Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников


Презентация опыта работы музыкального руководителя Подготовила музыкальный руководитель:Зинова Н.А.«Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии дошкольников» Актуальность и новизна Тема опыта обусловлена недостаточностью методических разработок в плане осуществления здоровье сберегающего подхода в организации образовательного процесса, и как следствие, трудностями в практической деятельности педагогов; противоречиями между большим развивающим потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и воспитания дошкольников. Актуальной становится разработка методической работы по осуществлению музыкального развития ребенка с использованием здоровьесберегающих технологий. Решение данной проблемы осуществляется через применение    здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и в других видах музыкальной деятельности.Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки с оздоровительным массажем, дыхательная гимнастика, динамические упражнения, релаксация, оздоровительный массаж, фонопедическое упражнение, музыкотерапия. Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни на интегрированных музыкально – валеологических занятиях. Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни. «Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье – важнейшая работа.От жизнерадостности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы»В. Сухомлинский Актуальность опыта работыЗабота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою древнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. В музыкальной деятельности возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии. Актуальность и новизна Тема опыта обусловлена недостаточностью методических разработок в плане осуществления здоровьесберегающего подхода в организации образовательного процесса, и как следствие, трудностями в практической деятельности педагогов; противоречиями между большим развивающим потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и воспитания дошкольников. Актуальной становится разработка методической работы по осуществлению музыкального развития ребенка с использованием здоровьесберегающих технологий. Решение данной проблемы осуществляется через применение здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и в других видах музыкальной деятельности.Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки с оздоровительным массажем, дыхательная гимнастика, динамические упражнения, релаксация, оздоровительный массаж, фонопедическое упражнение, музыкотерапия. Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни на интегрированных музыкально –валеологических занятиях. Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни. ГипотезаМузыкальное развитие дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при целенаправленном использовании в музыкальной деятельности здоровьесберегающих технологий. ДоступностьСистема музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, в семейном воспитании.Теоретическая значимость моей работы заключается в использовании разнообразных методов и методик по музыкально воспитанию. Практическая значимость моей работы состоит в разработке комплекса мероприятий, направленных на развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. РезультативностьПовышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений. Становление социальных компетентностей ребенка. Цель опыта работыРазработать и включить в планирование музыкальных занятий здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.Повысить интерес детей к здоровому образу жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности: музыкально – ритмические движения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – игровое и танцевальное творчество. Опыт работы позволяет решать следующие задачиСоздание предметно – развивающей среды и условий для формирования гармонично развитой, физически здоровой личности.Развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощьюздоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей и индивидуальности каждого ребенка.Повышение адаптивных возможностей детского организма с помощью использования здоровьесберегающих технологий на традиционных музыкальных занятиях, интегрированных занятиях и в других видах музыкальной деятельности. Теоретическую основу опыта работы составляют:Теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков);Психологические концепции развития личности (Л.С.Выготский, В.А.Петровский, Е.Л.Кононко, С Ладивир);Теоретические концепции социального развития (В.А.Сухомлинский, Е.Е.Шулешко, Н.В.Гавриш, А.М.Богуш);Зоровьесберегающие технологии (Ю. Змановский) Опыт работы позволяет решать следующие задачиСоздание предметно – развивающей среды и условий для формирования гармонично развитой, физически здоровой личности.Развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей и индивидуальности каждого ребенка.Повышение адаптивных возможностей детского организма с помощью использования здоровьесберегающих технологий на традиционных музыкальных занятиях, интегрированных занятиях и в других видах музыкальной деятельности. Опыт работы состоит из 4 блоков1 блок «Создание условий»: создание предметно – развивающей среды и условий для музыкального воспитания;2 блок «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий»: технологии и их описание;3 блок «Музыкально – валеологические занятия»;4 блок «Логоритмические занятия».  