Презентация на тему: Формирование познавательного интереса на уроках математики


Филиал КОУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Специальная школа №1» в ИК-15 г. Нижневартовска Габитова Зиля Фаритовна учитель математики I квалификационной категории 2016 год Моё выступление на МО учителей Филиала школы по теме : «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики»(Обмен опытом работы) Цели: Изучение факторов формирования познавательного интереса обучающихся на уроках математики. Обеспечение прочного и сознательного освоения обучающимися системы знаний и умений по математике. Формирование навыков самостоятельной работы. В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач: совершенствовать формы организации учебной деятельности; использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения; развивать и укреплять интерес к математике. Задачи В условиях бурного развития науки и техники преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня их мышления, с тем чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях. В связи с этим важно обучить учащихся основным приёмам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения. Я хочу становиться на отдельных аспектах организации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики: Известно много методов и приемов, позволяющих стимулировать формирование познавательного интереса у учащихся в процессе обучения математики и пробуждающие их творческую инициативу. В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке. При изучении нового материала стараюсь использовать приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, организую работу с учебником, использую опорные конспекты, карточки – информаторы , презентации. И К Т Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс на уроках активно использую информационные технологии. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету и их познавательную активность. В своей работе я использую презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, справочные материалы, образцы решенных примеров и задач, ход решения которых разбирается подробно, затем предлагается по алгоритму решать самостоятельно аналогичные задания; задачи с планом решения или алгоритмом решения, где в решении задания пропущены объяснения или вычисления. Учащиеся должны восстановить решения задания полностью. При выполнении такой работы формируется объем активных знаний, умение обосновывать решение, применять изученные теоретические положения на практике. №580 Решение d < R, значит, сечением шара плоскостью является круг.  ОАК – прямоугольный, по теореме Пифагора: Дано: шар(О; R), R=41 дм, d=9дмНайти: Sсеч. Шар радиусом 41 дм пересечен плоскостью, находящейся на расстоянии 9 дм от центра. Найти радиус сечения. №523 Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите: а) высоту цилиндра; б) So цилиндра Решение. 1. Проведем диагональ АС сечения АВСD. A B C D 2. ADC – равнобедренный, прямоугольный, АD=DC, h = 2r,  CAD = ACD=45, тогда 45 45 20 3. Найдем радиус основания 4. Найдем площадь основания Ответ: Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую фронтальную работу, индивидуальную работу, учитывая образовательные способности каждого ученика. В школьной практике приняты в основном три такие формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого ученика, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащихся.Чаще всего ее использую на этапе первичного усвоения нового материала. Фронтальная форма организации учебной деятельности Фронтальная форма организации учебной деятельности Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность, желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности. Основные методические приемы создания проблемной ситуации в обучении математике – использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объ-яснения.Например: Урок по теме «Признак перпендикулярности плоскостей» (10 кл) начинаю с рассмотрения реальной ситуации: «Стены зданий возводятся вертикально. Как же строители осуществляют контроль за этим?» Выясняется, что для этого они используют отвес. Естественно возникает вопрос: «Правильно ли поступают строители, является ли такая проверка достаточной?»Итак, сформулирована проблема, но пока класс ответить на поставленный вопрос не может. И только теперь объявляю тему урока, доказываю теорему. Проблемное обучение Учащиеся заинтересованы проблемой, внимательно следят за доказательством теоремы. Таким образом, достигается активизация учащихся, усиливается их познавательный интерес. Проблемное обучение Проблемные ситуации вызывают ощущение трудности, что ставит учеников перед необходимостью мобилизовать свои знания для ее преодоления. Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного.Главная задача – установить связь между деятельностью учителя и учащихся, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность. На этом этапе просматривается, как учащиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивированности класса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала. Такое начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон. Актуализация ранее изученного Определение уровня готовности учащихся к изучению новых знаний по теме: «Показательные функции, уравнения, неравенства» Актуализация опорных знаний 1. Функция вида … называется показательной.2. Как называются переменные в записи формулы ? 