Исследовательская работа Мордовский национальный костюм


 
Исследовательская работа
 
 
Мордовский национальный костюм
 
Аннотация
Мордовский национальный костюм – это традиционный костюм мордовского народа, который дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество. Само умение  одевать  и носить  национальную  одежду  было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение.
Мордовская женщина - хранительница культурных родовых традиций, из века в век сберегала в своем костюме идеалы нации.
 Предметом особой гордости для женщины являлся набор украшений. По ним окружающие судили об обеспеченности, благосостояния семьи. Украшения бережно сохранялись, передавались по наследству.
  Традиционные приемы народного искусства вышивки , ткачества, низания украшений с течением времени обогащались введением новых материалов и технических возможностей. Национальный  костюм занимал  особую  роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.
В своем  историческом  развитии  жизнь национального костюма очень похожа на жизнь человека.
Мордовский народный костюм - выдающееся  явление художественной культуры человечества. В нем отразились национальные идеалы прекрасного.
Мордовский костюм - открытая книга народной жизни и рукотворное волшебство.
Мордовские села вплоть до настоящего времени остаются сокровищницей традиционной культуры,  поскольку здесь и поныне сохраняется национальный костюм.
Высокое предназначение народного костюма в наши дни - быть знаком, выражающим многовековые ценности мордовского народа. А красота народа в близости к своей земле, которую с детства человек связывает с именем места, где родился. Народ существует, пока его представители задают вопрос «Кто мы? Кто наши предки?» В этом вопросе и заключена память о близких,  о кровном родстве. А эту память хранит наш родной мордовский  язык и национальный костюм. Поэтому символично, что для хранителей потомственных знаний, красивее национального  костюма своего села нет. 
Данная работа является исследованием мордовского национального костюма. В процессе исследования мною собраны, зафиксированы, проанализированы и обобщены сведения о мордовском национальном костюме.
Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить исторические материалы, литературу, собрать информацию об особенностях мордовского национального костюма: мужского и женского
Задачи работы: привить интерес к культуре своего народа и любовь к малой Родине, познакомиться с особенностями национальных костюмов: мужского и женского, воспитать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений Актуальность темы исследования. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня. В настоящее время особое звучание приобретает проблема сохранения культурного наследия народов России, что обусловлено, с одной стороны, усиливающимся стремлением людей к возрождению национальной культуры, с другой — утратой многих традиционных ценностей в материальной и духовной сферах культуры. Возросшая в связи с этим необходимость всестороннего изучения народной культуры делает актуальным детальное исследование некоторых предметов.
Методы работы: теоретические: анализ литературы; посещение музеев, знакомство с бытом и культурой народов Республики Мордовия; практические: изготовление современного национального костюма.
Свое исследование я начала с просмотра материалов Интернета. Здесь я обнаружила «Краеведческие записки» В. А. Ендураева, «Вопросы древней истории мордовского народа» 80-й выпуск, Саранского издательства. По старой традиции я отправилась в библиотеку. В процессе поиска необходимой литературы познакомились с большим количеством книг по родному краю. Просмотрела несколько энциклопедий, в том числе энциклопедию «Мордовия» под редакцией А. И. Сухарева. Много полезной информации почерпнула из альбомов «Мордовский народный костюм», составители Т.П.Прокина, М.И.Сурина, авторы дают интересный и достоверный материал о нашем недавнем и далеком прошлом.
Вывод: проведя исследование, я узнала, что мордовский национальный костюм занимал не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.
Отзыв
на исследовательскую работу
«Мордовский национальный костюм», выполненную ученицей 5 класса МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Ревиной Викторией.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. В настоящее время особое звучание приобретает проблема сохранения культурного наследия народов России, что обусловлено, с одной стороны, усиливающимся стремлением людей к возрождению национальной культуры, с другой — утратой многих традиционных ценностей в материальной и духовной сферах культуры. Возросшая в связи с этим необходимость всестороннего изучения народной культуры делает актуальным детальное исследование некоторых предметов, отражающих эстетические пристрастия и мировоззренческие установки ее носителей. Исследование национальной одежды дает возможность глубже понять историю формирования и развития народа, а так же и всего населения, региона его проживания. Мордовский костюм – это настоящее произведение искусства. Издавна умение правильно одеваться передавалось из поколения в поколение, и сейчас остатки самобытного прошлого еще живут в сердцах жителей финно-угорских краев.
