Конспект урока по истории России 9 класс по теме: «Великий террор» 1930-х годов и создание централизованной системы власти и управления обществом.

История России 9 класс
Тема урока: «Великий террор» 1930-х годов и создание централизованной системы власти и управления обществом.
Цель урока: составить представление о сущности советской модели тоталитаризма, а также выяснить объективные и субъективные предпосылки его возникновения и достаточно длительного существования; определить истоки массовой поддержки тоталитарного режима в СССР и его последствия для экономической, политической, духовной жизни страны.
Основные понятия: тоталитаризм; культ личности; репрессии; авторитарный способ мышления; оппозиция; политические процессы.
Работа с историческими источниками: платформа «Союза марксистов-ленинцев» (группа М. Н. Рютина); Конституция (Основной закон) СССР (5 декабря 1936 г.); материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 г.; судебные отчеты по политическим процессам 19361938 гг
Основные даты: 
1 декабря 1934 г.  убийство С. М. Кирова, принятие указа об «упрощении» ведения дел по политическим мотивам;
5 декабря 1936 г.  принятие Конституции (Основного закона) СССР;
1937 г.  пик политических репрессий в СССР.
Опрос домашнего задания
1.Карточка 
 
Первая пятилетка
Вторая пятилетка

Годы
 
 

Основные задачи
 
 

Крупнейшие стройки
 
 

Итоги
 
 

2.Устный опрос
Известно, что проблема индустриализации стояла перед Россией еще в начале века. Определите общее и особенное в решении этой задачи в начале века и в 30-е гг.
Существовала ли взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е гг., и курсом Сталина на форсированную индустриализацию страны?
В чем вы видите принципиальное отличие индустриализации в СССР от аналогичных процессов в США и Западной Европе?
Как, на ваш взгляд, могла бы развиваться советская деревня в случае реализации бухаринской альтернативы?


Изучение нового материала
Проблемы для дискуссии. Некоторые историки считают, что в 30-е гг. Сталин фактически возродил порядки, существовавшие в дореволюционной России. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали и облегчали манипулирование массовым сознанием советского общества в 30-е гг.? Возможно ли повторение подобного в современных условиях? Почему?
Сообщение о Конституции СССР 1936 г.
В феврале 1936 г. была образована комиссия по выработке новой Конституции СССР. Это была уже третья за неполные 20 лет конституция страны. По замыслу создателей, она должна была стать «великим демократическим и социалистическим документом», закрепляющим победу социализма в СССР. К разработке проекта были привлечены ведущие специалисты страны. Одну из главных ролей в ее создании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Н. И. Бухарин и К. Б. Радек. Конституция разрабатывалась узким кругом лиц, и ее обсуждение никак невозможно признать демократическим: ни одно положение Основного закона страны не было обсуждено публично, как это было с предыдущим проектом. Тем не менее в работе сотен тысяч собраний по обсуждению готового проекта приняли участие более 40 млн. человек, которые внесли около 170 тыс. второстепенных предложений и дополнений.
Конституция «победившего социализма» представляла собой весьма противоречивый документ. С одной стороны, она содержала, безусловно, прогрессивные положения, до того времени не закрепленные в аналогичных документах ни в одной стране (в частности, право на труд, право на отдых, на получение образования, на материальное обеспечение в старости, по случаю потери трудоспособности). Однако, с другой стороны, эти и иные пункты были не более чем политической декларацией. Права и свободы граждан на проведение демонстраций и шествий, например, не были регламентированы соответствующими законами, в результате чего могли быть реализованы лишь 1 мая и 7 ноября при проведении официозных торжеств. Результатом всеобщей занятости населения стала минимизированная зарплата для большинства трудящихся. Пенсии и другие социальные выплаты были также минимальными.
Статьи о неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки в условиях начавшегося массового террора никто и не вспоминал. 126-я статья Конституции закрепила особый статус коммунистической партии в политической системе. Для политических оппонентов власти в Основном законе закреплялось определение «враг народа». Самым же главным «грехом» Конституции Сталина  Бухарина было то, что ни в 1936 г., ни позже она так и не была реализована в полной мере.
Оторванность конституционных положений от реальной политической практики в полной мере проявилась уже в 1936 г. В те самые дни, когда принималась Конституция «победившего социализма», в Москве был созван пленум ЦК ВКП(б), на котором прозвучали планы дальнейшего «усиления борьбы с вредителями», в числе которых был назван сам «творец» Конституции Н. И. Бухарин. На мартовском процессе 1938 г. вместе с ним на скамье подсудимых оказался и другой «отец» Основного закона  К. Б. Радек.
Учащимся можно предложить обобщенный в таблицу материал по национальной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] СССР в 30-е гг.
 
Основные направления национальной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 30-е гг.

Укрепление унитарного государства

Развитие в союзных республиках монокультурного сельского хозяйства и добывающей промышленности

Введение славянского алфавита в национальных республиках

Тенденция к русификации народов СССР

Использование национальных богатств России в интересах укрепления имперской мощи Союза

Образование автономных республик, создание автономных областей, образование национальных округов, создание национальных районов

Минимизация политических и экономических прав союзных и автономных республик по Конституции 1936 г.

«Нивелирование» национальных культур и «приглушение» национального самосознания под видом «борьбы с национализмом»

Подготовка к ОГЭ:
Первый вариант. 
Что такое тоталитарный режим? Что такое тоталитарное государство?
Какую роль в советской тоталитарной системе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ВКП(б)?
Какие процессы происходили внутри самой партии? Приведите примеры, свидетельствующие о присвоении государственных функций высшими партийными органами.
Какие факты свидетельствуют об идеологизации общественной жизни в стране?
Объясните, в чем заключалась [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «железного занавеса». С какой целью она вводилась?
Какова цель создания массовых общественных организаций?
Как вы думаете, зачем Сталину нужна была система массовых репрессий?
Второй вариант. 
Какие факторы способствовали установлению в СССР тоталитарного режима?
Какую черту тоталитарной системы вы считаете главной и почему?
Каковы причины усиления политических репрессий в 30-е гг.?
Какое место занимала система массового террора в тоталитарном сталинском государстве?
Какая роль отводилась открытым показательным процессам? Как вы думаете, что толкало подследственных на признание несуществующей вины?
В чем, по-вашему, социально-политический смысл установления культа личности Сталина? Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина?
В чем противоречивость, двойственность Конституции 1936 г.? Какова цель принятия новой Конституции? Какие изменения в национальной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] были закреплены Конституцией 1936 г.?
 
Задание на дом. § 19, вопросы и задания к нему.

Ађ Заголовок 215