Программа по литературному краеведению Ильяс Есенберлин — наш земляк


ГУ «Отдел образования Сандыктауского района»
КГУ «Уланская средняя школа»
Дюйсенова Людмила Сергевна учитель русского языка и литературы.
Программа « Литературное краеведение. Наш земляк – Ильяс Есенберлин»;
год составления авторской программы -2013;
Новизна программы
переход от информационного подхода к деятельностному, формирование у учащихся предметных, коммуникативных и социальных компетентностей.
Актуальность программы 
способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.
Пояснительная записка.
Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы…».
Учителя – словесники продолжают поиски вариантов прикладных курсов по литературе, стремясь приблизить занятия к уровню подготовки и к интересам воспитанников. В этой связи, по- моему мнению, заслуживает внимания опыт разработки курсов по литературному краеведению. Прикладной курс по литературе родного края способствует формированию патриотических убеждений учащихся, помогая в знакомом и близком видеть приметы большой Родины. Школьники убеждаются, что казахская национальная литература постоянно обогащалась и обогащается именами писателей, связанных с различными местами Казахстана.
Данный курс по литературе позволяет значительно расширить возможности воспитания и образования учащихся, углубить знания об искусстве слова, расширить кругозор учащихся. Прикладной курс по литературному краеведению углубляет и расширяет знания о художественной литературе, которые для многих учащихся ограничиваются порой произведениями из школьной программы. Многообразие и богатство литературы прошлого и наших дней получают на занятиях конкретное выражение, подтверждаются примерами и фактами из мало знакомых школьникам источников. Ученики видят, что каждый писатель вносит посильный вклад в развитие отечественной литературы, расширяя читательские представления о жизни и людях.
Прикладной курс по литературе родного края позволяет школьникам зримо представить реальные источники, питающие художественную литературу, увидеть своеобразное преломление жизненного материала в творчестве каждого писателя. Сопоставляя природу, события и факты из хорошо знакомой действительности с их отображением в художественном произведении, учащиеся не только убеждаются в тесной связи литературы с жизнью, но яснее представляют специфику литературы, изображающей действительность в образах и картинах.
Участие в литературно - краеведческом курсе развивает мысль школьников, формирует навыки самостоятельного анализа художественных произведений, приучает к элементарным исследованиям литературоведческого характера. Знакомство с произведениями неизвестных прежде писателей обостряет интерес к их творчеству, вызывает учащихся на откровенный обмен мнениями о прочитанных книгах, воспитывает самостоятельность суждений и оценок.
Прикладные курсы по литературному краеведению могут проводиться в 7-11 классах городских и сельских школ, знакомя учеников с литературным наследством родных мест. Во всех случаях предметом исследования и изучения должно быть творчество писателей, занявших определённое место в истории отечественной литературы или в литературной жизни родного края.
Общий курс литературного краеведения знакомит учащихся с развитием литературы родных мест. Он может быть посвящен прошлому родного края. Общий курс литературы родного края включает обзорные и монографические темы, позволяющие представить пути развития литературы, знакомящие с творчеством известных писателей-земляков или с их отдельными произведениями, значительными по их художественным качествам, доступным и интересным учащимся.
Специальный курс литературного краеведения ставит целью познакомить старшеклассников с выдающимися писателями - земляками, их жизненными и творческими связями с родным краем.
Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Курс «Литературное краеведение» стал повсеместно вводиться в школах, а также в средних специальных учебных заведениях. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.
Программу «Литературное краеведение» (для средней школы) предлагает также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук, совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.). Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причём важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Данный курс литературного краеведения рассчитан на 18 часов. Он является дополнением и продолжением курса краеведения в 7-8 классах. Практическая, экскурсионная часть программы возможна на факультативных и других внеурочных занятиях.