Тема работы раскрыта достаточно полно, имеет высокий теоретический уровень и практическую значимость.
Работа грамотно, аккуратно оформлена.
Данная работа содержит все необходимые структурные элементы для подобных работ, а именно - введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Причем основная часть включает теоретический аспект-история о мордовском национальном костюме.
В работе четко обозначены цель и задачи.
Работа, на мой взгляд, заслуживает положительной оценки.

Тезисы
исследовательской работы
«Мордовский национальный костюм»
Прошлое, настоящее и будущее составляют непрерывный поток жизни народа. Его частью являемся и мы сами. И разорвать эту цепь или изъять хотя бы одно её звено просто немыслимо. Ничто не может быть зачёркнуто, предано забвению из того, что было.
История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиций от поколения к поколению, необходимо использовать разнообразные формы образования, воспитания, в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление молодёжи, развить их трудовые навыки и умения.
Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить исторические материалы, литературу, собрать информацию об особенностях мордовского национального костюма: мужского и женского.
Задачи работы: привить интерес к культуре своего народа и любовь к Родине, уважение к истории.
Актуальность темы исследования. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня. В настоящее время особое звучание приобретает проблема сохранения культурного наследия народов России, что обусловлено, с одной стороны, усиливающимся стремлением людей к возрождению национальной культуры, с другой — утратой многих традиционных ценностей в материальной и духовной сферах культуры. Возросшая в связи с этим необходимость всестороннего изучения народной культуры делает актуальным детальное исследование некоторых предметов.
Задачи работы: привить интерес к культуре своего народа и любовь к малой Родине, познакомиться с особенностями национального костюма: мужского и женского, воспитать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.
Методы работы: теоретические: анализ литературы; посещение музеев, знакомство с бытом и культурой народов Республики Мордовия; практические: изготовление современного национального костюма
Мордовский национальный костюм занимал не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.
Предметом рассмотрения мордовский национальный костюм взят не случайно.
Мордовский костюм – это настоящее произведение искусства. Издавна умение правильно одеваться передавалось из поколения в поколение, и сейчас остатки самобытного прошлого еще живут в сердцах жителей финно-угорских народов.
В ходе исследования я прочитала много литературы, чтобы больше узнать об истории мордовского костюма и о его назначении. Область применения результатов. Эта работа даёт большие возможности для изучения истории быта, традиции нашего народа. Она поможет лучше познакомиться с жизнью, традициями своего народа, полюбить его и передать будущему поколению.
Свои материалы исследований я могу предложить как дополнительный материал на уроках истории, внеклассных мероприятиях.
Я хочу хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с мордовской культурой.
Я считаю, что традиции нужно сохранять, чтобы народ проявлял интерес к национальной культуре, помнил свои национальные черты. И поэтому я решила познакомиться с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее с мордовским национальным костюмом, узнать, чем он привлекателен и какую ценность представляет, как неграмотные крестьяне моделировали и конструировали свою одежду.
В своем исследовании я коснулась лишь небольшой частички многовековой истории мордовского народа, попыталась сравнить прошлое и настоящее. Не все материалы, которые я просмотрела, перечитала вошли в мою работу, но все это оставило в душе ощущение принадлежности к народу с великим прошлым и интересным настоящим. Возможно, в дальнейшей жизни нам придется рассказывать уже нашим детям и внукам, как выглядел костюм их прабабушки, как жили наши предки в домиках, покрытых соломенной крышей, как питались и вообще, кто он мордовский народ.
