Развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста через создание информационно-образовательной среды с учетом требований ФГОС НОО на уроках изобразительного искусства.


Ворфоломеева Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МОУ Казановская СОШ
Тема: Развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста через создание информационно-образовательной среды с учетом требований ФГОС НОО на уроках изобразительного искусства.
Введение
Одно из главных направлений реализации национального проекта – это поддержка образовательных учреждений, которые занимаются инновационной деятельностью.  Сейчас стоит актуальный вопрос о реформе и модернизации всей системы общего образования. Готовых технологий внедрения инноваций не существует. Специальных научно-методических трудов, которые бы позволили школам комплексно решать проблемы реформирования и модернизации всего учебно-воспитательного процесса, не существует. Имеющиеся труды решают отдельные вопросы теории и практики инновационного движения. Под инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс новых современных методик, разработок, программ: здоровьесберегающих, информационных, личностно-ориентированных и многих других, которые позволяют повысить качество знаний школьников. Очень подробно об этом написано в основных направлениях деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.  В виду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демострации практически всего окружающего мира, (т.е. мы должны научится видеть и изображать все), то иллюстративного материала часто бывает недостаточно, поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень учебного материала. Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). Они достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога.  Новые информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания. Современные педагогические технологии, такие, как: проектная методика, использование информационных технологий, Интернет-ресурсы, позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т. д.  Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.  Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества, а также одной из актуальных тем на сегодняшний день.

Глава 1:Применение информационных технологий как средство повышения эффективности образовательного искусства на уроках изобразительного искусства
Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.
Мною были выделены следующие условия, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе: 
-Разработки уроков ИЗО для 1 класса с приложениями (компьютерными презентациями). 
-Использование ЦОР, ЭОР, Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков. 
Разработка и применение компьютерных программ на уроках изобразительного искусства позволит глубже усвоить предлагаемые учителем темы, обеспечить наибольшую наглядность, что очень важно, показать ученикам этапы выполнения предлагаемого задания, а также проиллюстрировать урок не только произведениями художников, но и собственными работами учащихся, что повышает интерес детей к предмету.
При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
-для изучения нового материала, предъявления новой информации; 
-для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков; 
-для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков; 
-для обобщения, систематизации знаний
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.
При объяснении материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
Фильм – презентация может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий.
Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.
Глава 2: Специфические методы и приёмы раскрытия тем (разделов ) учебной программы по предметам. ( «Изобразительное искусство» Копцева Т.А.)
Наша школа в 2011 году начала работать по новым стандартам, по программе УМК «Гармония» .В 2012 году я тоже перешла работать по этой программе, поэтому передо мной встала такая задача :развитие личности первоклассника при различных видах деятельности ,изменение деятельности учителя ,реализующего новый стандарт написание конспекта урока .
Федеральным государственным стандартом начального образования в области изобразительного искусства ставится ряд образовательных задач, решение которых определяет ход учебно-воспитательного процесса на уроке, способствует развитию УУД.
С 1 класса по программе «Гармония» на уроках изобразительного искусства мы работаем по программе «Изобразительное искусство» Т.А.Копцевой,в программу входят :
-методические рекомендации

-учебник для 1,2,3,4 классов

-творческая папка (индивидуально для каждого учащегося )
Для уроков изо определены четыре задачи:
1)передача и накопление опыта эмоционально-ценностных отношений
2)передача и приумножение опыта творческой деятельности,педагог реализует принцип взаимозависимости процессов восприятия и творчества
3)обучение способам деятельности (изобразительная, конструктивная декаративная )4)сообщение на доступном ребенку уровне знаний об истории искусства ,по принципу занимательного общения.
Уроки построены через серию художественно-творческих заданий, объединенных в четыре тематических модуля :1-й модуль
Художник и мир природы определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
2-й модуль
Художник и мир животных расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
3-й модуль
Художник и мир человека расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
4-й модуль
Художник и мир искусства осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
«Изобразительное искусство» (авторТ.А.Копцева ) вносит особый вклад в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формирует представление о мире искусства, знакомит с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архи-тектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира. Взаимосвязано с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология) формирует умение видеть прекрасное и создавать его своими руками.
При подготовке, как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках изобразительного искусства, прежде всего, использую в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.
При работе над 2 блоком «Художник и мир животных» на уроке по теме: Художник рисует диких животных с ребятами был использован поиск в ходе диалога, с применением информационных технологий показана была презентация, где на слайде 1 учащиеся должны отгадать загадки о ком пойдет речь на уроке.
(слайд 1 )После отгадывания загадок идет беседа :-Как он выглядит ?-(слайд 2)
-Где можем встретиться с ежом?
(слайд 3 )(слайд 4 )-А в кулинарии можно встретиться с этим героем ?(слайд 5 )Учащиеся просмотрев презентацию и ответив на вопросы учителя делают вывод и приходят к теме урока.
В модуле «Художник и мир искусства» был проведен урок, где первоклассники знакомились с одним видом изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов — в широком значении слова-это скульптура.
В начале урока дети посмотрели мультфильм «Пластилиновая ворона», выбрали себе одного героя ,после этого перед ними предстали разные скульптуры, сравнили и выяснили из какого материала можно выполнить их. Были представлены этапы лепки из пластилина скульптур героев мультфильма, используя технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания .При подведении итога урока можно было увидеть очень много разных скульптур –это ворона-как главная героиня мультфильма, лиса-очень красивая героиня и т.д Я ,как учитель ,акцентирую внимание на работы, которые соответствуют критериям: поделка соответствует выбранному животному изначально, она выполнена аккуратно при использовании приемов вытягивания, вдавливания и защепления.
(эпизод из мультфильма )-3937635-10096500-2737485-75819000(герои из мультфильма –право выбора перд учащимися )


