Педсовет тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса.

Выступление на педагогическом совете
ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия №7»
Тема:
«Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса. Особенности взаимодействий начальной и основной школы».
Практический психолог: Сидорова А.И.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Главная цель:
Объединение усилий педагогического коллектива школы для повышения эффективности его работы.
Выработка линии поведения, единых требований классных руководителей и учителей- предметников.
Создание системы общих взглядов на использование правил преемственности в образовательном процессе.
Задачи поставленные в период адаптации:
Обмен опытом педагогов начальной и основной школы, их взаимодействие, во избежание трудностей у пятиклассников в дальнейшей учебной деятельности.
Выработка единых педагогических технологий с учетом психологических и возрастных особенностей на средней ступени обучения.
Привлечение внимание педагогического коллектива к проблеме сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Наша задача разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 
Родители считают детей этого возраста трудными, педагоги и психологи называют этот период "переходным", "критическим". Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования

подтверждают действительную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития.
Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Раскроем суть понятия адаптация.
Под адаптацией принято понимать в широком смысле приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся,  так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Следует обратить внимание на факторы, препятствующие успешной адаптации.
Это прежде всего:
противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов;
на пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами;
в 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет;
смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней.
Все эти факторы могут привести к дезадаптации ребенка в новых условиях. Что в свою очередь приведет к деструктивным изменениям личности.
Таким как:
снижение интереса к обучению, успеваемости;
нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями;
появление признаков тревожности, ухудшение здоровья;
отчуждение от школы, семьи;
неблагоприятный социальный статус.
Интегральной характеристикой адаптированности пятиклассников является показатель тревожности.
С целью выявления текущего состояния пятиклассников было проведено психодиагностическое обследование.
В качестве диагностического инструментария применялась методика исследования школьной тревожности по методике Филлипса и определение уровня школьной мотивации по методике Н. Лускановой.
В исследовании приняло участие 31 учащийся 5-х классов.
В ходе проведенного обследования удалось выявить следующее:
Определение уровня школьной мотивации

Общее количество учащихся
5-й уровень
25-30 баллов
4-й уровень
20-24 баллов
3-й уровень
15-19 баллов
2-й уровень
10-14 баллов
1-й уровень
Ниже 10 баллов

31
9
29%
11
35,5%
10
32,3%
1
3,2%
-





Результаты уровня школьной мотивации учащихся 5-А, 5-Б классов
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Результаты уровней школьной мотивации.
5 уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (10 детей)
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
4 уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. (11 детей)
Такие показатели у большинства учащихся, которые успешно справляются с учебной деятельностью.
3 уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеурочной деятельностью ( 10 детей);
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
2 уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация (1 ученик)
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен уровень хорошей школьной мотивации учащихся 5-х классов. Однако, затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требования разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Причины несформированности учебной мотивации характеризуется признаками:
не хочет учиться,
отрицательно относится к процессу обучения;
не хочет посещать школу;
игровые мотивы преобладают над учебными.
Пути и способы помочь ученику преодолеть эти причины - формировать учебные интересы через игровые формы обучения, коррекцию стиля семейного воспитания.
У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, ссоры. Характерными признаками дезадаптации являются отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем:
ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету;
занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания;
поиск предлога для привлечения внимания учителя;
возможны прогулы уроков.
Тест школьной тревожности Филлипса.
Данный тест позволяет определить уровень и характер тревожности. Обследовано 31 ученик 5-А и 5Б классов.
В результате исследований выявлено:
Показатели результатов тревожности Филлипса среди учащихся 5-А класса.

Уровень тревожности

Факторы тревожности


Общий уровень тревожности
Общая тревожность
Переживание социального стресса
Потребность в достижении успеха
Страх самовыражения
Страх проверки знаний
Несоответствие ожиданиям окружающих
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
Страх в отношениях с учителями



1
2
3
4
5
6
7
8

Высокий
(количество детей)
0
1
0
0
1
6
1
0
0

Повышенный
(количество детей)
2
2
3
2
2
3
5
1
9

Норма
(количество детей)
15
14
14
15
14
8
11
16
8

Диаграмма результатов 5-А класса










Общий уровень тревожности 5-А класса







Уровень тревожности в классе не вызывает опасений. Тревожность повышается в зависимости от ситуаций для каждого обучающегося.
Наиболее высокие показатели по следующим видам тревожности:
Страх самовыражения (1ученик);
Несоответствие ожиданиям окружающих (1 учеников);
Страх проверки знаний (6 ученика);
Общая тревожность (1 ученик);
Низкая физиологическая сопротивляемость (1 ученик)

Показатели результатов тревожности Филлипса среди учащихся 5-Б класса

Уровень тревожности

Факторы тревожности


Общий уровень тревожности
Общая тревожность
Переживание социального стресса
Потребность в достижении успеха
Страх самовыражения
Страх проверки знаний
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
Страх в отношениях с учителями



1
2
3
4
5
6
7
8

Высокий
(количество детей)
0
3
0
0
4
4
3
3
1

Повышенный
(количество детей)
5
2
5
2
5
0
3
1
5

Норма
(количество детей)
9
9
9
12
5
10
8
10
8


Диаграмма результатов 5-Б класса









Общий уровень тревожности 5-Б класса








Наиболее высокие показатели по следующим видам тревожности:
Проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 учеников);
Общая тревожность в школе (3 ученика);
Низкая физиологическая сопротивляемость (3 ученика);
Страх самовыражения (4 ученика);
Страх проверки знаний (4 ученика);
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (3 ученика).
Эти данные наглядно иллюстрируют специфические особенности психологического состояния учащихся 5-х классов.
Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать. Но, с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Рекомендации.
Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет.
Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
Учителю и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.
Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде.
Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев
Учителям начального звена 3-4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям-предметникам ознакомиться с основными требованиями к знаниям и умениям учащихся начальных классов.
Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.
Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.
Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместное с будущим классным руководителем.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry