Статья Формирование духовно-нравственной основы личности ребёнка средствами семейного воспитания. (из опыта работы)


Оксана Валерьевна Терешкевичпедагог дополнительного образования,
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Александровский районный центр
дополнительного образования «ДАР»
Формирование духовно-нравственной основы личности ребёнка средствами семейного воспитания. (из опыта работы)
Воспитание подрастающего поколения сегодня происходит в сложных социальных условиях. Важным является вопрос «Какая модель личности будет наиболее успешна и адаптирована в будущем?». Особенно повышается проблематичность и актуальность нравственного воспитания. На сегодняшний день общество подвергается глубокому реформированию, смене ценностных ориентиров и нравственных идеалов. Изменилась ситуация в семьях, связанная с высокой занятостью и безработицей родителей, резкой дифференциацией доходов у населения. Взрослые всё больше отдаляются от детей, перекладывая ответственность воспитания на образовательные учреждения. А тем, в свою очередь, требуется найти наиболее приемлемые методы и подходы к приобретению детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм морали. Федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколения и Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставят перед педагогом следующие приоритеты: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из главных задач общества и государства является воспитание… высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Какие же способы реализации основных направлений воспитания подрастающего поколения будут наиболее эффективными и результативными? Каждый педагог самостоятельно выбирает и разрабатывает для себя формулу успешной работы. Я - педагог дополнительного образования с большим опытом работы, педагог-психолог, руководитель студии раннего развития дошкольников «Почемучки» нашла свою. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – дело ответственное и важное. На мой взгляд, начинать его необходимо с самых ранних лет. Для этого подойдут разные способы и методы, но важно помнить, что вырастить интеллигентного, порядочного, с глубоким внутренним миром человека не так просто – на это требуется время. Воспитательную работу лучше выстроить таким образом, чтобы простые нравственные истины ребёнок усваивал не в виде внушений и назиданий от взрослых, а постигал и усваивал сам. Но для этого необходима такая воспитательная среда, где будет прививаться любовь к Родине и своему народу, уважение к старшим и бережное отношение к природе, умение быть добрым, готовым откликнуться на чужую беду, правдивым и ответственным. Таким воспитательным потенциалом, в первую очередь, обладает семья. Именно правильное воспитание ребёнка в семье поможет ему в дальнейшем следовать этим нравственным ориентирам.
В своей работе я реализую такую программу воспитания, которая целиком построена на взаимодействии родителей и детей. Опыт тесного сотрудничества делает их общение более интересным и эмоционально-значимым, праздники получаются добрыми и полезными, а проблемы и успех общими. Моя главная задача - привлечь внимание родителей к воспитанию детей как процессу, требующему пристального внимания, а не текущему самим собой. Своей деятельностью я стараюсь показать взрослым большой потенциал семейного воспитания. Одним из ведущих направлений в нём я выделяю совместный досуг. Я полагаю, что формирование интереса у детей и родителей к совместному времяпровождению в разных видах деятельности способствует зарождению духовно-нравственных основ личности.
В моей программе воспитательной работы место нашли мероприятия разной направленности и содержания. Традиционными являются праздники «8 Марта», «Новый год», «День Защитника Отечества», «День Знаний» и др. Однако все они проходят с участием родителей. В концерте, посвящённому Международному женскому дню, участвуют взрослые. Бабушки с удовольствием исполняют частушки, мамы поют или танцуют. Всегда находятся мужчины (папы, братья или дедушки), с удовольствием принимающие участие в театрализованных постановках и сценках. Новогодний утренник также проходит с участием взрослых. Кого-то удаётся привлечь в качестве актёров, кто-то помогает с декорациями и костюмами, кому-то интересно бывает попробовать себя в качестве актёров. И так в любом празднике. Поначалу желающих было не много, но со временем активность росла и творчество проявлялось больше. Такие мероприятия помогли родителям вспомнить про свои таланты и даже реализовать давние детские мечты. Весело проходят спортивные праздники. «Весёлые старты» с родителями, конкурсы «Мама, папа, я – дружная семья», «Масленица». Зажигательны творческие мероприятия (фестиваль «Мы - таланты», кулинарный поединок «Пальчики оближешь»). Особенно интересны конкурсы прикладного творчества. Любая тематика помогает нам увидеть безграничные возможности вдохновения взрослых и детей, а используемый материал поражает фантазией. Трогательными становятся мероприятия, посвящённые 9 Мая: участие в акции «Бессмертный полк», проекте «Никто не забыт», возложении цветов к памятнику Неизвестного солдата. Взрослые старшего поколения с удовольствием принимают участие и проводят мастер-классы «Чудеса из бабушкиного сундука».
Личный пример родителей – это самый лучший воспитатель для ребёнка. Педагогу важно увлечь не только детей, но и взрослых, доказать, что родительское воспитание первостепенно. Постараться донести до каждого необходимость участия в воспитании подрастающего поколения. Помочь понять, что дети – это зеркало нас самих, отражение наших взглядов и представлений, поэтому воспитание необходимо начать с самих себя, с анализа особенностей и потребностей собственной личности.