Рабочая программа вокальной студии.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №26 г. Томска




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании научно-методического совета Директор МАОУ гимназии №26
МАОУ гимназии №26
Протокол №2
____________ Р.И.Набатова ____________ И.Э.Кашенова
20. 09.2014 21.09.2014








ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности «Радуга»
Группа (5класс)
(вид программы: модифицированная)








Автор: Дмитриенко Любовь Валентиновна







Томск 2014

Раздел 1
Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности "Радуга" составлена на основе следующих нормативных документов:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Министерством образования науки РФ 6 октября 2009г. приказ №373.
-Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (стандарты второго поколения), Москва "Просвещение", 2010г.
-Закона РФ "Об образовании".
-Конвенции о правах ребенка.
-Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии №26 г.Томска.
Программа художественно-эстетической направленности является модифицированной. В основу программы положена программа муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом Детства и юношества "Наша Гавань" г. Томска, автор-составитель Ратушная Н.А.
В основу программы заложена идея развития у детей творческих способностей и личностных качеств.
Цель программы: приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирования у них вокально-исполнительских умений и навыков.
Задачи программы:
расширить общий кругозор обучающихся на основе исполнения лучших образцов вокальной музыки;
ознакомить учащихся с теоретическими основами вокала, так чтобы система опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечила необходимую базу для последующего музыкального самообразования и самовоспитания;
формировать вокально-технические и исполнительские навыки и умения воспитанников;
развивать художественно – творческие способности детей.;
воспитать умение использовать на практике знания, приобретенные учащимися на занятиях по внеурочной деятельности.
Высшая цель музыкального образования детей заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Основное средство достижения такой цели - постоянные и систематические встречи обучающихся с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества. Создание данной программы обусловлено необходимостью вовлечь как можно больше обучающихся в творческий процесс посредством музыкальных занятий.
В основе процесса обучения эстрадному пению лежат следующие методические принципы:
единство эмоционального и сознательного;
единство художественного и технического развития певца;
постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
применение индивидуального подхода к обучающимся.
Программа направлена на развитие активности ребят, интереса и любви к музыке. Концертная деятельность способствует мобилизации всех сил, концентрации внимания, дисциплине.
-1-
Программа направлена на формирование воспитательных результатов и включает в себя следующие виды деятельности:
познавательная деятельность;
игровая деятельность;
проблемно-ценностное общение;
развлекательная деятельность;
художественное творчество.
Для реализации программы используются следующие формы, методы и технологии обучения:
Формы реализации программы
Теория и практика вокальной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности:
-занятия пением;
- праздники и развлечения;
- репетиционная;
- концертная деятельность.
Занятия пением – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей. Она базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Программой также предусмотрено использование следующих форм занятий: занятия коллективные, групповые.
Для успешного прохождения тем используются занятия в форме игры, соревнования, беседы. Обучение пению проходит в практической деятельности обучающегося.
Для повышения профессионального уровня дети участвуют в конкурсах вокального мастерства.
Методы реализации программы:
-практический;
-объяснительно – иллюстративный;
-частично – поисковый;
-наблюдение.
Программа предусматривает использование следующих педагогических технологий обучения.
Технология проектной деятельности учащихся
ИКТ - технологии
Технологии групповой работы
Игровая технология
Технология оценивания
Здоровьесберегающие технологии
Формы контроля и усвоение программы
Данная программа призвана сформировать у обучающихся устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у обучающихся формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько обучающийся смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.


-2-
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей школьного возраста 11 лет. Продолжительность занятия – 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа.

II раздел
Общая характеристика курса
Деятельность в эстрадном коллективе, совместные выступления несут колоссальное воспитательное значение. Дети, сплоченные в единый, дружный коллектив, обогащают свои знания и умения в области вокального искусства. Общие репетиции и выступления сближают детей, между членами коллектива устанавливаются дружественные, товарищеские отношения.
Актуальность и практическая значимость программы
Занятие любимым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний мир человека, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром. Занятия эстрадным вокалом не являются в данном случае исключением. Программа по эстрадному вокалу является здоровьесберегающей. Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, то есть являются хорошим жизненным тонусом для человеческого организма. Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогает решению проблем в учёбе. Речевой тренинг воспитывает у обучающихся культуру речи. Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Реализация творческих амбиций в коллективе формирует в человеке качества, помогающие достигать успешности не только в творчестве. Публичные выступления формируют в обучающихся психологическую стойкость, а социально-значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личный и коллективный результаты. Часто дети, достигшие определённых успехов в жанре эстрадного вокала, пробуют себя в музицировании и сочинительстве.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной эстрадной музыки, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.
В программе идет поиск принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания и образования гармонично развитой личности. Ведётся приобщение школьников младших классов к музыкально-теоретическому искусству.
Предусматривается художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры и современной русской и зарубежной музыки;
Формирование духовно-нравственного потенциала личности происходит через освоение следующего содержания данной программы:
образ России, её исторические судьбы в творчестве русских композиторов;
музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношений к человеку, природе, родному краю;
песня как память народа, хранительница традиций, обрядов, обычаев;
традиции музыкальной классики в современном искусстве.
Формирование культурно-исторической компетентности происходит через освоение следующего содержания программы:
художественные направления, стили, жанры русской и зарубежной музыки;

