Педагогическая деятельность Заслуженного учителя Российской Федерации Жуковой Ольги Михайловны

кОтрадненское управление министерства образования и науки Самарской области ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Тимашево






Педагогическая деятельность Заслуженного учителя Российской Федерации
Жуковой Ольги Михайловны




Автор: Ваулина Марина Николаевна
учитель математики высшей категории
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
с. Кинель-Черкассы



2015г
Содержание
Введение
3

Глава 1. Биографические сведения
6

Глава 2. Педагогическая деятельность Жуковой О.М.
7

Глава 3. Общественная жизненная позиция 
10

Глава 4. Воспоминания выпускников
12

Глава 5. О.М.Жуковой посвящается
14

Глава 6. Жукова О.М. – классный руководитель Николаева Д. С.
16

Заключение 
17

Список источников и использованной литературы
18

Приложение
19

Введение
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег
Вот о таком совершенном учителе я и расскажу в своей работе. Почему у меня возник интерес к этой теме? С сентября 2015 года я преподаю уроки в 9 «А» классе. Ученики данного класса заметно проявляют интерес к математике и часто вспоминали учителя, который вел уроки год тому назад – Жукову Ольгу Михайловну. С этим учителем я проработала много лет в одной школе и решила рассказать о ней. Школа играет важнейшую роль в становлении личности ребёнка, и всегда остаются вопросы. Какой она должна быть? Каким должен быть учитель? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить и оценить опыт работы предшествующих поколений и учителей. Инициатива Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области, Тимашевской школы по проведению данной конференции, на мой взгляд, поможет сделать это.
«Жизнь и работа Заслуженного учителя РФ Жуковой Ольги Михайловны». Так называется данная работа о человеке, который в течение 33 лет работала в одной из крупнейших школ в районе: Кинель–Черкасской школе №2.
В 2014 году Ольга Михайловна ушла на заслуженный отдых, на пенсию. На мой взгляд, Ольга Михайловна яркая личность, незаурядный человек, сделавший много для создания огромного, радостного мира – школы №2, и мне хочется, чтобы как можно больше людей узнали о ней.

Цель моей работы - создать исторический очерк о жизни и деятельности Заслуженного учителя Российской Федерации, Жуковой Ольги Михайловны.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
1.Проследить жизненный путь и педагогическую деятельность Заслуженного учителя Российской Федерации, учителя математики, Жуковой О.М.;
2.На основании изучения воспоминаний родственников, друзей, коллег и учеников показать многообразие интересов и увлечений этого замечательного человека.
3.Заинтересовать учащихся историей родной школы.
Для реализации этих задач использовала такие методы, как:
1) Работа с учителем Жуковой О.М, учителями школы, выпускниками Кинель-Черкасской школы №2.
2) Работа с документами:
Книга приказов Кинель-Черкасской школы №2;
3) Работа с архивом школы;
4) Фотографии;
5) Почетные грамоты;
6) Работа с документами, фотографиями, Почетными грамотами Жуковой О.М.
Актуальность моей работы заключается в том, что молодое поколение должно ценить историю своей школы, своего села. Каким трудом достигается высокое звание «Учитель учителей». Таким ярким представителем нашего села Кинель-Черкассы является Жукова Ольга Михайловна – замечательный педагог, прекрасный и мудрый человек, которая посвятила тридцать четыре года такой благородной учительской профессии и всем своим жизненным и профессиональным путем доказала она своё высокое служение детям, педагогике.
Объект исследования: педагогическая деятельность Жуковой О.М Предмет исследования: изучение личности Жуковой О.М. как талантливого учителя школы №2 села Кинель-Черкассы, как справедливого и замечательного человека.
Источниковая база исследования: данная работа написана на основе собранных и изученных автором воспоминаний родственников, друзей, коллег и учеников Жуковой О.М.- Кочетковой О.П., Постниковой С.Г., Бугаковой И.А., Бурняшевой Е., а также воспоминаний самой Ольги Михайловны.
Научная новизна исследования: на основании изучения материалов «живой истории» и средств массовой информации впервые был создан исторический очерк о жизни и деятельности Жуковой О.М.
Научно-практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть полезны учителям школы, района при проведении факультативных занятий, классным руководителям при проведении классных и общешкольных мероприятий. Кроме того, материалы и выводы, сделанные автором, помогут учащимся при написании работ на краеведческую тематику. Интересны они будут всем увлекающимся историей своей родной школы.
Во все времена люди, преклонялись перед великой силой знания, мудрости образования и воспитания, превозносили, и будут превозносить нелёгкий труд учителя. И в то же время с людей, посвятивших себя самой святой обязанности – обучению и воспитанию детей – жизнь всегда спрашивает строго. Ведь учителю доверяется маленький человек, и от того, каким гражданином, человеком, профессионалом, родителем он станет, зависит будущее нашего государства.




