Особенности развития основных двигательных качеств у детей 11-12 лет на примере легкоатлетов уровня начальной подготовки.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда»
Районный конкурс методических разработок
Номинация конкурса:
«Организация образовательного
или воспитательного процесса»

Особенности развития основных двигательных качеств у детей 11-12 лет на примере легкоатлетов уровня начальной подготовки.
Составитель:
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
МОУ СШ № 33
Скрипкин Алексей Сергеевич
Волгоград 2016
Аннотация:
Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств. Важнейшим этапом развития детей, требующим поиска новых и эффективных методов воспитания и обучения, является подростковый возраст - период перехода к взрослому состоянию, как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебного процесса по физическому воспитанию столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.
. Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научно-методической литературы
2.2.2 Тестирование физической подготовленности
2.2.3 Педагогический эксперимент
2.2.4 Методы математической статистики
2.3 Организация исследования
2.4 Обработка результатов исследования
3.Заключение
1. Введение.
Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств).
Важнейшим этапом развития детей, требующим поиска новых и эффективных методов воспитания и обучения, является подростковый возраст - период перехода к взрослому состоянию, как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Педагогам хорошо известны трудности подросткового возраста, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, сниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.
Поэтому для правильного планирования и осуществления учебного процесса по физическому воспитанию столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфо- функциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Рост спортивного мастерства во многом зависит от степени развития физических качеств, функциональных возможностей организма юного спортсмена, которые в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки.
Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах.
Развитие двигательных качеств, протекает по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других.
Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества - в 13-15 лет, силовые - в 25-30 лет и т. д.).
2. Основная часть
2.1 Цель и задачи исследования
Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у групп начальной подготовки по легкой атлетике.
Для этого поставлены следующие задачи:
- изучить литературные источники по данной теме
- разработать экспериментальную методику занятий различной направленности в секции по легкой атлетике для групп начальной подготовки
- подготовить исследуемую группу
- подобрать тесты для исследования развития физических качеств у испытуемых
- провести тестирование
2.2 Методы исследования
При проведении эксперимента применялись следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Тестирование физической подготовленности;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической статистики.
2.2.1 Анализ научно-методической литературы
В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу развития двигательных качеств у групп начальной подготовки. Рассматривались вопросы о необходимости знания возрастных периодов, особенно благоприятных для развития тех или иных двигательных качеств, морфологические особенности юных легкоатлетов, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике упражнения и методы развития двигательных качеств.
Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.
2.2.2 Тестирование физической подготовленности
Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:
1.Общая выносливость (бег 5 минут, м);
2.Координационные способности (челночный бег 3х10 м, сек);
3.Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см);
4.Силовые способности (отжимания от пола лежа, кол-во раз);
5.Активная гибкость (наклон вперед, см);
6.Скоростные способности (бег 30 м, сек).
Данные упражнения позволили выявить физические способности, такие как: скорость, координация, скоростно-силовые качества, сила, выносливость и гибкость.
2.2.3 Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент был проведен в СДЮСШОР № 10 г. Волгограда в период с 01.11.2014 г. по 31.04.2015 г. В нем приняли участие 12 девочек 11-12 лет. Сущность педагогического эксперимента заключалась в исследовании развития двигательных качеств у испытуемых и повышение их уровня физической подготовленности.
2.2.4 Методы математической статистики
Для определения достоверности полученных результатов исследования и определения эффективности использованной методики рассчитывались: среднее арифметическое значение (М); отклонения от среднего арифметического значения (m); достоверность по t- критерию Стьюдента.
2.3 Организация исследования
На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.
На втором этапе исследования – проводился педагогический эксперимент. Была сформирована группа из 12 девочек в возрасте 11-12 лет.
Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана программа занятий различной направленности в секции легкой атлетике.
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Поскольку возраст испытуемых составлял 11-12 лет, то мы в ходе исследования пользовались определенными средствами и методами развития двигательных качеств, характерными для их возраста и пола.
Для развития силы, скорости и скоростно-силовых способностей, применялись прыжковые упражнения, многоскоки, спрыгивания, выпрыгивания, метания, упражнения с преодолением веса собственного тела (отжимания, подтягивания ног к перекладине), упражнения с набивными мячами, упражнения, развивающие крупные группы мышц спины и живота, мышц задней поверхности бедра. Для развития скоростных качеств использовали многократное повторение скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивностью, упражнения для развития реакции, упражнения в затрудненных условиях (ускорения в гору, по лестнице), работу рук и ног в максимально быстром темпе, упражнения со скакалками, проводили различные эстафеты. Также мы применяли игровой метод, т.к. он дает возможность комплексного развития скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств. Специальные тренировки для развития этих качеств, применялись один раз в неделю.
