Презентация на тему Использование кластера на уроках литературы


Использование приёма «Кластер» на уроках литературы Кластер — один из методов (приемов) ТРКМ. Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Кластер способствует систематизации и обобщению учебного материала.  К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.Прием кластера может применяться на любой из стадий. Основные принципы составления кластераКластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. Вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Правила оформления кластера на урокеВ зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен: на доске;на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания; желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации. Рекомендации по составлению кластераПри его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения.В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места. Достоинства применения приемаОн позволяет охватить большой объем информации.Вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно.Дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. Что дает применение кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление; учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения; учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний;развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. Разновидности кластеровПредставляющие действующих лиц («Бедная Лиза» Н. М. Карамзин) Характеристика, данная автором (« Бедная Лиза» Н. М. Карамзин) Восстанавливающий события (День Онегина) Создающие образ героя (А.С. Грибоедов «Горе от ума») Умение формировать понятие В.Г.Распутин «Живи и помни» Настена Андрей«Сошлись – Грубость, ругань, избиение до полусмерти (до войны) надо жить» 3,5 года на войне. В разведке надежный друг, сила. 16 лет, Воевал не хуже, не лучше других. 3 ранения – 3 сирота месяца в госпитале. «Обманул себя сам». . Свидеться с родными хоть ненадолго.«Надо быть вместе, Разорвал все связи с обществом. Звериная когда плохо. Вот для жестокость (облик, глаза). Расправа с теленком, чего люди сходятся». выть по-волчьи, красть рыбу…Спасти Андрея. Спасти Потерял нравственные принципы. в нем человекаДолг перед людьми - Не останется следа на Земле долг перед мужем Вопрос: можно ли оставаться человеком, находясь вне общества?Живи и помни, человек, и казнись тем, что ты свершил. Какое наказание может быть страшнее такой жизни? Андрей оставлен жить на земле для безысходного страдания. На его совести три смерти самых близких. В.М.Шукшин «Калина красная» Тюрьма Малина Нинка, друзья Увлечения Увод патруля Отъезд Люба (с.Ясное) Вранье: «Военкомат» «Давайте любить друг друга» «Бардак для несчастных» Работа шофёром В Сосновке у матери С Колей С Шурой На тракторе Смерть «Не делайте так, как поступил Егор.Не ходите по его дорожке,здесь опасно, и всё можетскверно кончиться» В жизни за всёнадо платить Современное прочтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Два богача» Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту -племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить... — А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика! Июль, 1878 Два богача «Два богача» Конструктивист: у меня всегда есть конкретное предложение Мещанин: мояхата с краю –ничего не знаю Оптимист: я верю, что все будет хорошо Перестраховщик: живи тихо, не выделяйся Максималист: это – хорошо, а это – просто глупость Восстанавливающий систему образов произведения ( Троепольский «Белый Бим»..) ВыводыУроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Повышают мотивацию учащихся. Формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства. Дарят им ощущение творческой свободы.   Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность Бернард Шоу Спасибо за внимание!