Глава 1. Биографические сведения
Жукова Ольга Михайловна родилась 23 марта 1959 г. в с. Ново-Павловск Оренбургской области. Отец – Шелест Михаил Борисович. Мать - Шелест Мария Васильевна. В семье было пятеро детей.
Отец Шелест Михаил Борисович работал в совхозе. Мама - Шелест Мария Васильевна была начальником отделения связи.
В 1976 году Жукова Ольга Михайловна окончила среднюю школу в с. Ново - Павловск Оренбургской области.
После окончания школы поступила в Оренбургский Государственный Педагогический институт имени Валерия Павловича Чкалова. Свои студенческие годы Ольга Михайловна вспоминает с любовью. В студенческие годы она жила в общежитие. Жили очень весело и дружно. После успешного окончания института по специальности математика в 1980г. Ольга Михайловна начала работать учителем в с.Шаповалово Оренбургской области, но в январе 1981 года вышла замуж за Жукова Сергея Викторовича и переехала в с.Кинель-Черкассы Самарской области.
В 1981 г. Жукова Ольга Михайловна пришла в Кинель - Черкасскую школу №2 и проработала в ней до выхода на пенсию.












Глава 2. Педагогическая деятельность Жуковой О.М.
Молодая учительница математики своим отношением к детям, жителям села, коллегам снискала любовь и уважение. Ее отношение к работе, к общественной деятельности является примером для подражания.
С 2000 года Ольга Михайловна возглавляла школьное методическое объединение учителей математики, где показала себя как добросовестный руководитель, человек высокой морали, живой пример преданности своему делу.
Система ведения уроков, стиль ее работы своеобразны. К каждой теме, к каждому уроку она подходила творчески, находила приемы и методы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Уроки отличались умелым планированием, чётко сформулированным, тщательно подобранным учебно-текстовым материалом. Ольга Михайловна ежегодно проводила открытые уроки, методически насыщенные, интересные по содержанию. Она настойчиво и терпеливо работала с учениками, прививала им любовь к математике, чтобы ученики смогли успешно поступать в технические учебные заведения и успешно работать на производстве, применяя все полученные знания.
Годы вдумчивой, кропотливой работы помогли Ольге Михайловне стать мастером-педагогом. Вместе с успешным обучением учительница осуществляла и воспитание. Много времени Ольга Михайловна уделяла организации внеклассной работы: подготовке к смотрам, фестивалям, работе хорового кружка. Она добивалась выработки у учащихся умения излагать свои суждения, проводить сопоставления, делать выводы, привлекать дополнительный материал. Результатом упорной кропотливой работы с учащимися является активное участие в школьных, а затем районных, областных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, где её учащиеся достигали высоких достижений. Профессиональная деятельность Жуковой Ольги Михайловны отмечена многими наградами, такими как:
Знак «Заслуженный учитель Российской Федерации»;
Знак «Отличник народного просвещения»;
Премия SOROSA.
Другие сведения, достойные упоминания, это:
Почётная ГРАМОТА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР И ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ за успешную работу по обучению и воспитанию учащейся молодежи, подготовке их к жизни и труду;
Диплом Министерства образования и науки Самарской области Отрадненского управления за активное участие в решении социально значимых проблем образования и воспитания подрастающего поколения на Ярмарке социально-педагогических инноваций-2006;
Грамота Министерства образования и науки Самарской области Отрадненского управления за добросовестный труд и активное участие в совершенствовании образовательного процесса.
В 2012г. Жукова О.М. награждена дипломом победителя конкурса общественного призвания «Золотой фонд образования» в номинации «Учитель моей мечты». (Приложение 5).
Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», наградили Жукову О.М.сертификатом. (Приложение 6).
Администрация Кинель - Черкасского района в 2005г. выразили благодарность Жуковой О.М. за творческий подход к обучению и воспитанию, обеспечивающий формирование компетентностей учащихся. (Приложение 8).
Управление образования Кинель-Черкасского района наградили Жукову О.М. за качественную подготовку учащихся к районным олимпиадам. (Приложение 4).
В 1996г. Жукова О.М., классный руководитель 7а класса Кинель-Черкасской средней школы №2 награждена почётной грамотой за разработку педагогической темы «Самоуправление в пионерском отряде». (Приложение 3).
Такое творческое отношение к своему любимому делу является примером для молодых коллег. Ольга Михайловна пользуется огромным уважением и является подлинным наставником молодых педагогов. По любому вопросу давала научные рекомендации и оказывала конкретную практическую помощь: щедро делилась накопленным опытом, добрым советом, выступала с докладами на методических советах, знакомя всех с секретами своего профессионального мастерства. Как опытный педагог, Ольга Михайловна активно участвовала и занимала призовые места в конкурсах, давала рекомендации по подготовке к экзаменам.
Постникова Светлана Геннадьевна так отзывается о своей коллеге: «Жукова Ольга Михайловна очень серьёзно относилась к подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. Поскольку одним из наиболее эффективных методов подготовки к сдаче ЕГЭ является метод решения тестовых заданий, Ольга Михайловна подбирала различные типы и виды заданий по всем разделам математики. Особое внимание при этом уделяла нестандартным задачам и задачам повышенной сложности, при решении которых ученик учится творчески мыслить и применять свои знания. Спланированный подбор задач приводил к значительному сдвигу, как в самооценке выпускника, так и к некоторым подвижкам в качестве его знаний и умений их применять».








Глава 3 Общественная жизненная позиция
Педагогическую деятельность Жукова Ольга Михайловна совмещала с активным участием в общественной жизни села. В Кинель- Черкасской школе №2 Ольга Михайловна была избрана секретарём партийной организации.
Кочеткова Ольга Петровна так отзывается о члене профсоюзной организации школы №2: «Жукова Ольга Михайловна – замечательный педагог, отзывчивый человек, профессионал своего дела. Поступив на работу в школу после окончания педагогического института, Ольга Михайловна сразу вступила в ряды профсоюзной организации. Принимала участие в творческих вечерах учителей, организовывала поездки учителей в театры, на выставки.
Во время работы неоднократно избиралась в профсоюзный комитет, защищала права работников школы на заседаниях комиссии по распределению стимулирующего фонда.
Эрудиция, воспитанность, самодисциплина учительницы всегда поднимали ее в глазах учащихся, родителей, коллег. Широкая, благородная душа, большое, отзывчивое сердце, колоссальное трудолюбие, человек огромного чувства долга – так можно охарактеризовать Жукову Ольгу Михайловну».
Активная общественница, настоящая сельская учительница, доброй души человек, мудрая женщина,  она постоянно интересуется жизнью школы и села.
В настоящее время Ольга Михайловна, находясь на заслуженном отдыхе, продолжает принимать активное участие в культурной жизни села. Она является активным участником школьного хора, который в 2014 году стал призером первого окружного смотра художественной самодеятельности педагогических коллективов (Приложение 9). Её беззаветная преданность школьному образованию, неиссякаемая любовь и доброта к детям, своему делу будут примером для настоящих и будущих поколений школьных работников.




