Для развития выносливости применяли упражнения малой и умеренной мощности, продолжительностью 10-20 минут, использовали темповый бег 200-400 м в чередовании с ходьбой, медленный бег с продолжительностью до 2 минут. Так же для развития выносливости мы использовали подвижные игры. Специальные тренировки для развития выносливости применялись один раз в две недели.
В каждой тренировке использовались упражнения на гибкость. Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении и махов.
Для развития ловкости использовалось выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений, упражнений на точность движения, челночный бег, акробатические упражнений, а так же спортивные игры.
Тренировки проводились 3 раза в неделю, по 2 академических часа.
В конце педагогического эксперимента испытуемым были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования.
2.4 Обработка результатов исследования
После проведения исследования были получены данные. Для сравнения полученных данных был использован метод математической статистики – Т-критерий Стьюдента (таблица 1).
Таблица 1 Динамика развития двигательных качеств в ноябре и в мае
Тестовое упражнение Ноябрь Май t
М1 м М2 м Бег 30 м, с 5.7 0 5.6 0 2.5
Прыжок в длину с места, см 155 0 162 0.04 3.3
5-минутный бег, м 793 0.04 799 -0.04 0.5
Челночный бег 3×10м, с 8.7 -0.04 8.5 0.02 8.8
Отжимания, кол. Раз 11 -0.04 12 0 2.1
Наклон вперед из положения сидя, см 12 -0.04 13.5 0.04 4.3
Скорость (бег 30 метров)
По данным литературных источников известно, что наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. Проведенные исследования, подтверждают данные литературных источников, из табл. 1 видно, что прирост за время исследования скоростных способностей был не достоверен (t-Стьюдента 2.5, находится в зоне неопределенности).
Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места)
Из таб. 1 видно, что скоростно-силовые качества увеличились в достаточной мере (t-Стьюдента 3.3, находится в зоне значимости), это и подтверждают литературные источники, в которых отмечается, что у девочек наибольшее развитие скоростно-силовых качеств нижних конечностей в 8-9, 10-12 лет, причем самый большой прирост с 11 до 12 лет.
Выносливость (5-минутный бег)
Выносливость увеличилась несущественно, это связанно с тем, что наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет (t-Стьюдента 0.5, находится в зоне не значимости).
Координация (челночный бег)
В развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке, что и показало исследование (t-Стьюдента 8.8, находится в зоне значимости).
Сила (отжимания от пола)
По данным литературных источников наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников (t-Стьюдента 2.1, находится в зоне не значимости).
Гибкость (наклон вперёд из положения сидя)
По данным литературных источников увеличение показателей гибкости наблюдаются до 13-14 лет. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников (t-Стьюдента 4.3, находится в зоне значимости).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются гетерохронно. В возрасте 11-12 лет в большей степени развиваются скоростно-силовые качества нижних конечностей, координация, гибкость. В меньшей степени развивается скорость. В незначительной степени – выносливость и сила.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели особенности развития двигательных качеств легкоатлетов 11-12 лет на этапе начальной подготовки. Изучение специальной литературы и результаты наших исследований подтверждают мнение ученых о том, что на начальных этапах обучения в школе необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности. Разработали рациональную структуру тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, экспериментально обосновали эффективность применения методики развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются гетерохронно. В возрасте 11-12 лет в большей степени развиваются скоростно-силовые качества нижних конечностей, координация, гибкость. В меньшей степени развивается скорость. В незначительной степени – выносливость и сила.
Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательных функций детей и подростков позволит учителю или тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке. Очень важно при проведении этой работы не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый эффект.
4.Список литературы
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. - М., «Инфра», 1990.
Блудилина М.С. Физкультура 3 класс. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель - ACT, 2003.
Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. //«Теория и практика физической культуры», 1998, № 4.
В.Б.Попов, 2002 «555 легкоатлетических упражнений»
В.С.Якимович, В.П.Черкашин, В.Ф.Таранов. Современная тренировка в беге на 100м и 200м: Учебное пособие. – Волгоград, 1992- 88с.
Валик Б.В. , тренерам юных легкоатлетов.: М., «ФКиС», 1974, 168с.
Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. - М: Физкультура и спорт, 1999.