Цели программы:
знакомство со спецификой литературного процесса в районе, с богатством его художественных традиций. Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества писателей и поэтов; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников
Задачи программы:
активизация познавательной деятельности учащихся;
формирование информационной культуры;
 формирование навыков коммуникативного общения;
формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;
расширение кругозора учащихся;
закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.
Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Виды деятельности учащихся:
- Проектно-исследовательская
-конференция, презентация,
-систематизация собранного материала
-изучение книжных источников
-самостоятельный анализ текстов художественных произведений.
Формы контроля :рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения программы «Литературное краеведение» учащиеся должны
Знать и понимать:
- Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
- Историю создания произведений;
- Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
- Характеристику героев;
- содержание изученных произведений писателей;
- Жанровые особенности произведений;
- Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.
- Личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашей областью)
Уметь:
- Освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка;
- Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;
- Уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы).
- Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
- Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
- Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
- Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;
- Составлять рассказ об авторе книги;
- Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
- Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
- Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
- Работать со справочной и критической литературой;
- Рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях-классиках  XIX и XX веков, связанных с Акмолинской областью ;- Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям.
ожидаемые результаты
факт осознанного продолжения  изучения  истории и литературы Акмолинской области и истории  и литературы вообще;
высокий уровень познавательной активности;
толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.
Тематическое планирование
Темы программы по литературному краеведению Темы и произведения основной программы Сквозные проблемы Формы организации учебного занятия Количество учебных часов Творческие работы учащихся
1. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. Литература и ты. Литература как искусство слова.  Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с общей историей литературы. Учебная лекция. 1час Тезисы лекции
2-3. «Один день в деревне» Земля акмолинская. казахский и русский фольклор. Устное народное творчество (повторение изученного в 5 -6 кл.) Связь местного фольклора с традициями УНТ.Русский литературный язык и местный диалект Практикум «Учимся собирать фольклор»Урок – экскурсия, экспедиция в аул Улан, запись и анализ местного материала. 2 часа Составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок
ЦИКЛ «Известные имена» Ильяс Есенберлин.
4.Страница первая «Родом из детства»  Литература второй половины 19 в. «Историческая память», связь настоящего и прошлого. представление презентации 1 час Учебные доклады:«Горжусь,что родом я - казах», «Моя душа с народом слита"
5. Страница вторая. «Выбравший свою дорогу» Поэмы «Айша» и «Султан» Тема «малой родины» и Казахстана. Устный журнал 1час Выпуск рукописного сборника
6-7.Страница третья «Певец Великой степи» Сборник стихов «Сказания о Даулете». Книга поэм «Звезды». Тема Родины и отчего дома Урок - презентация 2часа Реферат,Творческий проект
8-9. «Хан Кене казахской литературы»  Роман «Кочевники» Журналистика и исследовательская работа краеведов Исторический анализ 2 часа Заметки в школьную газету; викторина(составить вопросы)
10-11.Образы султанов Жанибека и Керея (по роману «Кочевники»Роман «Кочевники» «Историческая память», Групповая исследовательская работа.Анализ отдельных эпизодов романа. 2часа Самостоятельный анализ эпизодов (сочинение-рецензия)
12. Образ вещего певца Бухара-жырау и егопредания. Поэзия 21века Темы родного края, природы Казахстана. Литературная гостиная с представлением презентации 1час Отзывы и аннотацииЧтение наизусть
13-14.Подвиги на века… Образы казахских батыров Богембая, султана Барака, Кияка, Таймана.  Роман «Кочевники» Темы родного края, природы Казахстана. Встречи с членами литературного клуба. 2 часа Интервью
Конкурс рисунков.
15. Путь к власти султана АблаяРоман «Кочевники» Мозговой штурм Урок - презентация 1час ОтзывыИсследовательская работа
16. «Образ Кенесары в романе»  Роман «Кочевники» Гуманизм в наше время, «мир вокруг нас» Урок - презентация 1час проект
17. Конкурс рисунков по книге     Обмен мнениями. 1час Защита презентаций, творческие отчеты
18.Посещение музея И.Есенберлина в г. Атбасаре. Обмен мнениями Список литературыПроизведения И.Есенберлина
Есенберлин, И. Золотая птица; Схватка [Текст] : романы / И.Есенберлин.- Алма-Ата: Жазушы, 1977.- 335 с.
