Урок по литературному чтению на тему С.Г. Козлов «Зимняя сказка (2 класс)


Пояснительная записка
Урок литературного чтения.
Тема раздела: «Герои литературных сказок»
Урок третий в разделе.
Тема: С.Г. Козлов «Зимняя сказка»
2 класс, УМК «Перспектива»
Педагоги школы стремятся к тому, чтобы наши выпускники были доброжелательными, умеющими слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Эти качества воспитываются, в частности, и на уроках литературного чтения.
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
На уроках литературного чтения ученик развивает коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что изучение сказок в начальной школе является важным компонентом обучения. Сказка для детей - необходимая духовная потребность, она воспитывает и учит.
 * Урок был проведен в прошлом году во втором классе.
Для правильной постановки развивающих задач в учебном процессе вообще и на данном уроке в частности была проведена диагностика ведущего типа восприятия, темперамента, интеллекта учеников. Один из этапов исследования показал,что17 человек имеют визуальный канал восприятия, 5 аудиальный, 4 человека кинестетический. По темпераменту- сангвиники и холерики, по интеллекту – 14 человек левополушарные, 12- правополушарные. Поэтому на данном уроке использую разные формы, методы и приемы деятельности с обучающимися, позволяющие достигнуть максимального результата(презентация, опорные слова, составление схем, слушание);
формы организации познавательной деятельности следующие:
индивидуальная (на этапе актуализации знаний),
фронтальная (на этапе выдвижения гипотез),
в группах (на этапе познавательной деятельности по созданию новых знаний).
Ведущий метод - деятельностный.
Итак, структура урока выдержана в соответствии с особенностями деятельностного метода, который представлен на уроке открытия новых знаний. Цели и задачи данного учебного занятия представлены на слайде.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести учеников к осознанному определению главной мысли сказки – помогать другу в беде.
Личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
• Проявлять:— интерес к изучению темы;
— интерес к чтению литературных сказок авторов;
Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Выполнять учебное задание по алгоритму.
Познавательные:Актуализировать знания учеников по изученному материалу о сказке.
Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.
Учиться составлять план к сказке.
Коммуникативные:Уметь работать в группах.
Оборудование к уроку:
Для учителя:
Презентация
Книга С.Козлов «Ежик в тумане»
Видео «Песенка про сказку» Исполняют Никитины.
Книги Козлова
Для учеников:
Тексты сказки С.Г. Козлова «Зимняя сказка»
Маркеры
Листы А4Конверты с заданиями для работы в группах.
Цветные конверты со снежинками.
Учебно-методический комплект:
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. – М.: Просвещение, 2009;
Ход урока
Организационный момент.
Цель: Положительно настроить на учебную деятельность на уроке.
Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
-Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова.
-Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
- А что значит уметь учиться?
-Девиз нашего урока:
«Было бы желание, а путь найдётся!»
- Объясните, как понимаете этот девиз.
- Тот путь, который поможет открыть новые знания самим
Самоконтроль готовности к уроку
-Читать
-Рассуждать
-Понимать
Уметь учиться (таблички появляются на доске)
-Открывать новые знания, учиться применять новые знания
Высказывания детей.
Личностные
(поддержка друг друга)
Коммуникативные
(умение сотрудничать друг с другом)
Результат: созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: Вспомнить изученный материал о сказке. Найти затруднение.
Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
Послушайте песенку. Она поможет вам узнать, что мы будем читать на уроке.
Демонстрирует видеоролик - Песенка о сказке в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных.
- Давайте вспомним, что мы знаем о сказках.
- Значит, мы все знаем о сказках?
- Что значит, понимать сказку?
- Всегда ли мы правильно определяем главную мысль сказки?
- Написал сказку Сергей Григорьевич Козлов.
(слайды в презентации)
Чтение сказки с ученицей.
Проверка первичного восприятия сказки.
- Посмотрите на слайд и закончите предложения
Мне понравилось то, что…
Меня рассмешило то, что…
Меня взволновало то, что…
*Меня обрадовало то, что…
- Какая это сказка: авторская или народная? Волшебная, бытовая или о животных?
- Назовите главную мысль сказки.
Учитель пишет на доске
- Сказка одна, значит, и главная мысль тоже должна быть одна. Какой прием поможет нам разобраться в этом затруднении?
- Сказка
-Сказки бывают авторские, народные.
- волшебные, бытовые, о животных. (таблички появляются на доске)
- Наверно, нет.
-Узнать, чему учит сказка.
- Узнать главную мысль сказки.
