ООМ тема Форма Земли


УМК «Гармония» 2 класс
Форма Земли
(урок – исследование)
19431079375
Учитель: Сиволапова Л.И.
МБОУ Колодезянская ООШ
2014г.
Предмет: Окружающий мир, 2 класс, УМК «Гармония»
Урок №27 Тема: Форма Земли
Вид урока: Урок-исследование
Тип урока: Получение новых знаний
Цель: Создать условия для развития исследовательского поведения у учащихся посредством проведения экспериментов и наблюдений для доказательства шарообразности Земли.
Задачи:
Расширить представления о Земле как шарообразном космическом теле.
Познакомить учащихся с древними представлениями о Земле, её форме.
Продолжить формировать навыки исследовательской деятельности с помощью наблюдений, эксперимента.
Развивать умение выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательства.
Использовать полученные знания для объяснения окружающего мира.
Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные компетенции: умение работать в паре, высказывать свои мысли, способность принимать свои ошибки.
Решаемая проблема урока: Какова форма Земли
Формируемые личностные метапредметные УУД:
умение ставить познавательную задачу, решать её, работая в паре;
выбирать нужную информацию из учебного текста и иллюстраций, моделировать предметы и явления окружающего мира, выполнять простые опыты;
умение выдвигать гипотезы, анализировать суждения и давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, работать в паре.
Формируемые регулятивные УУД:
анализ своего знания и незнания;
постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;
определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий;
оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, мячи, лампа, игрушки-кораблики, плоская фигура-круг, детские рисунки, лист исследователя для учащихся.Литература:
Программа «Окружающий мир» Автор: О.Т. Поглазова - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 2 кл общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент. Психологический настрой учащихся.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. (Дети друг другу желают удачи в открытии новых знаний.)
2.Актуализация знаний, постановка проблемы.
-Вспомните, как мы познаём окружающий мир?
(Окружающий мир мы познаём через наблюдения, читаем книги и энциклопедии, смотрим телепередачи, спрашиваем у взрослых.-А как его изучают учёные?
(Учёные тоже наблюдают за природными объектами, явлениями, высказывают свои предположения, затем их проверяют. Ещё учёные наблюдают за природой с помощью изобретённых приборов: микроскопов, телескопов. По результатам исследований учёные вводят новые понятия, формулируют законы природы.)-Сегодня на уроке мы опять будем исследователями.
-Что мы уже исследовали как астрономы?
(Как астрономы мы изучили Солнце, Луну, узнали о планетах солнечной системы и о созвездиях.)
- Отгадайте загадку:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,Землю- матушку обходит,
Светит весело в оконце,Ну, конечно, это… (Солнце)
-Что такое Солнце?
(Солнце- раскалённое газообразное космическое тело.)
-Ответьте на вопросы стр.3
(1.Тела, подобные Солнцу называются звёздами.2.Земля- космическое тело, находится в космосе…
3.Земля – не раскалённое космическое тело.)-Как называются космические не раскалённые тела?
(Космические не раскалённые тела называются планеты.)
-Где живём мы, на каком космическом теле?
- на планете
-Прочтите тему нескольких уроков на стр.3
(Мы живём на планете)
- Проверьте свои выводы, прочтите сообщение на стр 4.
(Дети читают вслух)
-Как называется наша планета?
(Наша планета называется Земля)
-Вставьте в предложения нужное слово (земля)- работа в парах.
1.Я люблю летом бегать босиком по тёплой …
2.Форма …. шарообразная
(Дети ищут истину в выборе слов в парах (земля или Земля) , спорят
Вывод: земля – почва, Земля- название планеты.)
-Ученики на стр.3 тоже задумались о выборе написания слова «земля». Вот их предположения, какие ответы верные? (самостоятельно)
-Вернёмся на стр.4. -Как бы ты подписал эти фотографии?
(1.Земля, 2. земля.)
-Запишите первый вывод в листке исследователя.
(Мы живём на планете Земля.)
3. Формулировка темы урока. Выдвижение гипотезы для доказательства.
