Статья Эффективное использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников


Эффективное использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников Видгоф Натлья Львовна,
преподаватель теории и методики
музыкального воспитания с
практикумом, ЧПК№2
В статье рассматривается эффективное использование современных здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт в семье –лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Поэтому приоритетным направлением любого МДОУ является работа по здоровьезбережению воспитанников. Педагоги ДОУ, в том числе и музыкальный руководитель, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
С давних времен было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние, являются внешними возбудителями положительных эмоций. Под влиянием эмоционального тонуса происходит улучшение психомоторных и вегетативных реакций, что положительно сказывается на общем физическом состоянии дошкольника. Кроме того, музыкальные способности, в свою очередь, занимают определенное место в структуре интеллекта и не могут рассматриваться в отрыве от общих черт личности.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из важнейших средств оздоровления детей.
Хотелось бы рассмотреть каждый вид музыкальной деятельности с точки зрения влияния на организм ребенка.
На занятиях по обучению игре на музыкальных инструментах уделяется большое внимание постановке осанки ребенка, отработке координации движений, развитию мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления. Немаловажным является также тот факт, что на подушечках пальцев располагаются активные биологические точки организма человека. При игре на музыкальных инструментах они регулярно массируются, подвергаются активизирующему воздействию, что способствует общему оздоровлению организма. Дошкольники очень любят музицировать, причем большой любовью у них пользуется музицирование в ансамблевых формах, ведь в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.
Также на музыкальных занятиях важны здоровьесберегающие технологии для развития детского голоса. Секрет благотворного влияния пения в том, что оно требует от нас нижнего диафрагмального дыхания, которое естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам. В процессе пения участвуют не только голосовые связки, но и весь организм. Под воздействием резонансных колебаний каж-дый внутренний орган вибрирует особым образом. Причем с больными и здоровыми органами это происходит на разных частотах. Вибрация, вызываемая пением, – не что иное, как активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его. В вокально-хоровой практике мы также используем эле-менты дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Для развития артикуляционного аппарата, голоса необходимо использовать фонопедические упражнения по методу В.Емельянова.
Движение является одним из основных механизмов уравновешивания в системе «организм-среда». Организм человека не просто уравновешивается со средой, но активно приспосабливается, адаптируется и в процессе этой адаптации он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и функционально, а с другой – активно изменяется и приспосабливает среду. В данном процессе движение у человека приобретает специфический качественно новый характер, который обусловлен сознательным, социально-биологическим характером деятельности человека, является основным средством связи и взаимодействия, активной адаптации и трудовой деятельности. В силу этого движение используется и как мощный фактор профилактики, лечения, абилитации и реабилитации. Движение тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, равновесия, кинестетических ощущений и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира наиболее элементарном уровне, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модельностей. При этом с исключением одного из анализаторов порог чувствительности остальных понижается. Другими словами, дошкольники «мыслят телом», познают себя и окружающий их мир через движение. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движения – один из показателей правильного нервно-психического развития в дошкольном возрасте. Вся дальнейшая жизнь ребенка (школьная, юношеская, взрослая) зависит и определяется этим показателем. В дошкольном возрасте отрабатываются различные психомоторные взаимодей-ствия, совершенствуется координация и согласованность работы слуховых, зрительных, моторных и других анализаторов. Что позволяет человеку в дальнейшем быть наиболее приспособленным к жизни, к активному взаимодействию с окружающей средой.
В культурах всех народов мира исторически сложились методы воспитания развитых движений средствами группового танца. Именно в условиях танца моделировались различные ситуации, в которых человек отрабатывал психомоторные реакции. Причем условия группового кругового танца позволяли усреднять и обогащать свойства отдельных личностей, т.е. приводить к норме как гипервозбудимых, так и заторможенных, давая им дополнительный импульс к активному поиску. Музыкальное сопровождение танца создает дополнительные возможности для развития сложных координированных движений.
Музыкальные средства выразительности – мелодия, темп, ритм и т.д. – являются сильными факторами воздействия на психофизиологию человека буквально на биохимическом уровне. Известно, что каждый звук по частоте колебаний имеет «свой» фермент с той же частотой колебаний (чтобы «заработать» фермент должен «проснуться»и стать колебательным контуром), и возможна своеобразная «настройка» человека звуками, их сочетаниями – музыкой. Каждый звук по закону резонанса «раскачивает»свой фермент, и на звуковую мелодию живой организм (человек) откликается биохимической «мелодией». Вот почему музыка может буквально лечить и калечить. А музыка в сочетании с движением тем более изменяет биохимический обмен всего организма, затрагивая работу всех систем и органов. Нельзя не замечать того факта, что групповой танец исторически существовал в культурах всех народов мира, доказывая тем самым свою значимость в психофизиологическом развитии человека. Законы развития требуют «проживания» человека в условиях группового танца. С момента рождения до психофизиологической зрелости человек проживает историю развития человечества. Должен прожить. Если этого не случается, нормальное, здоровое психофизиологическое развитие нарушается, и в дальнейшем требуется реабилитация в той или иной форме. В развитии живой материи невозможно перепрыгивание через стадию развития. Если по каким-либо причинам осуществление стадии развития невозможно, живой организм уклоняется в патологию. Игнорирование движения вообще и группового танца в частности в жизни современных людей приводит к возникновению (в сочетании с другими патогенными факторами) огромного количества заболеваний и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, к нарушениям речевой функции, расстройствам психоэмоциональной сферы, неврозам и т.д., поэтому на музыкальных занятия в ДОУ музыкально-ритмическим движениям и групповым танцам в частностиуделяется огромное значение. Активно используются авторские методики Суворовой –«Танцевальная ритмика», Бурениной – «Танцевальная мозаика», Сафаровой – «Танцевальные забавы» и т.д.
Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются в той или инойстепени средством физического развития детей. Ведь на музыкальных занятиях актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени – 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное – пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.Огромное значение имеют оздоровительные досуги и развлечения, на которых создаются условия эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни, закрепляются полученные представления и их систематизация.
Список литературы:
1. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренинги. Занятия. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной системы в детском саду. Занятия. Игры. Упражнения.– Волгоград: Учитель, 2009.
3. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2009.
4. Никитина Е.А. Праздники-досуги в летском саду. М;Творческий центр, 2009.
5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М: Творческий центр, 2008.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М: Творческий центр, 2008.
7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М: Творческий центр, 2008.
8. Щетинин М.А. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.М: Айрис-пресс, 2010