РАЗРАБОТКА УРОКА по литературному чтению на тему: «Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»







РАЗРАБОТКА УРОКА
по литературному чтению
на тему:
«Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»»




Подготовил
учитель 3-А класса
Масюткина Н.А.












Цель: создать условия для усвоения темы.
Задачи:
дидактические: с помощью системы тренировочных упражнений формировать у учащихся зоркость к буквенной стороне слова, осознанное, выразительное слоговое чтение с переходом на плавное чтение целыми словами; учить работе над текстом; умению находить основные особенности сказки
развивающие: развитие мыслительных операций, творческих способностей учащихся
воспитательные: воспитание доброты и умения сопереживать; воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

ХОД УРОКА:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Вводная беседа.
– Какую тему вы сейчас изучаете на уроках чтения? Никто, наверное, не знает?! (Устное народное творчество)
– Проверим.
– Какие виды устного народного творчества вы знаете?
– Прочитайте на доске предложение.
Проворонила ворона воронёнка.
– Как это относится к нашей теме? (Это вид устного народного творчества – скороговорка)
– Прочитаем медленно.
– Кто прочитает быстрее?
– Ещё быстрее!
– Все желают прочитать! Тогда читаем вместе!
Чтение скороговорки с выражением.
– Прочитайте с таким подтекстом: так ей и надо, что проворонила!
– А теперь с таким выражением (показываю улыбающееся личико)
– А может вам жалко?
– Кого?
– Прочитайте так, чтобы было видно, что вам жалко ворону!
– Прочитайте так чтобы, было видно, что вам жалко воронёнка.
– Прочитайте с таким выражением (показываю плачущее личико)
– Выбираем лучшего чтеца.
– А зачем читать выразительно, мучения, наверное, какие?
– Какой жанр произведений ещё относится к устному народному творчеству? (Сказки)
– Читаем произведения, которые принесли на урок вполголоса.
Конкурс «Лучший комментатор телевидения». Покажите нам телепередачу, а то у нас в лесу телевизоров нет.
(Учащиеся по желанию читают выразительно отрывки произведений, сидя за макетом телевизора. Другие дети говорят название сказки.)
– Читающий – комментатор. А я вас всех превращаю в сыщиков. Ищите названия сказок.

2. Повторение пройденного.
– Продолжаем играть в сыщиков. Я прошлась по сказкам. Хотела по всем, но меня не пустили, потому что из сказок, в которых я побывала, исчезли некоторые герои и предметы. Догадались, почему?
– А где они у меня?
– Сейчас достану их из своей ступы. (Достаю по одному предмету)
– Из каких сказок персонажи? Жалко расставаться с ними, но если вы угадаете персонаж и название сказки, придётся их вернуть обратно в сказку. Я их заколдовала, превратив в игрушки, чтобы они мне не причиняли беспокойства.
«Колобок» – колобок
«Зимовье зверей» – медведь (игрушка)
«Гуси-лебеди» – яблоко, стакан молока, пирожок
«Крошечка-хаврошечка» – ковровая дорожка, полотенце
«Курочка ряба» – «золотое» яичко
«Теремок» – теремок

3. Проверка домашнего задания.
– А как все эти сказки можно объединить? ( Русские народные сказки )
– А к теме нашего урока как это относится?
– Решим кроссворд.




1.
Ж
А
Р
-
П
Т
И
Ц
А




2.
Е
Л
Е
Н
А








3.
Б
Е
Р
Е
Н
Д
Е
Й



4.
И
В
А
Н











5.
К
У
С
М
А
Н




6.
Н
Я
Н
Ю
Ш
К
И







7.
В
О
Л
К












8.
А
Ф
Р
О
Н





Кто воровал золотые яблоки?
Имя дочери царя Долмата?
Как звали отца Ивана?
Главный герой сказки «Иван-царевич ».
Владелец коня златогривого.
Кто сопровождал Елену, когда она гуляла по саду?
Кто спас Ивана?
Имя владельца жар-птицы.
– Молодцы! А кого похвалит жюри?

