Сообщение «Поликультурное образование и воспитание: баланс ценностей и приоритеты»


Сообщение «Поликультурное образование и воспитание:
баланс ценностей и приоритеты»
Тема поликультурности образования и воспитания для отечественной педагогики не является абсолютно новой. Исторически так сложилось, что в нашей стране проживает более 100 наций и народностей. Во времена Советского Союза одним из направлений воспитания подрастающего поколения было воспитание интернационализма как дружбы между народами. Но события последних лет – активизация в мире экстремизма и терроризма, возрастающая внутренняя и внешняя миграция населения, рост числа иностранных студентов, актуализировали проблему формирования культуры межнациональных отношений в молодёжной среде.
Молодёжь – наше будущее. Ей предстоит определять социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в ближайшее время. Студенческая молодёжь является наиболее образованной и социально-активной её частью. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального российского общества и культуры межнациональных отношений в том числе.
Наш колледж является поликультурным образовательным пространством. Состав студенческих групп всегда был многонациональным. Так, например, в группе, где я являюсь классным руководителем, обучаются русские, татары, ингуши. Практика показывает, что в таких учебных коллективах обязательно должна решаться проблема воспитания культуры межнациональных отношений. Ведь в результате повседневных контактов друг с другом у студентов закрепляются стереотипы межэтнического восприятия и поведения, которые они пронесут через всю свою жизнь. Сформированные в студенческой среде негативное восприятие той или иной этнической группы или исключительность своей национальной группы опасны вдвойне. Наши студенты – будущие педагоги, которые будут передавать полученные знания и сформированные установки следующему юному поколению.
Формирование культуры межнациональных отношений предполагает формирование у студентов стремления к соблюдению определённого такта, взаимного уважения людей различных национальностей друг к другу, недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям.
Главным в решении этой проблемы можно считать всестороннее овладение молодёжью культурой своего собственного народа. Именно отсутствие позитивной оценки своего народа (этноса), переживание национального комплекса неполноценности может привести к тому, что срабатывает психологическая защита и люди обрушиваются с обвинениями на другие народы.
Безусловно, в юношеском возрасте необходимо формировать и более глубокие представления о многообразии культур в России и в мире. И это не только особенности национального костюма и кухни, но и история народа, его мировоззрение, в том числе религиозное.
В процессе воспитания положительного отношения к культурным различиям необходимо раскрыть вклад представителей этнических групп в жизнь нашей страны.
Особого внимания заслуживает и формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур.
Мой, относительно небольшой, опыт формирования культуры межнациональных отношений в студенческой среде показывает, что эта работа должна осуществляться как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Содержание определённых тем профессионального обучения позволяет сформировать у студентов представление о поликультурности нашего государства. Свои положительные эффекты дают и отдельные формы и методы воспитательной работы (дискуссии, мозговой штурм, КТД). Конечно, подобные мероприятия требуют глубокой содержательности, тщательной подготовки, чтобы каждое из них стало для студентов запоминающимся событием, не только запечатлевался в сознании, но и затрагивал чувства.
Однако насущной проблемой является разработка программы формирования культуры межнациональных отношений, которая бы реализовывалась с первого дня обучения студента в профессиональном образовательном учреждении.
И в заключение хотелось бы ещё раз отметить, что подлинная культура межнациональных отношений может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, реализации принципов справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания студентов.