3. Какова область определения показательной функции y=0,7х ? 4. Множество значений показательной функции y=0,7х ? 1. Показательная функция имеет экстремумы? 2. Показательная функция принимает значение равное нулю? 3. Показательная функция принимает значение равное 1? 4. Показательная функция принимает только положительные значения? 5. Ответьте: ДА или НЕТ? 1. y = 3x 2. y = 0,5x 3. y=(1/4)x 4. y = (1,3)х 6. Выберите функции, которые являются монотонно возрастающими: 7. Для чего нужно знать свойства возрастающей, убывающей функции? 8. Зная свойства возрастающей и убывающей показательной функции, решите неравенства: а) 4х>43 б) (1/5)х>(1/5)3 УДАЧИ ! 9. Что больше: 2 или 23 ? 10. Уравнение вида … называется простейшим показательным уравнением. 11. а) 4х = 16, х = ? в) 4х = 1, х = ? б) 40 = ? 12. а) 2х = -8, х = ?б) 2х = 0, при х = ? 1. 9x -2  3х = 63 2. (4/5)2х=(5/4)-4 3. 8х2 – 7х -1 = 0 4. 3х = 1/9 13. Что лишнее? 1. Показательная функция имеет экстремумы? 2. Показательная функция принимает значение равное нулю? 3. Показательная функция принимает значение равное 1? 4. Показательная функция принимает только положительные значения? 5. Ответьте: ДА или НЕТ? Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные yмoзаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур. Важно и то, что учащиеся с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения. Упражнения на готовых чертежах Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 40 π см3Ответ: 120 см3 Конус. Цилиндр. Расстояние от центра шара радиуса 7см до секущей плоскости равно 3см. Найдите площадь сечения. 7см 3см S-? о о1 А Секущая плоскость проходит через конец диаметра сферы, равного 8см так, что угол между диаметром и плоскостью равен 30°. Найдите длину окружности, получившейся в сечении. 8см С-? А В о о1 Площадь сечения сферы, проходящего через ее центр, равна 36м2. Найдите площадь сферы. S-? о А Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Т.е., один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Важным является контроль за ходом выполнения заданий, своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Для своих учащихся я составляю такие задания, которые содержат в себе: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие шаг за шагом решить эту задачу. Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности учащихся, я пришла к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе. В своей работе для проверки знаний использую тест. Он позволяет провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке, повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления, позволяет отслеживать уровень и качество обученности.  Самостоятеьная работа Тема «Показательные функции, уравнения, неравенства» Выберите номер колонки правильного ответа:Ответы занести в таблицу. Ваш выбор: Вариант а) б) в) г) д) е) ж) з) Ответ (№ колонки) Учащиеся осуществляют самопроверку Ответы на экране 1 вариант а) б) в) г) д) е) ж) з) Ответ(№колонки) 1 2 3 4 3 1 2 1 2 вариант а) б) в) г) д) е) ж) з) Ответ(№ колонки) 1 2 2 2 4 1 2 2 Чтобы у учащихся не возникало представление о "сухости" математики, оторванности от её жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром. Практическая значимость содержания знаний Внесение элементов «занимательности» при введении новых понятий позволяет повысить интерес к изучаемой теме, способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Решение задачи практического содержания по теме: «Показательные функции, уравнения, неравенства».Цель. Отработка умений применять полученные знания при выполнении практических задач Президент кондитерской компании спрашивает: «Чье предложение принять, если первый дилер предлагает за продукцию тыс.руб., а второй тыс.руб.» ? =28=256 тыс.руб. =216=28*28=65536 тыс.руб. Ответ: первое, т.к. 216> 28 Решение Германия Нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи еще учеником начальной школы. КАРЛ ГАУСС(1777 – 1855) 1 2 3 4 5 6 7 8 … 50 100 99 98 97 96 95 94 93 … 51 101 101 101 101 101 101 101 101 … 101 Как он это сделал? Всего получается: 101*50=5050 Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки ученики с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Удивительно, но факт, что большинство из них представляют собой названия внешних предметов. Например,"Конус" - это латинская форма греческого слова "конос", означающего сосновую шишку. Включения в урок математики элементов истории способствует укреплению познавательных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры. Работая в школе, хочу, чтобы ребята каждый раз ощущали на уроке помощь товарищей, поддержку учителя и любили математику.   Используемая литератураАктивизация мысли при решении задач. Н.Н.Зимина.Наглядные средства обучения. Л.Анастасова.Вечерняя школа . Под редакцией профессора А.В. Даринского.Из опыта преподавания математики в школе. А.Д.Семушин, С.Б.Суворова. М., «Просвещение». Интернет Ресурсы.