Выступление Невербальные методы (Silent way) преподавания английского языка на начальном этапе изучения через потенциальные каналы восприятия

Невербальные методы (Silent way) преподавания английского языка на начальном этапе изучения через потенциальные каналы восприятия
Савченко Е. В., преподаватель английского языка
Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Основной моей профессиональной целью самообразования является овладение методической инструментовкой, которая соприкасается со всеми передовыми методиками.
Говоря о продуктивном овладении четырем или отдельным видам иноязычной речевой деятельности, мне бы хотелось остановиться на методике "Silent way" ("Метод молчания"). Метод под названием "Silent way" состоит в следующем: желание знать язык, изначально заложено в том человеке, который хочет его изучить, и самое главное – не мешать учащимся и не навязывать точку зрения преподавателя. Следуя данной методике, преподаватель изначально не говорит ничего. Обучая на младших уровнях произношению и чтению, он пользуется таблицами, на которых каждый символ обозначает определенный звук, палочками и подобными им условными обозначениями, обучаемый продвигается к намеченной цели, отрабатывая пройденный материал со своими одноклассниками.
В чем же преимущества данного метода в современном понимании? Наверное, в том, что доминирующие психологические характеристики преподавателя практически не оказывают влияния на уровень усвоения материала учеником, и, в конце концов, может оказаться так, что ученик в результате найдет свои пути познания и самовыражения. Кроме того, в процессе обучения ученик вынужден достаточно свободно самовыражаться (жесты, эмоции, образы). Следует отметить, что данный метод очень хорош на начальном этапе обучения языку.
Современные “невербальные приемы”, в какой то мере применяются большинством педагогов. Это могут быть сочинения, работа с картинками, письма друзьям по переписке, парная работа, работа с таблицами, чатами, компьютером и игры.
Теория различных каналов восприятия разработана Профессором Ховардом Гарднером (Гарвардский университет США). Он выдвигает идею, что люди имеют основную, определенных размеров способность к познанию (каналы восприятия). Гарднер выделяет, по крайней мере, восемь каналов восприятия:
кинестетический,
межличностный,
личностно-внутренний,
лингвистический,
логико-математический,
музыкальный,
натуралистический,
визуальный.
Таблица 1 показывает вариативность приемов и заданий по потенциальным каналам восприятия (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В таблице я хотела показать, что при помощи невербальных приемов я могу развивать по всем потенциальным сферам на поисковом уровне понимания, а не просто на репродуктивном уровне. Практика и исследовательский интерес привели меня к выводу, что цель применения этой методики заключается в том, чтобы дать ребятам опору для развития всех потенциальных сфер познания на начальном этапе изучения английского языка при помощи различных “невербальных языков” по всем видам речевой деятельности.
Особый интерес у меня вызывает преподавание грамматики на начальном этапе на основе жестов “Язык пальцев, рук и тела”. Ты можешь помочь ребятам говорить на английском языке, и использовать грамматические правила, задействую визуальный канал. Как правило, речь учителя звучит чаще на уроке английского языка, чем спонтанная связанная речь ученика. “Silent way” помогает перешагнуть этот барьер, и процесс изучения ИЯ идет играючи.
Артикуляционные сигналы (для аудиала) и жесты учителя могут явиться опорой для ученика (для визуала) и путем самоанализа (для кинестетика) выйти на продуктивную и грамотную речь.
Все “невербальные языки/приемы” я бы подразделила на следующие группы:
1. Язык артикуляции используется для воспроизведения слов и предложений без звука. Учитель произносит знакомые слова или предложения без звукового образа, ученики по артикуляции догадываются о значении того или иного образа. Можно пропеть артикуляцией (без звука) грамматические песни. Мелодия песни “В лесу родилась елочка” помогает выучить формы глаголов to be илиhave.
I am (have)
He is (has)
She is (has)
It is (has)
We are (have)
You are (have)
They are (have)
2. Язык пальцев, рук и тела применяется для указания особенностей грамматики английского языка. Например, помогает понять природу сокращений вспомогательных глаголов. Чтобы объяснить сокращения вспомогательных глаголов с частицей “not” можно использовать два пальца: раздельно – полная форма, вместе два пальца как единое целое – сокращенная форма. В вопросительных словах можно найти различия путем показа: Whose – одного пальца, Who is – двух пальцев раздельно, Who`s – вместе двух пальцев как единого целого. При помощи этого приема можно указать на ошибку в предложении.