-Нет.
Ученик рассказывает о Козлове.
Высказывания детей.
Ответы детей.
- Быть добрым.
- Не есть снег.
- Помогать другу.
Познавательные (выделение представленной информации)Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)
Результат: Дети вспомнили, что знают о сказке. Нашли затруднение.
Целеполагание, построение проекта выхода из затруднения.
Цель: Поставить цель урока, задачи, составить план учебных действий.
Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
-Назовите цель урока
(табличка появляется на доске)
- Как будем узнавать новые знания?
Появляется табличка «Я сам»
-Как мы будем узнавать, чему учит сказка?
Учитель прикрепляет таблички на доску.
-- Перечитайте сказку и скажите, сколько событий в сказке.
- Назовите героев сказки
-Придумайте героям условные обозначения.
-Я тоже готовилась к уроку и разделила весь текст на события.
У каждой группы по одному событию.
Возьмите желтые листы. На них прочитайте свой текст.
План работы в группе.
1. Перечитать событие самостоятельно - я сам.
2. Изобразить с помощью условных знаков это событие на листе.
3. Придумать название этому событию.
4. Записать на цветном листе.
5. Приготовить выступление.
495300917321000495300917321000- Узнать главную мысль сказки.
- Мы сами.
Прочитать сказку.
Узнать героев.
Разделить на события.
Нарисовать схему к событиям.
Сделать вывод.
Перечитывают сказку самостоятельно, пробуя разделить ее на события
Ответы детей (5)
Называют героев сказки и придумывают им условные обозначения.
Ежик
Медвежонок
56159404826000539686512446000529209012446000Снежинки
Дети работают по плану в группах. Руководители групп читают задание. Все выполняют. Регулятивные (составление плана и последовательности действий)
(принятие цели и постановка задач урока)
(удержание цели урока)
Коммуникативные
(планирование сотрудничества)
Познавательные (поиск информации, знаково-символические)
Познавательные (информационные – представление информации)
Познавательные (сравнение, анализ)
Результат: дети поставили цель урока, задачи, составили план выхода из затруднения, познакомились со сказкой, учатся составлять схему к событиям сказки.
Физкультминутка. «Лови снежинку»
Цель: Цель: избежание перегрузки учащихся, поддержание эмоционального настроя.
Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
Включает музыку и слайды в презентации Дети выполняют Результат: проявление заботы о своем здоровье
IV.Реализация построенного проекта и первичное проговаривание. Цель: Выяснить, какова главная мысль сказки.
Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
На доске появляются схемы к событиям.
- Сравните схему первого и последнего события. Что изменилось?
Почему ежик помог медвежонку?
Выберите главную мысль из ранее предложенных вами. Выступления руководителей групп
Сначала был только один герой - медведь, а потом появился еще ежик.
- Они друзья.
- Помогать другу.
Регулятивные (удержание целиПознавательные (сравнение, анализ)
Результат: Дети назвали главную мысль сказки.
Рефлексия.
Цель: Формировать у обучающихся умение оценивать свою работу на уроке.
Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
- Назовите цель урока.
- Достигли мы цели?
-Что помогло нам правильно выбрать главную мысль?
- Этот прием можно применять к любой сказке, чтобы узнать главную мысль.
- Как вы думаете, что лежит в цветных конвертах?
- Оцените свою работу на уроке.
Если у вас все получалось, то снежинку прикрепите на зеленый круг.
Если что-то не получилось, то-на желтый.
Если совсем ничего не получилось, то – на красный
Звучит музыка.
Учитель появляется в образе снежинки
-Как много здесь моих сестер,
Снежинкой главной с давних пор
Считаюсь я, мои друзья
И прилетела к вам не зря.
Вас за урок благодарю
И вам задание дарю.
- Узнать главную мысль сказки «Зимняя сказка» С.Г. Козлова.
- Да.
-Схемы.
Дети оценивают свою работу на уроке, прикрепляя снежинки к слайду.
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Результат: Дети учатся оценивать свою работу на уроке на основе критерия.
Выбор домашнего задания.
Цель: Повторить сказку или придумать свою.
Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
Кто хочет сказку перечесть,
Перечитайте, время есть.
Вы – разыграйте по ролям.
Доставьте наслажденье нам.
Кто хочет мне пересказать,
Перескажите, так держать
- Выберите домашнее задание
Дети выбирают и записывают в дневники.
Варианты:
1.Перечитать сказку по ролям.
2. Пересказать сказку.
3. Придумать свою «Зимнюю сказку»
Личностные (выбор)