урок по теме Нефть. Нефтепродукты для 10 класса

10 класс. Тема урока: «Нефть. Нефтепродукты».  Форма урока: лекция 
Задачи урока: Образовательная: изучить свойства нефти, её состав, дать представление о её перегонке как о физическом процессе и о химических способах переработки нефти, о применении нефтепродуктов. Ознакомить учащихся с основными понятиями: ректификация, крекинг, риформинг, ароматизация углеводородов, детонационная стойкость бензина, октановое число. Развивающая: развивать самостоятельность учащихся в работе с источниками информации, умение пользоваться знаниями, полученными на других предметах, сравнивать способы переработки нефти и анализировать достижения химической науки в этой области. Оборудование: на партах оборудование для изучения физических свойств нефти, инструкция к лабораторной работе, коллекции « Нефть и нефтепродукты»; географическая карта России, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; портреты Д.И.Менделеева, Н.Д.Зелинского. Ход урока I Организационный момент II Изучение нового материала с опорой на знания учащихся
План 1. Состав нефти, перегонка нефти 2 Крекинг нефти (термический, каталитический) 3.Задачи в области развития нефтеперерабатывающей промышленности
Вводное слово учителя. Знакомит учащихся с темой урока, планом урока, целью и задачами (межпредметные связи). Учитель: что такое нефть, что можете рассказать о ней, как люди с древности научились добывать и использовать нефть для своих нужд, какие точки зрения существуют о происхождении нефти. Презентация учащегося Учитель: чтобы узнать о месторождениях нефти в нашей стране нам понадобятся знания экономической географии. Кто может рассказать и показать на карте. Сообщение учащегося. Учитель: изучим физические свойства нефти, для этого выполним небольшую лабораторную работу, следуя инструкции. Школьники выполняют лабораторную работу, записывают наблюдения
Учитель: какими свойствами обладает нефть?  Уч-ся делятся наблюдениями. Учитель знакомит со слайдом «Состав нефти» Учитель: Расскажите о истории переработки нефти. Сообщение уч-ся. Учитель демонстрирует таблицу для перегонки нефти Учитель: подробнее изучим продукты первичной переработки нефти и мазута. Демонстпация коллекции «Нефть. Нефтепродукты», показывает и рассказывает о том, что можно получить из мазута Школьники изучают коллекции «Топливо» и «Нефть. Нефтепродукты» в лабораторном режиме. Сообщение учащегося о марках бензина и октановом числе. Учитель: при прямой перегонке нефти получают только 20 % бензина, это количество не могло удовлетворить всё возрастающий спрос. Необходимо было найти способы получения дополнительных источников получения бензина. Такой способ был найден и назван крекингом (от англ. to crack- расщеплять). Промышленный крекинг- процесс был изобретён русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым.
· Сообщение уч-ся о В.Г.Шухове. Учитель: в чём суть процесса (на интерактивной доске)
Образуются непредельные углеводороды, что повышает детонационную стойкость бензина. Крекинг-это процесс расщепления углеводородов на молекулы с меньшим числом атомов углерода. Учитель демонстрирует таблицу «Термический крекинг» (краткая характеристика) Учитель демонстрирует таблицу «Каталитический крекинг» (краткая характеристика процесса) Учитель демонстрирует (на мультимедийной доске) таблицу. Сравнительная характеристика термического и каталитического крекингов.

Сравнение термического и каталитического
крекингов.



Признаки
Термический
Каталитический



сравнения
крекинг
крекинг



Сырьё
Мазут и др.
Керосин и газойль



Катализаторы

Природные и синтетические  алюмосиликаты.









Температура
450-550° С
450° С



Скорость процесса
Низкая
Высокая (в 500-4000 раз выше)



Давление
2-7 МПа
Атмосферное



Химические
Крекинг
Крекинг и изомеризация



реакции





Продукт
Преимущественно автомобильный бензин. В бензине кроме предельных углеводородов, содержится много непредельных. Поэтому он обладает большей детонационной стойкостью, чем бензин прямой перегонки. Непредельные углеводороды, которые находятся в бензине легко окисляются и полимеризуются. Бензин долго не хранится. При его сгорании двигатель засоряется. Для устранения этого вредного действия добавляют антиокислители.
Преимущественно авиационный бензин В бензине содержатся углеводороды с разветвлённой цепью углеродного атома. Он обладает ещё большей детонационной стойкостью по сравнению с бензином термического крекинга. Бензин каталитического крекинга устойчив при хранении. Он содержит мало непредельных углеводородов, поэтому процессы окисления и полимеризации в нём не происходят.


Учитель: кроме крекинга вторичной переработкой нефти является ароматизация углеводородов, т е превращение предельных и циклических в ароматические углеводороды. Процессы происходят при риформинге (облагораживании) бензинов. Их нагревают в присутствии платинового катализатора. Учитель: данные вопросы изучает специальная отрасль производства нефтехимическая промышленность. Важной её задачей является внедрение безотходных производств. Это позволяет экономнее расходовать нефтересурсы и оберегать окружающую среду. Нефть и нефтепродукты могут являться сильнейшими источниками загрязнения. Сообщение уч-ся
III Итоги урока Выполнены ли цель и задачи. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание: параграф 18, ответить на тестовые задания стр. 87 (учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.. Химия 10. «Просвещение», 2014)
15