Cистема коррекционно-развивающих заданий с использованием музыкотерапии как средства нивелирования проявлений эмоциональной депривации обучающихся начальных классов


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Система коррекционно-развивающих заданий с использованием музыкотерапии, как средства нивелирования проявлений эмоциональной депривации обучающихся 4 класса
2016
Оглавление
Пояснительная записка………...............…………………………...………….....3
Система коррекционно-развивающих заданий с использованием музыкотерапии, как средства нивелирования проявлений эмоциональной депривации обучающихся 4 класса …………………………..................……………...…....8
Список литературы …………………………………............……………..…....12
Приложения …………………………………............…………………………..15
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования, одним из компонентов которой являются личностные результаты, к которым относятся также– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Однако на сегодняшний день сложилась ситуация вследствие которой возрастает количество детей с депривационным поведением. На русский язык слово «депривация» переводится как «обездоленность, лишенность, безысходность, потерянность, ненужность».
Проблема комплексного подхода к изучению когнитивных и личностных особенностей детей и применению методов психолого-педагогического сопровождения их развития приобретает наибольшую остроту в связи с особенностями современной ситуации развития детей и модернизации системы образования в нашей стране. С одной стороны, основная задача образования определяется как развитие гармоничной личности, с другой – сама система обучения и воспитания учащихся (особенно это касается детей-сирот) ограничивает возможность позитивного решения этой задачи, так как не направлена на стимулирование и гармонизацию ресурсов. Негативный характер её влияния на когнитивное и личностное развитие детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к необходимости поиска новых путей компенсации возникающих искажений в их развитии.
Сущность понятия депривации и ее характеристика, нашла отражение в научных трудах как отечественных, так и зарубежных ученых.
Интерес к проблеме диагностики и систематики психических расстройств у детей, имеющих депривационный генез, возник за рубежом в 30-е годы прошлого века (работы Ш. Бюлера и Д. Боулби), в России проблемы семейной депривации активно разрабатывались с начала 60-х годов (Сухарева Г. Е., Личко А. Е., Гурьева В. А., Ковалев В. В.).
Как эмоциональное состояние, депривация особенно опасна: ведь это постоянная готовность человека совершить безрассудное, противоправное или деструктивное действие для возмещения своих эмоциональных потерь.Особую роль в коррекции эмоционального состояния занимает музыкальная терапия.
В том, что музыка способна воздействовать на человеческий организм, убеждать никого не нужно: недаром матери испокон века поют детям колыбельные песни. Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы Пифагор, Аристотель, Платон, Плутарх. Пифагор вообще рекомендовал музыку как панацею для тела и души.
Современная медицина воспользовалась давно накопленными наблюдениями и разработала метод лечения музыкой.
Музыкотерапию определяют как системное использование музыки для лечения, физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства; средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма; средство оптимизации творческих сил и воспитательной работы; одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь.
Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе «воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки)». Включение движения во многие виды деятельности музыкальных занятий может иметь огромное терапевтическое значение, так как, любое переживание, психические травмы заканчиваются напряжением какой-либо группы мышц. На это указывал в своих исследованиях русский физиолог В.Н. Сеченов. Гибкое раскрепощенное тело более способным к широкому и богатому спектру эмоциональных переживаний.
Б. М. Теплов – крупнейший исследователь индивидуальных различий в отечественной и мировой науке, называет переживание музыки по своему существу – эмоциональным переживанием и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Мировую известность получила его монография "Психология музыкальных способностей, в которой большое значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей.
Система является универсальной и подходит для любого УМК. Разработанная система занятий может быть использована как практический материал для студентов и учителей начальной классов, а также классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования при работе с детьми для развития эмоциональной отзывчивости. К достоинствам данной системы можно отнести и то, что ее без труда смогут использовать как педагоги, так и родители без специального музыкального образования. Необходимо отметить, что данная система коррекционно-развивающих заданий подходит для широкого возрастного круга, и может быть применена не только в классах начального образования, но и в дошкольных учреждениях, после соответствующей адаптации.
Коррекционно-развивающие задания с использованием музыкотерапии включают в себя различные виды деятельности – все они в большей или меньшей степени могут оказать помощь в преодолении эмоциональной депривации, но для этого необходимо рассматривать их с точки зрения терапевтических возможностей.
Система коррекционно-развивающих заданий с использованием музыкотерапии, как средства нивелирования проявлений эмоциональной депривации обучающихся 4 класса состоит из четырех блоков. Все они подчинены одной цели – нивелированию проявлений эмоциональной депривации и развитию эмпатии учеников 4 класса.
