Доклад по математике для учащихся с ОВЗ Активизация познавательной активности учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики


Активизация познавательной активности учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики
Многолетний опыт работы в школе показывает, что из всех школьных предметов умственно отсталые дети труднее всего воспринимают и усваивают математические знания. Математика в коррекционной школе решает одну из важнейших специфических задач обучения – преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся. Это требует от учителя хорошего знания особенностей и возможностей детей, разработки и подбора разнообразного, доступного и интересного материала, творческой фантазии, что помогло бы увеличить интерес к предмету, активизировать учащихся и упростило бы применение полученных знаний в трудовой и жизненной практике.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения по данному предмету. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, убеждаешься, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития.
От учителя требуется постоянная работа, направленная на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, на повышение их познавательной активности. Необходимо постоянно проявлять заботу о том, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он был увлечен сегодняшним занятием. Проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Поэтому я стараюсь на своих уроках использовать занимательный материал, который является одним из средств повышения познавательной активности учащихся. Приведу пример начала одного из таких уроков по теме: «Десятичные дроби»
- Отгадайте, кто является главной героиней нашей темы урока:
Я в дроби десятичной
Стою всегда внизу.
Хожу я вправо, влево,
С числом своим дружу.
Когда пойду я вправо-
Растет мое число.
А влево побежала-
Уменьшится оно.
-О ком идет речь? Конечно же, о запятой. А чтобы хорошо усвоить тему, она дарит вам памятку, которую вы должны не забывать: (на интердоске появляется запись)
Я требую внимания повсюду и всегда
В дробях не ошибетесь вы, помня про меня.
Решающую роль в активизации познавательной активности учащихся с нарушением интеллекта выступают дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже заключают в себе занимательность, наблюдательность, воображение.Необходимо использовать на уроках задачи, несущие в себе жизненные ситуации. Близкие детям. При закреплении задач на время, движение_ отправляемся вместе с детьми в гости к бабушке, родственникам. Преодолевая расстояния на автобусе, электричке. Даются данные краеведческого характера:
В 8 сели мы в автобус
По дороге из Мин-Вод.
В 9.40, как обычно
Мы прибыли в Кисловодск.
Сколько времени в пути
С вами вместе были мы?
А потом садимся на электричку и едем обратно домой. Задаю вопрос: Ребята, а почему мы в Кисловодск доехали так быстро - за 1ч40мин, а обратно потратили целых 100минут? Что задержало нас в пути?
Важное место при развитии и активизации познавательной активности занимают игры и игровые моменты на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы, в конце - игра может носить поисковый характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. В процессе игры на уроках математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? Вот здесь и нужна наша педагогическая находчивость, которая имеет одну цель - заинтересовать! Загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Очень помогают занимательные ребусы, шифровки, опоры, таблицы, схемы.
Приведу некоторые игры и игровые моменты, способствующие активизации познавательной деятельности детей на уроках математики: «Найди различия», «Сходные предметы», «Что изменилось». Мир однообразных чисел оживает перед ребёнком, раскрывается смысл числа и счёта ещё до полного его осознания. На этих приёмах построены дидактические игры и занимательные упражнения, такие, как «Кто быстрей и верней?», «Не зевать», «Арифметический бег», математическое домино и т.д.
Обязательно на всех этапах урока уделяется внимание опоре на зрительную наглядность, оформлению доски: она должна привлекать внимание учащихся. Любой вопрос на уроках ученики воспринимают, как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать.
На уроках надо, прежде всего, содействовать переходу от наглядно-практических действий к мыслительным операциям. В этом могут помочь различные коррекционно-развивающие упражнения, направленные на развитие и активизацию мыслительных процессов. Такие как: « Сколько треугольников (четырёхугольников)?», составление из геометрических фигур предметов.
Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира.
Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
На уроках где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы.
Для индивидуального опроса изготавливаю красочные карточки, привлекающие внимание учащихся, с интересными заданиями.
Все это делает работу более интересной. Повышает не только активность на уроке, но и результативность.
Литература:
1. Капустина Г. М. «Коррекционные приемы обучения школьников математики». – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №2.- 2005.
2.  Залялетдинова Ф.Р. « Нестандартные уроки математики в коррекционной школе». М.: «Вако»,2007.
3. Степурина С.Е. Математика 5-6 классы. «Тематический и итоговый контроль, внеклассные мероприятия». - Волгоград: «Учитель», 2007.
4. Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай». - Санкт-Петербург: «Лань»,1994.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» - М., 2003
6. Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). - Спб., 2002.