Организационный этап предполагает следующие формы работы:Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями путем самообразования, изучение возможности их применения в музыкальной жизни детей. Практический этап – создание методических разработок для реализации проекта в форме:традиционные музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий,- интегрированные занятия,- музыкально – валеологические занятия,- логоретмические занятия,- взаимодействие с педагогами (мастер – классы, консультации, совместные проекты). Обобщающий этапЦель: исследование результатов практической деятельности, перспективное планирование с учетом результатов на следующий учебный год.Формы: работы диагностика уровня развития музыкальных и творческих способностей детей, диагностика физической подготовленности дошкольников (совместно с педагогами), диагностика заболеваемости в ДОУ (совместно с медицинской сестрой, заведующей ДОУ), создание методических рекомендаций и пособий. 1 блок «Создание условий»Для реализации проекта в музыкальном зале создана развивающая средатехнические средства: ноутбук, два магнитофона, фортепиано, мультимедийная система;фонотека произведений для музыкотерапии;театральная ширма для кукольных спектаклей;картотека пальчиковых игр;картотека речевых игр; картотека: психогимнастика, релаксация, песенки – приветствия;картотека валеологических песенок - распевок;картотека упражнений по логоритмике;картотека игрового массажа;картотека «Музыкотерапия»музыкальные дидактические игры.  2 блок «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий»:Применение валеологической песни - распевкиНесложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. Применение дыхательной и артикуляционной гимнастикиОсновная ее цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.Позволяет через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра усвоить ребенку управление всеми фазами акта дыхания. Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением и во время пения. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей. Применение игрового массажаДелая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом, может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Применение пальчиковых игрИгры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Применение речевых игрИграя и примеряя на себя самые разные роли, ребёнок тем самым само выражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать.эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Применение музыкотерапииМузыкальное сопровождение способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность. Блок «музыкально - валеологические занятия»Музыкально-валеологические занятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников.Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка.Занятия проводятся 1 раз месяц во всех возрастных группах детского сада совместно с воспитателями. Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальныхвалеологическая песенка-распевка;проблемные ситуации;актуализация знаний и опыта детей и приобретение «добывание» новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;закрепление нового материала в практической деятельности.познавать окружающий мир и свой организм,анализировать.самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы. Прогнозируемые результаты организации и проведения музыкально – валеологических воспитания детей.Снизился общий уровень заболеваемости детей;Снизился уровень заболевания у детей верхних дыхательных путей;Уменьшилось количество детей, заболевших ОРЗ;Повысился уровень общего физического развития детей;Улучшились двигательные способности детей: пластичность, координация, ориентирование в пространстве;Повысился интерес детей к здоровому образу жизни 4 блок «Логоритмические занятия»Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте проводятся логоритмические занятия. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики. На логоретмических занятиях реализуются следующие задачиуточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;расширение лексического запаса;развитие слухового внимания и зрительной памяти; Структура логоритмического занятиядвижения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;танец (хоровод);разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;песня, сопровождаемая жестами;логопедическая гимнастика (по Т.В. Буденной);мимические упражнения;массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;пальчиковая игра; В зависимости от сюжета занятие может включатьупражнения на релаксацию под музыку,чистоговорки,речевые или музыкальные игры;занятия на развитие чувства ритма или внимания.сказочный сюжет,воображаемое путешествие или экскурсия,фольклорные источники,сюжетные и дидактические игры,музыкальные игры. Тематическая направленность и организационная вариативность занятийспособствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности,поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям,помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Логоретмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность1. общеразвивающие упражнения,2. работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса,простейшие приемы массажа,3. гимнастика для глаз,4. дыхательные упражнения (основаны на методе Б. Толкачева, звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова)5. в каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев. Средства, используемые в логоритмикеходьба и маршировка в различных направлениях;упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;упражнения, регулирующие мышечный тонус;упражнения, активизирующие внимание;счетные упражнения;речевые упражнения без музыкального сопровождения; 5 блок «взаимодействие с родителями»1. Проведение совместных семейных театров.2. Проведение совместных музыкально – спортивных праздников3. Консультации для родителей.4. Декада педмастерства для родителей.5. Совместная деятельность с родителями на утренниках.6. Выступления на родительских собраниях.