Блок 1. Развитие умения учащихся чувствовать и передавать в ритмических движениях музыкальный образ. Форма проведения урочная, на физминутках. Для этого блока были подобраны соответствующие музыкальные произведения, поскольку физминутки ограниченны по времени. На ряду с развитием умения учащихся чувствовать и передавать в ритмических движениях музыкальный образ, решались стандартные для физминуток задачи – нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. Физ. минутки любимы детьми – раскрепощается неуверенный ребёнок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость. Данная физ. минутка предназначена для учащихся начальных классов. Дети любят играть, им надоедает заниматься одним и тем же длительное время. Важно, чтобы физ. минутки были интересными, музыкальными, анимированными.
Блок 2. Коррекция эмоционального состояния учащихся. Задания даются на большой перемене за 5 минут до начала урока. Детям предлагались задания на импровизацию под спокойную музыку, что способствовало не только коррекции эмоционального состояния, помогало детям успокоиться (Ведь на большой перемене дети очень активны, и зачастую между ними возникают конфликтные ситуации), но и способствовало положительному настрою на предстоящий урок.
Блок 3. Коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие музыкальной памяти и общей музыкальности. Задания давались после уроков, в форме проведения музыкальных игр, продолжительностью10 – 15 минут и способствовали кроме всего прочего: закреплению эмоциональных контактов, стимуляции моторно-эмоционального самовыражения, развитию чувства ритма, сплочению и объединению коллектива, устранению застенчивости и робости, развитию уверенности в себе.
Блок 4. Коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие творческих способностей и снижение уровня эмоционального напряжения у учащихся.
Несмотря на то, что в системе заданий используются различные методы (танцевальная арт-терапия, рисуночная, двигательная импровизация, игровая терапия), основная роль отводится музыке и ее воздействию на внутреннее эмоциональное состояние учащихся, а выше перечисленные методики выступают в роли инструмента самовыражения, и тоже выполняют свою воспитательную функцию.
Важно учитывать, что невозможно использование отдельно взятого компонента в отрыве от данной системы коррекционно-развивающих заданий, так как будет нарушена целостность и как следствие – снижение эффективности воздействия на эмоциональную сферу учащихся.
Система коррекционно-развивающих заданий с использованием музыкотерапии, как средства нивелирования проявлений эмоциональной депривации обучающихся 4 класса
Блок 1. Коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие умения учащихся чувствовать и передавать в ритмических движениях музыкальный образ.
Форма проведения Коррекционно-развивающие задания Коррекционно-развивающие цели достигаемые в ходе выполнения заданий Решаемые сопутствующие
задачи
Урочная
На каждом уроке, выполнение вовремя физ. минутки на 15 – 20 минуте урока. Изобразить животное под музыку сюиты «Карнавал животных» Сен-Санса. Дети изображают животное звучащее в произведении, в произвольной форме. Продолжительность одного здания 2 минуты.
Задание предполагает вариативность – педагог меняет очередность разделов произведения каждый день, дабы избежать однообразия. Структуру занятия смотреть в сборнике музыкальных заданий (Приложение 1).
Развитие эмпатических реакций, умение прочувствовать и передать с помощью пантомимики музыкальный образ. Смена вида деятельности.
Сплочение и объединение коллектива.
Устранение застенчивости и робости.
Развитие уверенности в себе.
Формировать любовь к окружающей нас природе и животным.
Развивать у обучающихся музыкальный слух, память, логическое мышление.
Блок 2. Коррекционно-развивающие задания, направленные на коррекцию эмоционального состояния учащихся.
Форма проведения Коррекционно-развивающие задания
Задачи заданий
Коррекционно-развивающие цели достигаемые в ходе выполнения заданий Решаемые сопутствующие
задачи
Внеурочная.
Задания даются в конце большой перемены, за 5 минут до урока. Всего 20 заданий.
Двигательная импровизация под музыку.
Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония». Проводится в течении 2 недель. 10 зданий.
«Рисунок пальцами». Музыкальное сопровождение: «Времена года», Апрель. Октябрь, П. И. Чайковский. Следующие 2 недели, 10 занятий(Приложение 2).
1.Задачи: передать характер звучания музыки в танцевальных движениях. Создание положительного эмоционального настроения у учащихся
2.развивать произвольное внимание, ассоциативную память, творческие способности.
Коррекцию эмоционального состояния учащихся.