Глава 4. Воспоминания выпускников
Говорят, что время – самый неуловимый судья наших дел и поступков. Счастлив тот, кто вопреки всем невзгодам без громких слов, честным трудом сложил свою добрую чистую тропу жизни, кого с благодарностью и признанием вспоминают бывшие ученики, родители, коллеги, общественность нашего села.
Ольга Михайловна является ветераном педагогического труда, проработала в Кинель-Черкасской СОШ №2 33 года. За это время она обучила и воспитала несколько поколений учащихся, которые неоднократно показывали хорошие результаты на конкурсах, олимпиадах, конференциях.
В 2007 в социальном проекте «Университетский профильный класс» Нанаева А., Арамян Е., Осипов М. получили диплом 3-ей степени, во Всероссийской открытой научно – исследовательской конференции учащихся «Образование. Наука. Профессия» Осипов М., Меньших И. получили диплом 3-ей степени, в окружной предметной олимпиаде по математике Бугаков Роман занял 3-е место. В 2005г. Голенцов Сергей занял 1-е место в очном туре олимпиады по математике факультета государственного управления им. М.В. Ломоносова. В окружной научно-практической конференции-фестивале «Молодость и будущее» Зимовец А. занял 2-е место. Многие её ученики стали известными людьми в с.Кинель-Черкассы, заслуженными работниками, общественными деятелями. По стопам своего учителя, выбрали специальности, связанные с педагогической деятельностью много учеников.
Из воспоминаний выпускника молодого поколения - Бурняшевой Екатерины: «Хочется сказать особые слова благодарности Жуковой Ольге Михайловне. Она преподавала алгебру и геометрию и являлась нашим классным руководителем. Ольга Михайловна очень добрая и заботливая, она неутомима, энергична и сдержанна. Доброе лицо. Милая и обаятельная улыбка. Усталые глаза. Бывала строга, но всегда справедлива и предусмотрительна. Она спокойна и немногословна, уважает достоинство и личность каждого ребёнка. Наша классная руководительница проявляла свою поистине материнскую любовь к нам, находила к каждому индивидуальный подход. Она любит своё дело, которому отдавала себя сполна. И эту любовь к предметам она всегда старалась передать и нам. Щедро делилась с нами теми знаниями, которыми владеет сама. На её уроках всегда интересно. Учитель применяла разнообразные задания. Ольга Михайловна поддерживала ровные товарищеские отношения ребят в классе, пользовалась авторитетом у школьников. На классных часах вместе с нами живо обсуждала проблемы подростков.
Ольга Михайловна очень порядочный и доброжелательный человек. В период очень сложной и ответственной подготовки к экзаменам, Ольга Михайловна, не считаясь с личным временем, помогала нам. Через её добрые руки прошло не одно поколение учеников. Все они благодарны своему педагогу за полученные знания и приобретённый опыт. Пройдут годы, и мы будем с благодарностью вспоминать об этом Учителе с большой буквы.
Я считаю, что нам очень повезло, что мы обучались в классе такого опытного и грамотного педагога, такого по-матерински доброго и внимательного классного руководителя, который являлся и продолжает являться для нас учителем жизни».











Глава 5 О.М.Жуковой посвящается от Бугаковой И.А.
В Оренбургских степях
Она родилась.
В большой дружной семье
Её жизнь началась.
Пионерское детство,
Весёлый задор,
Ольга наша вступила
Затем в комсомол.
И профессия в сердце
Только одна –
Педагогом мечтала
Стать она.
Как же в юности быстро
Мелькают года,
Вот и диплом уже на руках,
Но покинуть судьба
Ей велит отчий дом.
Край Самарский теперь
У неё за окном.
Всё сложилось:
Профессия, дети, семья,
Педагогом заслуженным
Стала она.
Математик от бога,
Справедлива, умна.
В детских душах любовь
Пробудила она.
Всеми уважаемая,
Жукова Ольга Михайловна!
Педагоги, юристы, артисты, врачи –
Все достойные её ученики.
Никогда не уронят чести они,
Не страшат их и трудности впереди,
Умеют творить, дерзать, побеждать,
Интеллектом своим всех удивлять,
Край свой родной от врагов защищать.
Отвагу и мужество проявлять.
(Николаев Денис Сергеевич погиб при исполнении служебного долга)




















Глава 6. Жукова О.М. – классный руководитель Николаева Дениса. Сергеевича.