Есенберлин, И. Кочевники [Текст] : историческая трилогия: в 3 т./ И.Есенберлин ; пер.с каз.М.Симашко.- Алма-Ата: Жазушы, 1986.
Есенберлин, И Лодка переплывающая океан [Текст] : роман / И.Есенберлин; авториз.пер.с каз.Ю.Домбровского.- Алматы: Фонд им. И.Есенберлина, 2001.- 280 с.
Есенберлин, И. Мысли о главном ….[Текст] / И. Есенберлин -Алматы: Кочевники, 2002.-120 с.
Есенберлин, И. Опасная переправа [Текст] : роман / И. Есенберлин - Алматы : Кочевники, 2002.- 176 с.
Есенберлин, И. Отчаяние: исторический роман [Текст] / И. Есенберлин ; пер.с каз.М.Симашко.- М.: Известия, 1974.- 335 с. - (Б-ка «Дружбы Народов»)
Есенберлин, И. Праздник любви [Текст] : роман / И. Есенберлин. - Алматы: Кочевники, 2002.- 248 с.
Есенберлин, И. Скифские миражи ; Золотые кони просыпаются [Текст] : романы / И. Есенберлин; пер. с каз. Ю. Домбровского, Н.Платоновой.- Алматы: Кочевники, 2003.-264 с.
Есенберлин, И. Сокровенное . Мысли. Изречения. Воспоминания. [Текст] / сост .К. Есенберлин.- Алматы: Фонд им. И. Есенберлина, 2001.- 280 с.
Есенберлин, И. Хан Кене [Текст] : роман / И. Есенберлин; пер.с каз.- Алматы: Санат, 1998.- 285 с.Литература о ЕсенберлинеАсан, Н. По реке жизни [Текст]: роман - / Н.Асан. – Алматы: Кочевники, 2004.- 288 с.: портр.Ильяс Есенберлин [Текст ] : биография // Писатели Казахстана: справочник / сост. М. Ауэзов, К. Жорабек .-Алма-Ата: Жазушы, 1982. – С. 84-85.***Букина, Ж. Слово Ильяса Есенберлина [Текст] // Казахстанская правда.- 2005.- 3 марта. - С. 8.Дюсенбаев, А. Певец великой степи [Текст] // Казахстанская правда.- 2005.- 11 янв.- С.6. Дюсенбаев, А. След Есенберлина [Текст] // Страна и мир.- 2005.- 11 марта (N10).-С.13. Мамедова Ф. Конкурс знатоков романа-хроники И. Есенберлина "Кочевники" [Текст] / Ф. Мамедова // История Казахстана: преподавание в школе. - 2003.- N3.-С.26-30.Используемая литература
-Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.
- Программа «Литературное краеведение» (для средней школы) Л.Н. Таганов, доктор филологических наук, совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.- Зарифова М. Проблемный урок [Текст] // История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. – 2005. - № 1. – С. 20-22.-История Казахстана (от начала XVIII века – до 1914 года) [Текст] //История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. – 2004. - № 9. – С.73-77.-История кочевников привлекла спецов из Голливуда [Текст] //Комсомольская правда.- 2003.- 15 авг.(N148).-С.22-23.- Кактаева, Г. Исторический калейдоскоп [Текст] //История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. – 2004. - № 9. – С. 11-16.- Локтионова О. Казахское ханство в XV-XVIII вв [Текст].// История Казахстана:-преподавание в школах и ВУЗах. – 2004. - № 12. – С. 54-565.-Муратова А. Отечественная война казахского народа против джунгарских завоевателей [Текст] // История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. – 2005. - №3. – С. 35-45.