Коррекция поведения.
Сплочение и объединение коллектива.
Устранение застенчивости и робости.
Развитие уверенности в себе.
Формирование положительного эмоционального настроя перед уроком
Блок 3. Коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие музыкальной памяти и общей музыкальности.
Форма проведения Музыкальные задания Задачи заданий
Коррекционно-развивающие цели достигаемые в ходе выполнения заданий Решаемые сопутствующие
задачи
Внеурочная.
Задания даются после уроков, методом проведения музыкальных игр. Длительность занятий 10 – 15 минут.
. Всего 20 заданий. 1.Игра «Импровизация»
2. «Паровоз»
3. «Цветок».
4. «Шмель гудит».
5. «Звуковые волны».  
6. «Эхо в горах».
7. «Высоко - низко»:
8. «Пляска огня».
9. «В лесу».
10. «Дождик»
(Приложение 3). Развить коммуникабельность детей, внимание, музыкальный слух, и память, чистота интонирования.  
Стимуляция моторно-эмоционального самовыражения.
Развитие чувства ритма.
Сплочение и объединение коллектива.
Формирование эмоциональной отзывчивости и нивелирования проявлений сенсорной депривации у учащихся.
Закрепление эмоциональных контактов.
Устранение застенчивости и робости.
Развитие уверенности в себе.
Блок 4. Коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие творческих способностей и снижение уровня эмоционального напряжения у учащихся.
Форма проведения Музыкальные задания Задачи коррекционно-развивающих заданий
Коррекционно-развивающие цели достигаемые в ходе выполнения заданий Решаемые сопутствующие
задачи
Внеурочная.
Задания даются в конце классного часа, проводимого в конце учебной недели, в пятницу. Продолжительность заданий 15 минут.
Всего 4 задания
1.«Рисуем настроение музыки»
2. «Что я чувствую, вижу, слушая музыку?»
3. «Музыкальное лото»
4. «Полянка»
.(Приложение 4). Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).
Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях. Выявление уровня проявлений эмоциональной отзывчивости у учащихся в процессе восприятия музыки. Формирование умения выражать свои чувства, впечатления через цвет, рисунок.
Список литературы
5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991.
6. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001.
8. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: М.: Педагогика, 2001. Т. 1.
11. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 2006.
12. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
13. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. - М.: Академия, 2004.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.
15. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология. - М.: Независимая фирма Класс, 2000.
16. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
21. Куттер П., Мюллер Т. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. - СПб.: Когито-центр, Университетское психологическое образование, 2011
22. Матейчик 3., Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте. - М., 2003.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 2009.
26. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 1999. - №8.
27. Пастухова М.В. Психологические аспекты проблематики девиантного поведения. - 2011.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007.
31. Титоренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 2005
32. Федорова Н.В. Патернальная депривация в условиях семейного воспитания // Психологические проблемы современной российской семьи. Ч. 3. - М., 2012.
33. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.
35. Казакова С.В. Проблема воспитания умственно-активной личности в истории музыкальной педагогики // Искусство и образование № 1, 2005, с. 75.
36. Ковалёв В. Ассоциативные игры на уроках музыки / Искусство в школе, № 1, 2001,
38. Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий // Музыка в школе, № 3, 2005,
39. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников. – М.: АРКТИ, 2000,
40. Мун Л. Импровизация младших школьников на уроках музыки // Искусство в школе № 1, 2003.
41. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ» «Лада», 2005, 160 с.
42. Овчинникова Т. Музыка для здоровья // С-Пб.: Союз художников, 2004.
44. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей // Начальная школа, 2005.
45. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Владос, 2000.
46. Слепнёва А., Слепнёв Д. Руки в музыке искупай. – М.: изд. «Фаир-Пресс», 2000.
47. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М.: «Исследование» Музыка, 1990, 320 с.
48. Тагильцева Н.Г. Ребёнок в искусстве: 5 творческих заданий для первоклассников // Начальная школа, 2002, № 12
49. Ульянова Н.С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников // Искусство и образование, № 5, 2005.
52. perception.ru›psydictionary/muzykoterapiya53. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003.
55. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004.
56. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003.
57. Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. - М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.
61. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
62. Научно-методические основы разработки и внедрения современных образовательных технологий в систему профессиональной подготовки педагогических кадров / Под общ. ред. А.В. Торховой. Минск, 2006.
Приложения
Содержание музыкальных заданий для проведения коррекционно-развивающих занятий для младших школьников.
