность – основной путь развития ребенка.
Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.
2.5. Использование занимательного и игрового материала
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово "занимательный” как "способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания стал более продуктивным. Работая учителем, я пришла к выводу, что в процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и т.д. Я включаю сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы. Наиболее интересно проходят уроки-праздники (КВН, Клуб знатоков, Праздник числа и т.д.). Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.
Заключение
Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.
Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.
В заключении хочется сказать, что мои дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, еще не познанного. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики
Приложение 1
Задания на развитие внимания
Задание № 1 Прохождение лабиринта
Помоги лягушонку, стремящемуся к знаниям, добраться в школу через лабиринт с числовыми выражениями.
Задание № 2 Послушайте стихи веселых человечков про геометрические фигуры и сравните их признаки.
а) У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность,
Она идет по краю круга
И называется Окружность.
б) Без конца и края
Линия прямая.
Хоть 100 лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.
Задание № 3 Назови геометрические фигуры. Сравни их. Разбей на группы.
Задание № 4 Конструирование из палочек.
а) Из 14 палочек выложите корову по образцу, чтобы она смотрела в другую сторону
б) С помощью кусочков проволоки и пластилина сконструируйте треугольник, квадрат, прямоугольник. Разбейте их на группы.
Причем второе задание дается дифференцированно. Для детей, выполнивших это задание быстро и без ошибок – дополнительно провести анализ каждой группы геометрических фигур.
Приложение 2
Задания на развитие восприятия и воображения.
Задание № 1 Выполни аппликацию из набора геометрических фигур. Проанализируй этапы выполнения этого задания.
Задание № 2 Построй 3 квадрата из 10 счетных палочек.
При выполнении этого типа задания используется учебный диалог. Учащиеся вступают в спор. В нем выкристаллизовывается точка зрения каждого ученика и вместе с тем обнаруживаются границы её применения.
Учитель является активным участником диалога. В итоге приходят к выводу, что можно использовать свойство общей стороны.
Приложение 3
Задания на развитие памяти.
Большое внимание уделяется развитию всех видов памяти: слуховой, зрительной, наглядно-образной и словесно-логической, для чего используются игры: «Запомни изученные термины», «Цепочка слов», «Повтори-ка» и др., содержание которых обогащается новыми терминами, а их качества увеличивается по сравнению с числом использованных слов в предыдущих играх. Используются задания для зрительных диктантов.
Задание 1 Зрительный диктант «Запомни фигуру».
В течение одной минуты учитель показывает рисунок фигуры, изображенной на рисунке, просит учащихся рассмотреть её и затем, как можно точнее, зарисовать в тетради.
Приложение 4
Задания на развитие мышления.
Особое внимание при целенаправленной работе по развитию познавательных процессов у детей уделяется развитию основных характеристик мышления.
Задание 1.
а) Чем отличаются значения величин, записанные слева, от значений величин, записанных справа:
5 мм. 5 мм.2
18 см. 18 см.2
200 дм. 200 дм.2
604 м. 205 м
б) До своей дачи Галина Васильевна едет 1ч. 50мин., что на 20мин. меньше, чем едет её сестра до своей. Сколько времени едет на дачу сестра?
В чем сходство и различие заданных задач и их решений?
Задание 2. Раскрась треугольник красным цветом, круг – зеленым, квадрат – желтым.
Изменяя цвет фигур, расположи их в таблице так, чтобы в строках и столбцах не было фигур, одинаковых по цвету и форме.
Задание 3. Из школы вышли 5 учеников – Витя, Галя, Толя, Лариса и Миша – и пошли друг за другом. Известно, что Толя идет впереди Миши, а Витя – позади Ларисы. Подпиши, кто идет первым, вторым, последним.
При решении таких задач используется групповой метод обучения. Каждая группа обсуждает возможные варианты решения этой задачи, доказывает свою точку зрения. Затем идет выбор верного варианта решения.

Приложение 5
Сказка
В стране Геометрия жила – была маленькая точка (учитель и дети ставят точку). Однажды точка подумала:
– Как мне хочется иметь много друзей!
Только вышла за калитку, а навстречу ей другая точка идет – зеленая. Говорит красная точка:
– А я иду искать друзей. Вставай со мной рядом и идем вместе путе-шествовать. (Ставят вторую точку).
Потом они встречают еще одну. Идут по дороге друзья – точки, и с каждым днем их становится все больше и больше.
А потом они выстроились в ряд плечом к плечу и получилась линия. Когда точки идут прямо – получается прямая линия, когда криво – кривая. (дети и учитель чертят линию).
Идут точки и поют:
Без конца и края линия прямая!
Хоть 100 лет по ней иди,
Не найдешь конца пути!
Игра «Узнай меня».
В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать.
1 – Я – многоугольник. Имею 6 вершин, 6 сторон и 6 углов (шестиугольник).
2 – Я не многоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг).
3 – Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
4 – Я – замкнутая четырёхзвенная ломаная линия (четырехугольник).
Даже здесь дети могут попасть в «ловушку», за чем они зорко следят.
Задание № 4 Послушайте стихи веселых человечков про геометрические фигуры и сравните их признаки.
а) У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность,
Она идет по краю круга
И называется Окружность.
б) Без конца и края
Линия прямая.
Хоть 100 лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.