Например, ученик произносит предложение:
“I am from USA.” Учитель показывает пять пальцев т.к. в предложении пять слов и указывает на четвертый палец, а ученик пытается исправить ошибку до тех пор, пока учитель не кивнет головой, Если ученик не справляется можно привлечь других учеников или произнести артикль без звука.
“Язык рук” можно применить при говорении для детей с личностным каналом восприятия. Этот язык помогает управлять процессом говорения на начальном этапе. Сильные ученики могут говорить без ошибок самостоятельно, а слабых может поддержать “невербальная помощь”.
“Язык пальцев и рук” применяется для улучшения интонации и скорости говорения. “Натуралисту” (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) поможет понять интонацию английского языка прием “волна”. Учитель рукой изображает волны, показывая интонационный рисунок предложения, а ученики пытаются его озвучить.
Nice to meet you! ~~~~!
Жесты и образы помогают выразить смысл предложений и слов. Давайте рассмотрим игру, которая называется “Стул”. Ученик сидит на стуле спиной к доске, и ему необходимо воспроизведи предложения, написанные на доске при помощи жестов других ребят, т.е. его одноклассники, пытаются объяснить ему предложение, которое написано на доске при помощи жестов. На этом этапе (Язык обратной невербальной связи) уже ребята объясняют невербально, что они усвоили. Учитель выполняет контролирующую роль.
I am slim. ( 3 слова – ученики показывают три пальца) He is fat.
We are tall and slim. ( 5 слов – ученики показывают пять пальцев)
Например: ладонь может означать am. Указательный палец на ладони будет означать is. А два пальца на ладони are. Указать на себя I, на мальчика He, на девочку She, объемный жест руками, указывая на весь класс, будет означать We. Slim Fat можно изобразить руками, используя свою фигуру.
We have got a book. ( 5 слов – ученики показывают пять пальцев)
He has got a pen. ( 5 слов – ученики показывают пять пальцев)
Обнимаешь себя двумя руками have got, а обнимая себя одной рукой и указательный палец на губах has got. Неопределенный артикль произносится артикуляцией (без звука), книгу или ручку можно взять и показать.
Также можно эффективно использовать язык жестов при описании внешности и порядка прилагательных перед существительным.
She has got long curly dark hair. (7 слов – ученики показывают семь пальцев)
She (указываешь на девочку), has got (обнимаешь себя одной рукой и указательный палец на губах), long (жест – на себе показываешь что у тебя длинные волосы), curly (волосы закручиваешь пальцами), dark (жест – красишь кистью и показываешь на темный цвет или закрываешь глаза), hair(указываешь на волосы).
The expensive big red car is here. (7 слов – ученики показывают семь пальцев)
The (произносишь без звука), expensive (жест, обозначающий деньги), big (жест – разводишь руками), red (жест – красишь кистью и показываешь на красный цвет), car (жест – крутишь руль), 
·is (указательный палец на ладони), here (указательный палец направить вниз).
Коррекция при говорении происходит “невербально” указывая на пальцах где, находится ошибка, а ученик пытается исправить ошибку до тех пор, пока учитель не кивнет головой. Затем учитель показывает волну руками, а ученик пытается произнести предложение полностью с правильным интонационным рисунком вновь и вновь, пока учитель не кивнет головой. Также можно давать команды жестами.
3. Язык тишины используется в игре “Глухой телефон”. Ребята передают отработанные слова или фразы друг другу шепотом. Последний по кругу должен четко повторить переданные слова или предложения вслух. Также при помощи этого приема можно передать информацию ученику со слабым языковым уровнем и с личностным или кинестетическим каналом восприятия, и он легче запомнит ее.
4. Язык ритма
Отстукивание ритма помогает детям развивать правильную интонацию, помогает найти особенности интонационного рисунка. Этот “язык” очень важен для детей с музыкальным каналом восприятия. Например: учитель отстукивает предложение, а ученик старается прочитать предложение с правильным интонационным рисунком.
5. Невербальный язык визуальных опор
Всем известен этот прием. Я выбрала самые интересные игры и приемы для своих учащихся. Это – видеокурсы по учебникам, индивидуальные “чаты”, таблицы, настольные игры: “Киска”, “Медведь”, “Путешествие вокруг света”, “Морской бой”, “Бегущие диктанты” и др. Прочитав правильно транскрипции (можно взять любые слова и любое их количество – рисунки 1, 3) и последовательно соединив все точки, вы получите киску с ловушкой (рисунок 2) или медведя около палатки (рисунок 4).