Приложение 1
Блок 1. Коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие умения учащихся чувствовать и передавать музыкальный образ. Состоит из заданий, проводимых на физ. минутках на каждом уроке (кроме уроков физкультуры и музыки).
Задание: изобразить животное движениями, соответствующими характеру музыки.
«Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей:
Вступление и Королевский марш льва — фр. Introduction et Marche Royale du lion. В короткой интродукции после тремоло двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся глиссандо по всему диапазону у фортепиано начинается Марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва.
Куры и петухи — фр. Poules et Coqs. Кларнет, скрипки, альт, фортепиано. Назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья. «Куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена.
Антилопы (быстрые животные) — фр. Hémiones (animaux véloces)[2]. Два фортепиано исполняют быстрые пассажи.
Черепахи — фр. Tortues. Струнные и два фортепиано. Цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект.
Слон ― фр.Eléphant). Контрабас и два фортепиано. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона.
Кенгуру — фр. Kangourous. Два фортепиано. Острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру.
Аквариум — фр. Aquarium. Флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума.
Персонажи с длинными ушами — фр. Personnages à longes oreilles. Скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик.
Кукушка в глубине леса — фр. Le coucou au fond des bois. Кларнет и два фортепиано. На фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука.
Птичник — фр. Volière. Флейта, струнные и два фортепиано. На фоне «шелестящего» тремоло у струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение.
Пианисты — фр. Pianistes. Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Анона или Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую.
Ископаемые — фр. Fossiles. Кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник».
Лебедь — фр. Le Cygne. Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.
Финал — фр. Finale. Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.
Приложение 2
Блок 2. Коррекционно-развивающие задания, направленные на коррекцию эмоционального состояния учащихся. Проводится на большой перемене за 5 минут до начала урока.
Задание 1.
Цель: Коррекция эмоционального состояния учащихся. Коррекция поведения.
Задачи: передать характер звучания музыки в танцевальных движениях. Создание положительного эмоционального настроения у учащихся
Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.
Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония».
Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на столе. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.
Задание 2
«Рисунок пальцами»
Цель: развивать произвольное внимание, ассоциативную память, творческие способности.
Дети делятся на две команды. Выходит один представитель команды и
под музыку рисует в воздухе различные предметы, животных, машины.
Соперники должны угадать и назвать нарисованное. Оценивается
Количество правильных ответов. Затем выходит представитель другой команды.
Музыкальное сопровождение: «Времена года», Апрель. Октябрь., П. И. Чайковский.
Приложение 3
Блок 3. Коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие музыкальной памяти и общей музыкальности. Задания давались после уроков, в форме проведения музыкальных игр.
Задание 1.
«Импровизация»
Импровизация под музыку.
Под танцевальные мелодии дети начинают выполнять произвольные движения: танцевать, прыгать, бегать и так далее. Музыка прекращается – детям необходимо замереть на месте. Раздаётся определённый сигнал, оговоренный в начале игры, к примеру: хлопок – следует присесть, удар в бубен – необходимо лечь, звук свистка – прыгнуть. Победителем становится тот, кто правильно выполняет движения или принимает необходимое положение под соответствующий сигнал. Затем всё начинается сначала. Игра развивает внимание, музыкальную память и слух.
Задание 2.
Игра «Паровоз»
Под музыку «Звездная полька» (Австрия) исполняется ритмический танец «Паровоз»
1-4 такты – «пружинка». Руки согнуты в локтях – изображают движение колес.
5-8 такты – ходьба на месте, руки на пояс.
9-12 такты – повторение движений 1-4 тактов
13-16 такты – повторение движений 5-8 тактов
17-24 такты – ходьба на месте без отрыва пальцев от пола, поочередно опускаются правая и левая пятки. Правая рука вытянута вперед, левая согнута в локте. Руки поочередно меняют положение.
25-30 такты – ноги стоят в 4 позиции. Корпус поворачивается вправо и влево. Руки исполняют движение «моторчик».
Задание 3.
«Цветок». Под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского дети складывают ладони вместе, изображая стебелек, затем раздвигают центральные части ладошек, формируют «цветочный бутон». И, наконец, движениями пальцев показывают, как «бутон» распускается. Нужно «поддержать раскрытый цветок» ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки (выполняется 3-4-раза).
Задание 4.
«Шмель гудит». Дети поют звук (у) на одной низкой ноте, поворачивают туловище справа налево и обратно, сначала разводя руки в стороны, как крылья, а затем, опуская их вниз («крылья» складываются). При этом звук сначала усиливается, а затем затихает.