? Скульптура
В 1 классе в 3 модуле «Художник и мир человека» было творческое задание (лист 33 )- «Рисуем маму». Надо было учащимся изобразить маму. Для работы надо использовать художественный материал –акварель, краски или гуашь.. Ребята всегда с интересом работают с творческим заданием и вот что у нас получилось.

Тюменцев Иван 1 класс Комогорцев Илья, Аршинский Сергей 1 класс

Давыдов Данил 1 класс Давыдов Денис 1 класс

Назарова Валерия 1 класс Селин Андрей 1 класс
Глава 3:Творческая мастерская
Каждый раз, когда я готовилась к следующему уроку, старалась разнообразить свои уроки изобразительного искусства. Я разработала целую серию презентаций, мультфильмов, клипов и применяла на уроках изобразительного искусства по УМК «Гармония» (автор ТА Копцева) в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Содержание учебного материала
1-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ»
Урок 1. Творческая папка художника
Урок 2. Многообразие цветов в природе
Урок 3. Мир природы дарит нам материалы для творчества
Урок 4. Небесные переливы цвета
Урок 5. «Есть у солнца друг…»
Урок 6. Капризы природы
2-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ»
Урок 1. Художник рисует диких животных
Урок 2. Художник рисует домашних животных
Урок 3. «В аквариуме есть кусочек моря…»
Урок 4. Художник рисует птиц
Урок 5. Букашки-таракашки
Урок 6. У зверей тоже бывают мамы и папы
Урок 7. «Если б только мы умели понимать язык зверей...»
Урок 8. Животные – наши соседи
3-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА»
Урок 1. Ты – художник
Урок 2. Художник рисует родной край
Урок 3. «Какие бывают девочки…»
Урок 4. «Какие бывают мальчишки…»
Урок 5. Мужской портрет
Урок 6. Богатыри земли российской
Урок 7. Мамины руки
Урок 8. Моя семья
Урок 9. Красота труда
Урок 10. Транспорт на улицах твоего селения
4-й блочно-тематический модуль «ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВА»
Урок 1. В мире книг
Урок 2. Музыка цвета.
Урок 3. Театр теней
Урок 4. Цирковое представление
Урок 5. Планетарий
Урок 6. В мире музея
Урок 7. Народные промыслы
Урок 8. Москва – город-музей.
Урок 9. Государственная Третьяковская галерея
Выставка детского рисунка
(Всего 33 урока)
Заключение
В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера на уроке ИЗО, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источников повышения мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели.. Преимущества использования компьютерных технологий  в преподавании ИЗО очевидны:
1.знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий; 
2.широко использовать показ репродукций картин художников; 
3.демонстрировать графический материал (таблицы, схемы); 
4.«оживлять»  карты; 
5.«посещать» крупнейшие  музеи мира; 
6.«погружаться» в пространство и время; 
7.прослушивать записи песен; 
8.активизировать учебный процесс. 
К результативности своей деятельности я отношу: 1.положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших); 
2.повышение уровня использования наглядности на уроке; 
3.повышение производительности урока; 
4.возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию собственных презентаций по искусству; 
5.качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. 
6.обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе; 
7.умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе; 
8.возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ. 
Информационно-компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к изобразительному искусству, их активность, а, следовательно, и улучшить качество знаний учеников по этим предметам.
Содержание:
Введение
Глава 1: Применение информационных технологий как средство повышения эффективности образовательного искусства на уроках изобразительного искусства
Глава 2: Специфические методы и приёмы раскрытия тем (разделов ) учебной программы по предметам. ( «Изобразительное искусство» Копцева Т.А.)
Глава 3:Творческая мастерская
Заключение
Литература 
1.Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательномпроцессе. – www. pedsovet.org
2.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства.  -www.festival.1september.ru.
3.Учебник «Изобразительное искусство» для 1 класса Т.А. Копцева4.Методические рекомендации «Изобразительное искусство» под редакцией Т.А. Копцевой5. . Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10688 (дата обращения: 05.11.2013)