“Киска с ловушкой”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 1
“Медведь около палатки”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 3

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 4

“Путешествие вокруг света”
Возьмем вспомогательные глаголы is–are. Is – будет путешествовать влево; are – вправо.
1. He sleeping. (Влево с пункта 1 до пункта 2) 2. We tall and slim. (Вправо с пункта 2 до пункта 3) 3. There some flowers in the vase. (Вправо с 3 до 4) 4. there a table in the kitchen? (Влево с 4 до Cape town)
Путешествуя по чату, вы попадете в Cape town. Если ученик оказался в другом городе в этом задании, он допустил грамматическую ошибку. Вместоis–are можно использовать has–have, does–do, did–do, правильные и неправильные глаголы и т. д. Ошибки обязательно анализируются путем повторения предложений. (Рисунок 5).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 5
“Морской бой”
Ученики играют в парах. У каждого свой чат и каждый заштриховывает 10 клеточек в разных местах. Произнося правильно фонемы, ученики по очереди, называют определенные клетки. Выигрывает тот ученик, который обнаруживает все корабли первым (10 клеток). Учитель осуществляет контроль (рис. 6).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 6
“Бегущий диктант”
Учитель пишет предложение или текст на листочке бумаги и помещает его далеко от классной доски, ученик читает информацию на листке и пытается, бегая, перенести всю информацию на доску.Фиксация ошибок происходит при помощи визуальной опоры, если она необходима. В этом случае ученик будет иметь возможность их исправить, сравнивая предложение на листочке и на доске.
Язык невербальных опор помогает мне в обучении чтению.
а) Изучение фонем происходит прямым и обратным путем через фонемные чаты (рис. 7), таблицы и портрет Мистера Бруеса (рис. 8). Невербальная помощь происходит путем показа правильного ответа, если ученик ошибся. Учитель произносит фонемы без звука, а ученик, подражая учителю, озвучивает эти фонемы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 8
б) Работа со словарем. Ребята с логико-математическим каналом могут найти различия в написании транскрипций в различных словарях. А также могут придти к делают выводу, что у одного слова может быть несколько значений и что звуковой образ отличается от орфографического образа.
в) Работа по чатам. Распределение пройденных слов по звуковому принципу. Так слова bread, bed, said, friend должны оказать в одной группе (прилагается Classifying Vowel Roslyn Young sounds с ключами ответов). Ребятам дается список слов (стр. 1) и классификация гласных (стр. 2), после окончания работы ученикам раздаются ключи (стр. 3) для самопроверки (См. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). В приложении рассматривается очень сложный вариант, в начальной школе я использую более простые варианты.
6. Язык письма и проектов
Письменные проекты, личные письма я бы отнесла к “невербальным” приемам. Особенно важен этот вид деятельности для детей с лингвистическим и личностным каналом восприятия.
Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации и при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению языка. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками, как мотивирующего фактора.
С помощью проектной работы можно активизировать познавательную деятельность учащихся в обыкновенной письменной работе. Например, ученики нашей школы ведут переписку с ребятами из других стран и конечно в их интересах научиться правильно, оформлять письма и открытки (учебник Welcome Virginia Evans учит “проектировать” свои письма при помощи образцов).
Ребята начальных классов подходят к такому виду работ творчески. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения.
Мои ученики очень любят писать проекты по пройденным темам:
“Е-mail другу”,
“Приглашение”,
“Письмо другу по поводу его болезни”,
“Самые интересные животные”,
“Город вчера и сегодня”,
“Динозавры” и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Body language хорош для детей младшего школьного возраста потому-то этот язык не только занимательный, но и язык, который помогает развивать их слабые каналы восприятия. Использование методики Silent way базируется на невербальных методах общения учитель-ученик, делает пассивное обучение активным владением языком. Многие “невербальные” приемы мы изобретаем с моими учениками на уроках английского языка. В этой работе описана лишь их часть. Цель моей статьи заключалась в том, чтобы показать возможности для творчества нахождения различных приемов подачи материала ученику, для того чтобы на уроке говорили ученики, а учитель выполнял бы только контролирующую роль.
Литература.
В статье использованы материалы из журналов “English teaching Professional” следующих авторов: Caleb Gattegno, Glenys Hanson, Roslyn Young, Rosie Tanner.

Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 4 Заголовок 115