Задание 5.
«Звуковые волны».  Пение с закрытым ртом или на гласный звук.  Дети повторяют за учителем плавные волнообразные мелодические рисунки в пределах музыкального интервала квинта, показывая рукой каждый раз меняющуюся высоту «волн» и представляя себя качающимися на этих волнах.
Задание 6.
«Эхо в горах». Исполнение в парах или классом. Дети повторяют друг за другом ритмические рисунки, хлопая в ладоши или на ударных инструментах, поют разные гласные звуки, слоги и т.д. в процессе этого упражнения развивается коммуникабельность детей, внимание, музыкальный слух, и память, чистота интонирования.  
Задание 7.
«Высоко - низко»: дети руками показывают смену регистров в исполняемом учителем музыкальном произведении.  
«Вверх - вниз» гимнастика для глаз. Дети выполняют движения глазами вверх-вниз под звуки восходящего и нисходящего звукоряда. Движения выполняются очень медленно и плавно, только глазами. Голова при этом совершенно неподвижна.
Задание 8.
«Пляска огня». Детям раздаются красные и желтые платочки, все весело танцуют.
Задание 9.
«В лесу». Дети играют с разными звуками. Например, звук (а). Учитель просит детей представить, что они пошли в лес вместе со своей собачкой (Ав-ав!). Тропинка привела их на красивую лесную поляну (Ах-ах, ах!). Вдруг у них из-под ног вспорхнула птичка (Ай!). Кто-то заблудился в лесу и кричит: (А – у!).  Затем учитель предлагает ребятам «превратиться» в разных жителей леса (мышка - пи-пи-пи, синичка – тинь - тинь-тинь, ежик - пыф-пыф-пыф и др.)
Задание 10.
«Дождик». Продекламировать стихи, ритмично озвучивая их игрой на музыкальных инструментах: треугольник и др.
Дождь потом пошел сильней,
И закапал веселей,
Кап, кап, кап, кап, кап, кап …
Стали капли поспевать, капля каплю догонять:
Кап, кап, кап, кап, кап, кап…
Приложение 4
Блок 4. Коррекционно-развивающие задания, направленные на выполнение творческих заданий и снижение уровня уровня эмоционального напряжения у учащихся.
Задание 1.
«Рисуем настроение музыки»
Цель: формирование умения выражать свои чувства, впечатления через цвет, рисунок.
Ход задания: После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки, можно предложить детям нарисовать ее. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.
Задание 2.
«Что я чувствую, вижу, слушая музыку?»
Цель: определить уровень эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и выражения своего отношения к ней.
Оборудование: плакат с контрастными по значению прилагательными для определения эмоционального смысла музыки, индивидуальные комплекты карточек /цветные, графические: с линиями разного характера/.
Музыкальный материал: “Лебедь” из сюиты “Карнавал животных” К. Сен-Санса.
Методика проведения:
Детям предлагается поиграть в игру “Что я чувствую, вижу, слушая музыку?” После прослушивания произведения, название которого не сообщается, школьники выражают свои впечатления, опираясь на вопросы и задания:
- Понравилась ли вам музыка? Чем понравилась? Или чем не понравилась?
– Рассказать о своих впечатлениях.
– Какие чувства вас охватили?
– Что вы услышали в этой музыке?
– Какое настроение у вас осталось после прослушивания музыки?
– Что вы представляли, слушая музыку?
– Попытайтесь несколькими словами описать характер и настроение музыки.
Какая она по настроению?
Какая она по характеру?
Выбрать из слов на плакате те, которые отражают настроение или характер этой музыки:
Энергичная Суровая Задумчивая
Бурная Певучая Нежная
Закрыть глаза, слушая музыку, и движениями рук передать ее характер.
Передать музыку в цвете /карточки цветные/
Подумать, какими линиями в рисунке можно передать характер /карточки с линиями/.
Вариант задания:
Слушание музыки: “Вальс-шутка” Д.Шостаковича. “Болезнь куклы” П.Чайковского;
Выбрать из предложенных на плакате масок ту, которая или которые соответствуют настроению музыкального произведения.
Задание 3.
«Музыкальное лото»
Цель: Выявление уровня проявлений эмоциональной отзывчивости у учащихся в процессе восприятия музыки.
Задачи: Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).
Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»
Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.
Задание 4.
«Полянка»
Цель. Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях.
Оборудование. Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.).
Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро»
Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. (Карточки с изображением насекомых разложены на столе).