-Из двух предыдущих предложений выберите название тему нашего исследования.
(Форма Земли шарообразная)
-Кто-то скажет: «Да мы это уже знаем. Это неинтересно»
-А вы знаете, какую форму имеет наша планета?
Могут быть такие высказывания:
Земля имеет форму шара .Земля круглая.
-Возникли два предположения: круг или шар?
-Запишем в лист: Гипотеза: наша Земля…(плоская) или… ( шарообразная)?
-А вы можете доказать, что Земля плоская или шарообразная?
4. Составление плана работы
-Чтобы узнать, как люди, доказали, что Земля - шар, пройдём вместе интересный путь открытий - с глубокой древности до сегодняшних дней.
-Пусть на этом пути рядом с вами будут друзья, с которыми вам будет интересно делать открытия, на которых вы можете положиться.
-Работать будем в парах.
-Необходимо помнить условия работы в паре, назовите их.
Думаю сам.
Высказываю мнение своему соседу.
Внимательно слушаю соседа.
Приходим к общему мнению.
-Спланируем нашу работу.
-Итак, назовите тему урока.( Форма Земли.)
Слайд №1
-Какую цель поставим? (Доказать шарообразность Земли)
Слайд №2
Реализация плана работы
-Какими методами может пользоваться исследователь?
1835153473451.Подумать самостоятельно
Этот знак помогает вспомнить и рассказать то, что каждый из нас знает по этой теме.
1835152343152.Понаблюдать
-Интересный способ узнать новое – наблюдение. Если внимательно слушать и смотреть, то можно увидеть много необычного.
1835153041653.Провести эксперимент
- Эксперимент – значит «проба» или «опыт». Это главный метод в исследованиях.
4 . Посмотреть в книгах
13589037465- Данный знак подсказывает нам, что многое можно прочитать в книгах, в энциклопедиях, словарях и даже в сказках.
5.Спросить у других людей. Обратимся к специалисту
10731560960 - Спросить можно у взрослых, у друзей, спросить у знакомых по телефону, обратиться к специалисту.

6. Познакомиться с кино- и телефильмами.
19304039370 - Много нового можно найти не только в книгах, но и по телевизору. Это настоящий клад для исследователя.
7. Найти информацию по Интернету.
14033538735- Компьютер ещё один помощник юного исследователя.
-Ну, а теперь в путь.
1.Подумать самостоятельно
104775-265430-Вспомните и расскажите то, что каждый из нас знает по этой теме урока.
-Какие достоверные факты о шарообразности Земли нам известны?
Слайды № 3
Фотография Земли, сделанная космонавтами.
Сведения о первом космонавте Ю.А. Гагарине и его полёте в космос.
-Чтение сообщения на стр.7
На доске:
Доказательства:
1.Полёт Ю.А. Гагарина в космос. Снимок из космоса.
-Запишем, что…(Земля- шар)
2.Найти информацию по Интернету.
14033560325-Давайте предположим, что Земля плоская не, а шарообразная.
Так думали об этом люди в древности.
(Показать тарелку).
У нас на Руси в старину можно было услышать такое. Любознательный ребёнок спрашивал:
– Дедушка, скажи, на чем Земля стоит?
– На китах, дитятко, – отвечал старик. – На больших-пребольших китах! И как те киты пошевелятся – бывает Земли трясение…
– А на чем же киты, дедушка?
– На воде, дитятко!
– А вода на чем, дедушка?
– На Земле, дитятко!
– А Земля на чем?
– Какой же ты беспонятливый! Ведь сказано тебе, что Земля на китах стоит!
Такой разговор мог продолжаться без конца.
-Отправляемся в далёкое прошлое.
-Рассмотрите рисунки в учебнике стр.6. Кто дома поискал ответ на этот вопрос в интернете?
- Расскажите, какой люди представляли Землю в далёком прошлом?
(Слайд № 10) - Древнегреческий учёный Пифагор, живший в V веке до новой эры, считал ее шарообразной, но доказать правильность своей точки зрения не мог.
- Как вы думаете, почему именно так?