4. Физкультминутка.

III. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
– Решили кроссворд. Прочитайте выделенное слово.(Алёнушка)
– Ни за что не отгадаете, почему это слово появилось? (Будем изучать сказку)
– И на доске открываю название этой темы.

1. Работа над сказкой.
Расширение угла зрения.
ВЫ 1 СОКО
ДА 2 ЛЁКО
ШЁЛ 3 КОВА
ОДИНЁ 4 ШЕНЬКИ
ЖАЛОБ 5 НЁХОНЬКО

Словарная работа.
Купец Водицы испить
Проведал Поди замуж
Хоромы Наряжу в злато-серебро
Оборотилась Все было ведомо
Ключевая вода Не распознал
– Почему эти слова так необычно звучат? (Устаревшие )
– Да, вы так сейчас уже не говорите, но почему-то многие ребятишки объяснили значение непонятных слов. ( Это наш родной русский язык)
Чтение сказки.
– Я читаю сказку, следите за мной с карандашом в руках, вдруг ещё какие-то слова покажутся вам непонятными. (сказку читает учитель).
Объяснение непонятных слов.
Беседа о прочитанном.
– Это произведение относится к нашей теме «Устное народное творчество»?
– В теме же сказано «Устное». Доказывайте, почему?
Особенности: 1) зачин, концовка;
2) слова и выражения, характерные для сказки;
3) магическое число 3. Где?
4) добро побеждает зло.
– На слово не верю, всё подтверждаем примерами из сказки.
– Кому понравилась сказка? Чем?
– Главные герои? Понравились?
– Кто больше всего? Почему?

Чтение цепочкой и озаглавливание частей.
План
Отец с матерью умерли.
Иванушка стал козленочком.
Аленушка вышла замуж.
Ведьма погубила Алёнушку.
Ведьма хочет зарезать козленочка.
Алёнушка ожила.

Ответы на вопросы.
– Кто главная героиня сказки? ( Алёнушка)
– Кто же ещё? ( Иванушка)
– А Иванушка, каким был? Откуда видно, что маленький?
– За кого вышла замуж Алёнушка?
– Каким был купец? Откуда это видно?
– Как вы хорошо отвечаете, почему?
– Как вы думаете, взрослая ли была Алёнушка?
– Докажите (на работу; замуж). Почему говорят «Алёнушка»? Она взрослая, а всё Алёнушка?
– Опишите ее: внешний вид, характер.
– Вы такой её себе представляете? (Картина Васнецова «Алёнушка»)
– Чем Алёнушка на картине не похожа на вашу Алёнушку? В чём её сходство?
– Как жилось Алёнушке у купца? Почему?
– Где она жила? В хоромах. Опишите (Похоже? рисунок )
– В Алёнушке русский народ воплотил образ всех русских бедных девушек работящих, хороших. За ее доброту судьба наградила – вышла за богатого человека, но, оказывается, главное, не богатство, а чтобы муж был хороший человек. И все-таки опять беда свалилась на голову нашей Алёнушки.
– Кто отрицательный герой? Почему?
– Ведьма. Почему она захотела сгубить Алёнушку?
– Но можно сказать, что все-таки Алёнушка была счастлива?
– Попробуйте поразмышлять, как теперь будет жить Алёнушка и её родные.

7. Работа над выразительностью.
Прочитать выразительно слова Иванушки.

IV. ИТОГ УРОКА
– С чем познакомились?
– Почему сказка?
– Какую бы роль вы хотели сыграть?
(Алёнушки – больше всех она мне понравилась.
Иванушки – мне его больше жалко, даже больше, чем Алёнушку. Он маленький и беззащитный.
Купца – он добрый, большой и похож на моего папу.)
– Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок (А.С.Пушкин). 8 слайд
– Какой урок извлекли?
– Какую оценку за урок каждый поставит себе? Обоснуйте, кто хочет, свой ответ.
– А теперь я оценю вашу работу на уроке.

Домашнее задание.