Классным руководителем Николаева Дениса Сергеевича бала Жукова Ольга Михайловна. В школе Николаев Денис был честным, справедливым, ответственным человеком. Он мечтал стать военным и сделал всё, чтобы его мечта сбылась. Он стал офицером. (Приложение 10)
Николаев Денис Сергеевич за время службы проявил себя, как хорошо обученный офицер, умеющий в нужный момент правильно оценить обстановку и принять обдуманное решение, проявив при этом решимость и военную смекалку. Таким был Денис на государственной службе. А в жизни – простой обычный парень, любивший жизнь, радующийся каждому дню. Поэтому так ужасно всем было услышать о страшной трагедии, случившейся с Денисом. Трагедия произошла 26 января 2012года в г.Нальчике. В спортзале общеобразовательной школы №19 играла в волейбол команда молодых ребят. Вдруг в зал ворвались три человека в масках, вооружённые автоматами и пистолетами. Денис Николаев погиб от рук боевиков, погиб мужественно, как настоящий русский офицер. Указом президента Российской Федерации №1300с от 17 сентября 2012г. Николаев Денис Сергеевич, старший лейтенант награждён орденом мужества (посмертно).

Герой не гибнет, умирая
Двойная жизнь ему дана.
И это жизнь его вторая
Бессмертной славою полна!
Демьян Бедный




Заключение

За 85-летний путь ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области знала немало прекрасных  учителей. Среди них Жукова Ольга Михайловна Заслуженный учитель Российской Федерации.
Трудолюбие, профессионализм, любовь к детям, порядочность снискали Ольге Михайловне всеобщее уважение учащихся, коллег, родителей, односельчан.
В данной работе была поставлена цель: раскрыть судьбу сельского учителя Жуковой Ольги Михайловны и соответствующие задачи, сбор материала по воспоминаниям самого учителя и о трудовой деятельности учителя по воспоминаниям выпускников и коллег.
Анализ собранных материалов доказывает, что Ольга Михайловна действительно яркий образ сельского учителя. Её беззаветная преданность школьному образованию, неиссякаемая любовь и доброта к детям, своему делу будут примером для настоящих и будущих поколений школьных работников.
В заключении хочется сказать, что мы должны гордиться замечательным педагогом, прекрасным и мудрым человеком Жуковой Ольгой Михайловной. Знакомство с биографией, педагогической деятельностью Ольги Михайловны показало, что можно достичь высоких результатов, если относиться к своему делу с душой, ответственностью и любить свою работу. Я считаю, что нам есть еще над чем работать. Нужно продолжать изучать историю школы и знать тех, кто вносил большой вклад в дело обучения и воспитания молодого поколения.





Список источников и использованной литературы
1. Воспоминания Жуковой О.М.
2. Фотографии из личного архива Жуковой О.М.
3. Воспоминания Кочетковой О.П., Постниковой С.Г.
4. Воспоминания учителей - ветеранов педагогического труда
5. Воспоминания Бурняшевой Е.
6. Материалы виртуального музея СОШ №2.
7. Журнал «Первый»






















Приложение 1
Артяков В.В. награждает Жукову О.М





Приложение 2
ШМО учителей математики




Приложение 3



Приложение 4





Приложение 5






Приложение 6


Приложение 7

Приложение 8



Выпуск 2005 года Приложение 9



Хор учителей ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с Кинель-Черкассы



Приложение 10
Николаев Денис Сергеевич погиб при исполнении
служебного долга

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











Приложение 11
Указом президента Российской Федерации №1300с от 17 сентября 2012г. Николаев Денис Сергеевич, старший лейтенант награждён орденом мужества (посмертно)










13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Для Ваулиной МДля Ваулиной МДля Ваулиной МДля Ваулиной МДля Ваулиной М 15