Отсутствие необходимых знаний.
Недостаточность наблюдений.
Отсутствие транспортных средств.
Не совершались кругосветные путешествия и т.д.
21590255905
3. Обратимся к специалисту
(На уроке присутствует учитель географии, который на доступном языке для детей-второклассников, расскажет о кругосветном путешествии Магеллана вокруг Земли)
- Вспомните, как в русских народных сказках Иванушка – дурачок ходил на край света искать счастье. Но возвращался ни с чем. Почему?
Он не мог найти край Земли. Края Земли не существует.
Со временем люди стали много путешествовать. Вели торговлю в разных странах. Первых морских путешественников предупреждали, что Земля плоская и на краю ее Всемирный океан падает в пропасть огромным водопадом. Корабль, который доплывет до края Земли, свалится в бездну и погибнет.
Рассказ географа о кругосветном путешествии Магелана.
На доске:
Доказательства:
1.Полёт Ю.А. Гагарина в космос. Снимок из космоса.
2.Кругосветное путешествие.
260353632204.Провести эксперимент
-Давайте проведём следующий эксперимент:
Проследим, как меняется тень от геометрических фигур.
(Свет лампы падает на плоскую круглую фигуру. Постепенно вращаем данную фигуру и наблюдаем за её тенью).(Аналогично вращаем мяч или шарик. Наблюдаем за тенью.)-Итак, что можете сказать?
-При вращении плоской геометрической фигуры тень постоянно изменяется. А вот тень от мяча или шарика остаётся одной и той же.
Опыт показывает, что Земля –… шар.
Хотя, люди не могли поверить, что Земля-это шар. — Допустим, Земля шарообразна,- рассуждали они. – Но ведь когда корабль спустится с ее верхушки и съедет в нижние области земного шара, ему невозможно будет подняться обратно — на гору!
-Проведём ещё один эксперимент.
Попробуем отправиться в путешествие. Сначала мы это сделаем по плоской поверхности (например, по парте).
(Аналогично двигаемся по мячу или шарику)
-Двигая кораблик вперёд, «доплыли» до края парты, обратно вернуться он не сможет.
-Когда кораблик двигался по шару (мячу) кораблик постепенно исчезает из вида, через некоторое время он возвращается с другой стороны, появляется постепенно из-за изгиба шара (мяча). Именно так доказали путешественники форму Земли.
(Слайд №13)
-Что вы заметили?
На доске:
Доказательства:
1.Полёт Ю.А. Гагарина в космос. Снимок из космоса.
2.Кругосветное путешествие.
3.От шара тень не изменяется, имеет круглую форму.
4. Постепенное исчезновение предмета из вида и его возвращение с другой стороны.
5. Понаблюдать
0-104775-При изучении темы «Луна», мы обратили с вами внимание на то, что Луна имеет разный вид. Вспомните, почему так бывает?
Слайд № 4
Луна-холодное космическое тело, отражает свет от Солнца.
Луна вращается вместе с Землей вокруг Солнца. Солнце с разных сторон освещает Луну. В то время, Земля заслоняет Луну от солнечного света. Луна в течение месяца меняет форму, потому, что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли.
Тень от Земли полностью закрыла Луну от Солнца.
На доске:
Доказательства:
1.Полёт Ю.А. Гагарина в космос. Снимок из космоса.
2.Кругосветное путешествие.
3.От шара тень не изменяется, имеет круглую форму.
4. Постепенное исчезновение предмета из вида и его возвращение с другой стороны.
5.Круглая тень Земли на Луне
6. Итог урока
Подведём итог:
-Назовите тему урока
-Назовите (предположение) гипотезу:
-Доказали мы или опровергли наше предположение?
ТЕСТ
- Ответьте на вопросы теста на 1 стр. (Проверка)
-Ответьте на вопросы 2 стр. Смогли? Почему ? (об этом мы не говорили на уроке) -Что осталось вам узнать
Это и будет домашнее задание.
Рефлексия
Продолжите предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-Я узнал, что…
Молодцы! Спасибо всем за урок.