Оглавление:
1.Введение---------------------------------------------------------------------------
2. Эрзянский женский костюм---------------------------------------------------
а)рубаха(панар,паля,покай);------------------------------------------------------
б)набедренные украшения;-------------------------------------------------------
в)головной убор;--------------------------------------------------------------------
г)набор украшений, передник---------------------------------------------------
3.Эрзянский мужской костюм.---------------------------------------------------
а)рубаха (панар);--------------------------------------------------------------------
б)пояс(каркс, кушак);-------------------------------------------------------------
в)головной убор-----------------------------------------------------
4. Обувь мордвы---------------------------------------------------------------------
5.  Заключение----------------------------------------------------------------------
6.  Список использованной литературы----------------------------------------
… Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.
 
Д.С. Лихачев
Введение
Национальная культура- это история народа. Национальный костюм- это воплощение и выражение культуры и истории через века. Это душа народа, а чтобы понять душу ,надо изучить историю и культуру .У каждого она разная и лучший способ увидеть это наглядно, через национальные костюмы .Национальный костюм – вещь неподдающаяся моде. Изучая его , мы изучаем историю наших предков. Каждый человек должен знать свою историю и культуру, чтобы сохранить себя в нашем меняющемся мире.
Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины. Народный костюм мордвы сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа. Традиционный костюм мордовского народа имеет ярко выраженную этническую направленность, которая проявляется в особенностях покроя, выборе материала, украшениях, расположении декора. Ему свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль.
Данная работа – исследование национального костюма мордвы-эрзи, особенностей его развития от древности до наших дней.
Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить, исторические материалы, литературу, собрать информацию о роли мордовского национального костюма в сельских и семейных обрядах.
Задачи работы: привить интерес к культуре своего народа и любовь к малой Родине, познакомиться с особенностями национальных костюмов: мужского и женского, воспитать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений
Актуальность темы исследования. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня. В настоящее время особое звучание приобретает проблема сохранения культурного наследия народов России, что обусловлено, с одной стороны, усиливающимся стремлением людей к возрождению национальной культуры, с другой — утратой многих традиционных ценностей в материальной и духовной сферах культуры. Возросшая в связи с этим необходимость всестороннего изучения народной культуры делает актуальным детальное исследование некоторых предметов.

Анализируя отдельные элементы вышивки, внешний вид костюма , материалы книг о мордовском национальном костюме я пришла к следующим выводам:
Женский костюм.
Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12-15 см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Вышивка выполнялась шерстяными самопрядёными нитками, окрашенными растительными красками, которые добывали из корня подмаренника, почек берёзы, коры ольхи, различных трав.
Традиционная расцветка мордовской вышивки включает в себя четыре цвета: синий, зачастую чёрный с синим оттенком и тёмно - красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора. Основной цвет вышитых узоров - красно-коричневый - дополнялся вкраплениями зелёного и жёлтого. Нередко узоры оформлялись чёрной или синей окантовкой. С начала 20 века растительные красители начинают заменяться анилиновыми, что повлекло за собой изменение в традиционном колорите орнамента. Вышивка рубах очень плотная, ковровая, рельефная по своей фактуре. Она выгодно оттеняла фон рубахи. . Расположение декора на рубахе было строго определённым и имело давние традиции. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди.
В эрзянском костюме ансамбль набедренных украшений был был чрезвычайно самобытным. Наиболее характерным женским набедренным украшением эрзи был пулай. Женщина надевала его ещё девочкой - подростком в 13 - 14 лет и носила до самой смерти. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай. Обычно женщины на праздники надевали два пулая. В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями сэлге пулай, по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников шло множество бисера, блесток, бус, цепочек, пуговиц,раковин-каури, приобретавшихся в лавках
Как и весь костюм, комплекс набедренных украшений был многослойным. Носили набедренники поверх рубахи.
У эрзи бытовал особый вид верхней глухой обрядовой одежды – покай, плотно декорируемый вышивкой. Его надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу.
Самобытным элементом эрзянского костюма была верхняя распашная одежда из холста – руця, панар.
Покрой эрзянской распашной одежды был туникообразным, обычно расширенным внизу боковыми клиньями. Руцю шили с рукавами длиной чуть ниже локтя, которые расширялись ластовицами. Отделка одежды вышивкой, кумачом, шелковыми лентами имела в разных регионах бытования существенные отличия. Все варианты распашной одежды, как правило, являлись элементом праздничного костюма замужних женщин.
Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Головные уборы эрзянок имели возрастные и локальные разновидности и были тесно связаны с причёской. Девушки заплетали волосы в одну косу и на голове носили налобную повязку - паця коня, коня лента. Замужние женщины заплетали косу на темени и закручивали её в тугой узел - кокол. На такой причёске хорошо держался высокий головой убор панго. Основой панго служил луб, который обтягивался холстом и обшивался красной тканью. Сзади убор имел мягкую лопасть, покрытую плотной вышивкой.
Неотъемлемым дополнением к головным уборам были наушные украшения - пиле - курокст, снизанные из белого и чёрного бисера с подвесками из медных цепочек
После свадьбы девичий головной убор менялся на женский. В разных регионах этот обычай имел свои сроки, от момента венчания до появления первенца.Часто невесту «окручивали» (надевали женский головной убор) после венчания в церковной сторожке или доме жениха.
Предметом особой гордости для женщины являлся набор украшений. По ним окружающие судили об обеспеченности, благосостоянии семьи. Украшения бережно сохранялись, передавались по наследству, обветшавшие детали обновлялись новыми материалами. Богат и разнообразен набор нагрудных украшений мордовских женщин.Обилие декоративных материалов – бисера, бус, стекляруса, цепочек, раковин-каури, жетонов, монет, бубенцов, колокольчиков – использовались на изготовление воротников, нагрудников, ожерелий, гайтанов, чресплечных украшений. Ворот рубах скреплялся застежкой сюлгам в виде овального обруча с подвижной иглой.Фибулы для праздничного костюма декорировались бусами, укрепленными на лубяной или проволочный каркс, с подвесками из монет, жетонов на цепочках.
Передник – необходимая часть традиционного костюма мордовок. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники. Имелись специальные нарядные передники для гуляний и церкви. Цвет и отделка передника изменялись с возрастом женщины. Девушки и молодые женщины носили передники более ярких цветов (красного, малинового, зелёного), чем пожилые. Передники молодых обильно украшались полосками разноцветной ткани, лентами, позументом, вышивкой, на передниках пожилых женщин отделка была более скромной или её совсем не было.
Основным видом традиционной женской одежды из сукна и меха был сумань, представлявший собой род кафтана, сшитого из домотканого сукна темного цвета. В.Н. Белицер выделяет три вида: с прямой цельной или сшивной спинкой, с отрезной спинкой и сборами на талии и сумань, сшитый в талию со вставными клиньями сзади и на боках. Сумань с прямой спинкой был более простым по покрою. Сумань, сшитый в талию с клиньями, был по преимуществу мужским. Наиболее распространенной зимней одеждой была нагольная шуба, подпоясывающаяся кушаком.
Мужской костюм
Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями.
Основными частями мужского костюма у эрзи была рубаха (панар м., э.) и штаны (понскт м., э.). Их шили из домотканого холста, в начале XX века получают распространение рубахи из фабричных тканей. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали узким самотканым пояском или ремнем. Летом мужчины в прошлом носили распашную одежду из холста - наподобие халата. Весной и осенью надевали сумань – вид пальто из сукна черного или коричневого цвета. Его шили в талию, сзади на спине располагались сборки на уровне талии. Также демисезонной одеждой был чапан, который также шился из сукна, но с прямой спинкой и большим запахом на левую или правую сторону, длинными рукавами и воротником шалью. Его одевали в дорогу поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком. Зимой мужчины носили шубы из выделанных овчин. Их шили с отрезной талией и сборами. Из овчин также шили тулуп, который были длинным и прямым. Его обычно надевали, как и чапан, в дорогу.Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну - белую распашную (мушкас - у мокши, руця - у эрзи). Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.
Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне - различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.
Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и черного цвета, большей частью высокие с небольшими полями. Летом для работы в поле одевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца XIX века в обиход мордвы входит фабричный картуз, который вытеснил валяные шапки.
Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Лапти - карьть мордовского образца, то есть плетения с украшениями из привернутого лыка но головках и приплетем в задней части хвоста - пуло, сохранились как элементы национального костюма. Лапти были употребительны как в будни, так и в праздники. Рабочие лапти плели из пяти, а праздничные из семи и даже десяти лык. Лапти - пятиреки были однопяточные - ве кочкаря карть, то есть имели один угол в середине задника. Двупяточные лапти были из семи и более лык и имели толстый рант из кручёного лыка, концы которого образовывали две петли для обор.
Лапти носили летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги ( кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.
Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.
Заключение
Мордовский национальный костюм является составной частью традиционной культуры мордовского народа. Оно имеет глубокие исторические корни в своем развитии, изменяясь в зависимости от конкретных исторических условий. Мордовский национальный костюм вместе с тем сохраняет на протяжении многих столетий древние черты в названиях, в орнаменте вышивок, в обрядах семейных и общественных, что дает возможность нам проследить эволюцию функционирования и его современное состояние.
В результате исследования, сопоставляя собранный материал и сегодняшнюю действительность можно с уверенностью сказать, что современная молодежь благодаря литературе, родителям, народным мастерам, знают и понимают обычаи и традиции мордовского народа, дети овладевают народным искусством, в кружках, у мастеров, а это значит, что истоки не будут забыты, а будут возрождены и сохранены для будущих поколений. В работу включена слайдовая презентация. Тема представляется мне интересной и необходимой для изучения культуры мордовского народа, традиций изготовления мордовского национального костюма (крой ткани, применение квадратной ластовицы, ковровая вышивка, орнамент т.д.), которые перестали применять, используя не вышивку, а разноцветные ленты
Традиционный костюм сохранился в настоящее время в разной степени у мокши и эрзи. Если мокшанки ещё довольно часто надевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты одежды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам, на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.
Свои материалы исследований мы можем предложить для использования на фольклорных праздниках, классных часах.
В своем исследовании я коснулась лишь небольшой частички многовековой истории мордовского народа, попыталась сравнить прошлое и настоящее. Не все материалы, которые я просмотрела, перечитала вошли в мою работу, но все это оставило в душе ощущение принадлежности к народу с великим прошлым и интересным настоящим. Возможно, в дальнейшей жизни нам придется рассказывать уже нашим детям и внукам, как выглядел костюм их прабабушки, как жили наши предки в домиках, покрытых соломенной крышей, как питались и вообще, кто он мордовский народ.
Исследуя историю создания национального мордовского костюма, и выделяя его особенности , постаралась создать свой современный костюм, который вобрал в себя красоту национального.
Для костюма были использованы два цвета: красный и белый, которые характерны для мордовского костюма.
проделав определенную работу, пришли к такому выводу, что этот костюм может быть использован для сцены. В этой работе были использованы знания и умения, которые так необходимы для развития творческих способностей, духовных сил, уважения к культуре мордовского искусства, поддержания народных ремесел и семейных ценностей.
Список использованной литературы:
1.      Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М.: Наука, 1973г.
2.      Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Мордовское книжное издательство. 1982
3. Корнишина Г.А.Знаковые функции народной одежды мордвы. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002. – 259 с.
4. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм/Т.П.Прокина, .Смирнова М.И. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990. – 428 с.
5. В.Н. Мартынов. Мордовская народная вышивка/В.Н. Мартынов.– Чебоксары, 1991. – 274 с.
6. А.И.Сухарев -Мордовия- Саранск: Мордовское книжное издательство,2003-2004.
7. В.Н.Мартьянова. Мордовская народная вышивка/В.Н.Мартьянова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991. – 293 с.
8. В.А Ендураев.Вопросы древней историии мордовского народа.-Саранск:Мордовское книжное издательство, вып. 80
9. Г.А.Корнишина. Знаковые функции народной одежды мордвы. Г.А.Корнишина.– Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002. – 259 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://zubova-poliana.narod.ru/history-costume.html2. http:// www.mordva.ru