Презентация Джабраил Хаупа-великий композитор


Джабраил хаупаБез труда и таланта ничего не получиться. Он считает себя скучным по природе человеком, ценит в людях порядочность и боится дилетантства. Предмет роскоши для него – книга, а величайшим несчастьем ему представляется глупость. Он легко признает неправоту и не представляет себя вне родной земли. Потому что Джабраил Кубатиевич Хаупа – черкес, признанный классик кабардинской музыки. С любой улицы села Нартан, что вплотную примыкает к окраинам Нальчика, видны горы. Когда-то, до и во время Кавказской войны, здесь, на берегу реки Нальчик вольно раскинулись целых пять аулов. После войны вольности закончились, а земельная реформа  в Кабарде, наоборот началась.Композитор Джабраил Хаупа с кинорежиссером Александром Сокуровым и дирижером Юрием Темиркановым. В 1865 года  все пять аулов объединили в одно село и присвоили ему имя Клишбиево – в честь дворянской фамилии, владевшей крупнейшим из пяти аулов. Советская власть стерла барские фамилии с карты и присвоила селу новое, красивое имя Нартан, в переводе с кабардинского - «мать нарта». Среди других родов жили в Нартане и Хаупа. По семейному преданию, Хаупа принадлежали к племени натухайцев, живших в Адыгее.Жили в Нартане и Пачевы. Семья знатного, но обедневшего рода: рано умершая мать Бекмурзы состояла в родстве с княжеским родом Хуамурзиных, дедушка по отцу был незаурядно для своего времени образован. Вероятно, именно он обучил внука арабской грамоте. Русский язык Бекмурза Пачев постигал под  руководством односельчанина, учившегося в Петербурге. Мальчик оказался талантливым и нынче Бекмурзу Пачева числят в создателях алфавита на арабской основе и основоположниках кабардинской литературы. Нынче в селе Нартан есть музей Бекмурзы Пачева, а в Нальчике – улица его имени. Кубати Хаупа и Локан Пачева росли в одном селе. Так и сладилось дело, поженились,  родились дети. Жить бы да радоваться, но грянула Великая Отечественная война, и Кубати так никогда и не увидел младшего сына: когда Локан рожала, ее муж грузился в эшелон. Он лишь успел узнать, что родился мальчик, и торопливо произнести: «Дай Бог, чтобы этот мальчик увидел то, что я не успею». Во всяком случае, так передали Джабраилу, когда он подрос. От отца осталась старая фотография и воспоминания родни: рассказывали, что у Кубати был красивый голос. Очень музыкальной была и мама: играла на гармонике, прекрасно пела. Дочь Бекмурзы Пачева читала сыну стихи его деда, рассказывала сказки, легенды, пела народные песни и песни своего отца. Необычайно музыкален и начитан был и брат Локан, Амужид Пачев: именно он открыл маленькому Джабраилу волшебный мир книг. Почва была подготовлена отменно, на эту почву и упало зерно: подростком Джабраил Хаупа случайно услышал по радио арию Мистера Икса из оперетты Кальмана «Принцесса цирка». Баритон Георга Отса его просто околдовал, глубокий мягкий тембр голоса, казалось, звал за собой в мир музыки. И Джабраил пошел на зов.  И сразу – успех! Первую песню 20-летнего студента дирижерско-хорового отделения Нальчикского музыкального училища «Си гъатхэ» («Моя весна») на стихи кабардинского поэта Зубера Тхагазитова сразу заметили и запели, за ней появилась вторая, третья и так далее. Песни Джабраила Хаупа зазвучали в концертах и по радио, и он не просыпался знаменитым лишь оттого, что и не думал почивать на лаврах, а понимал, как многому еще следует учиться. Джабраил Хаупа рассказывает журналистам, что можно научиться быть композитором, если, конечно, есть талант. Но и без труда ничего не получится, уверен знаменитый композитор. Тбилисская консерватория им. Сараджишвили. Здесь прошли студенческие годы Джабраила Хаупы.Экзамены в Тбилисскую консерваторию имени Вано Сараджишвили у Джабраила Хаупа принимали маститые Отар Васильевич Тактакишвили и Андрей Мелитонович Баланчивадзе. «Вы можете себе представить брянский лес непроходимый? Я приезжаю – ничего не знаю», – смеялся композитор, отвечая на вопрос журналистки из Нальчика  Юлии Бекузаровой. Но, оказалось, что талант скрыть невозможно, и произведение, подготовленное для экзамена, покорило титулованных слушателей. Время показало, что экзаменаторы не ошиблись. 13 апреля 1966 года Соната  №1 для скрипки и фортепиано, написанная третьекурсником консерватории Джабраилом Хаупа, прозвучала на Тбилисском телевидении.  В феврале 1970-го симфонический оркестр Кабардино-Балкарской филармонии исполнил его дипломную работу – симфонию, в которой слышатся мотивы народных песен. Так Хаупа выразил любовь к родной земле. После консерватории Джабраил Хаупа пять лет стажировался у выдающегося композитора Бориса Клюзнера. Он и сегодня горюет о потере учителя, грустит, что разногласия с начальством обрекли великого музыканта на долгую опалу и фактически привели к  ранней кончине и забвению его имени. Учитель тоже высоко ценил ученика и в одном из писем к нему писал: «Сочиняй больше. У тебя за душой есть поэзия. Остальное – труд».В интервью газете «Нальчик» Хаупа в шутку рассказывает, что он праправнук Римского-Корсакова по композиции, причем сразу по двум линиям. «Смотрите: по одной линии – я учился у Шаверзашвили, Шаверзашвили учился у Баланчивадзе, Баланчивадзе – у Штейнберга, Штейнберг – у Римского-Корсакова. По другой линии: я учился у Клюзнера, тот – у Михаила Фабиановича Гнесина, Гнесин – у Римского-Корсакова. Я «праправнук» Римского-Корсакова и этим «родством» очень горжусь». С театральными «вождями» Мурадином Думановым и Алимом Кунижевым на творческом вечере. Композитор вырастил четверых детей, его сын Анзор Хаупа тоже стал композитором. Анзор и Заур, Лана и Дана тому причиной, или собственное детство, что прошло без отца и в тяжелые несытые послевоенные годы, но в творчестве Джабраила Хаупа важное место занимают вокальные циклы и песни для детей. А сюита для симфонического оркестра в четырех частях, написанная в 1983 году так прямо и называется: «Воспоминание о детстве». В музыке Хаупа отразился возникший в детстве интерес к адыгскому фольклору, просвечивает любовь к родным горам, окружавшим село его детства и Нальчик. Какие говорящие названия:  симфоническая сюита «Сказки седых гор», «Кабардинская молодежная увертюра»,  симфоническая поэма «Сказания о нартах», «Адыгейская увертюра» для симфонического оркестра , симфоническая поэма «Край мой нежный, величавый», концерт для скрипки с оркестром «Адыгейский», «Кабардинские девичьи песни» для сопрано и оркестра! Музыковеды утверждают, что все творчество Джабраила Хаупы – сонаты и сюиты, симфонии и концерты, рапсодии и песни на стихи адыгских поэтов – вошло в сокровищницу  музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и значительно повлияло на развитие черкесской музыки.На восьмом десятке Джабраил Хаупа все так же полон интереса к миру и людям, гордится учеником – Муратом Кабардоковым, читает, думает, пишет. Лауреату Государственной премии Кабардино-Балкарии, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации есть что вспомнить и чем гордиться