-3-
народное музыкальное творчество в сопоставлении с народным искусством других стран и народностей;
музыкальные особенности русской музыки.
формирование художественно-практической компетенции происходит через освоение следующих творческих задач:
восприятие и эмоционально-образная оценка музыкального произведения;
исполнение и разыгрывание народных песен;
Реализация современных творческих идей в проектной деятельности, фестивалях, праздниках, конкурсах.
В работе с детскими голосами педагогу необходимо учитывать особенности развития детского голоса: 11 лет период старшего домутационного развития.
При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 1213-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).
Усложнение в механизме голосообразования более заметно у мальчиков. Если певческое воспитание учащихся с 1 класса идет правильно, то к 1012-ти годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.
Эти признаки наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.
В период мутации у мальчиков голосовые связки становятся длиннее, голос заметно изменяется: понижаясь, переходит в малую октаву. Рост гортани часто идет настолько неравномерно и даже болезненно, что приходится временно прекращать занятия. Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает довольно редко. Если же мутация у мальчиков проходит спокойно, то пения можно и не прекращать. Регулярные занятия и соблюдение певческого режима облегчают прохождение мутации.
Раздел 3
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):   должны знать и определять на слух:
-музыку разного эмоционального содержания;
-музыкальные жанры  (песня, танец, марш);
-одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
-средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
-музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
-быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
-петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): участие в концертах и музыкальных веерах, приобретение исполнительского опыта.
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Радуга» в 5-м классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Регулятивные УУД:
- умение действовать по образцу;
- умение действия по инструкции учителя;
- умение осуществлять первоначальный контроль своих действий;
- развитие умений самооценки результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки по заданным в критериям.
- умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между музыкальными произведениями;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество ( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- умение строить речевые высказывания о музыке ( музыкальном произведении) в устной форме;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
- умение формулировать собственное мнение и позицию
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса.

Условия и средства формирования универсальных учебных действий:
Учебное сотрудничество
Совместная деятельность
Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества
Дискуссия
Рефлексия
Педагогическое общение

Раздел 4
Содержание программы
№ п/п
Наименование раздела и
количества часов
Содержание программы

1.
Вокал и хоровое пение (7ч)
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

2.
Формирование детского голоса(4ч)
Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления».
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

3.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен(8ч)
Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

4.
Игровая деятельность , театрализация песни(8ч)
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни


5.
Концертно – исполнительская деятельность(7ч)
Выступление солистов и группы (дуэт).



Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
Д. Каччини «Аве Мария».
В. Моцарт. Послушай, как звуки хрустально чисты.
В. Соснин. Всюду с песней веселее (канон)
коми нар. песня в обр. П. Чисталёва «Козьё-козьё»
Я. Френкель. Журавли.
К. Молчанов. Журавлиная песня.
Я. Дубравин «Песня о земной красоте», "Вальс"
В. Малых. Гимн учителю.
В. Раинчик «Музыка для всех»
Д. Тухманов «Как прекрасен этот мир», "Аист на крыше", "Песня о сапожнике"
М. Монастырский «Девятый класс»
А. Морозов «Вечер школьных друзей»
А. Зацепин «Куда уходит детство»
А. Варламов «Вальс Победы», «Подари улыбку миру», «Мой учитель»
Вокальные ансамбли
"Земля моя"муз. С. Паплавского, сл. К. Горушко
"Мечты" муз. и сл. В. Познухова
"Дом – Моя Русь" сл. Е. Боровик, муз. С. Поплавского
"Мир детства" сл. и муз. Я.Гинь
"Только с тобой" сл. и муз. О. Козловича.


Раздел 5
Тематическое планирование
Дата
№ занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Типы занятия
Планируемые результаты





аудиторные

неаудиторные
метапредметные
личностные



Раздел 1.
Вокал и хоровое пение
7
6
1
Познавательные УУД:
 - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран;
 - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической;
Регулятивные УУД:
 - осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования;  -развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
Коммуникативные УУД:
 - устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;  
 - сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.



1-2
Динамические оттенки как средство выразительности
2
кружок






3-4
Динамические оттенки – f, p,ff, pp
2
кружок






5-6
Динамические оттенки – крещендо, диминуэндо
2
кружок






7
Динамические оттенки – mf,mp
1

Выступление в 1х классах





Раздел 2.
Формирование детского голоса
4
2
2
Познавательные УУД:
 - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
Регулятивные УУД:
 - осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;  
Коммуникативные УУД:
 - устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.



8
Понятие «звуковедение»
1
кружок
Выступление на празднике "Посвящение в гимназисты"





9
Легато в пении
1
кружок





10
Стаккато, приёмы его исполнения
1

Посещение концерта вокальной студии "Наша гавань"




11
Нон легато
1
кружок






Раздел 3.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен
8
6
2
Познавательные УУД:
 - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
Регулятивные УУД:
 - устойчивое умения работы с  различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД:
 -развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- расширение представлений художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;  


12-13
Понятие «тембр»
2
кружок





14-15
Тембровая окраска голосов
2
кружок
Выступление на Новогоднем концерте




16-17
Выравнивание тембра
2
кружок





18-19
Создание музыкального образа
2

Выступление на конкурсе "День защитника Отечества





Раздел4.
Игровая деятельность , театрализация песни
8
6
2
Познавательные УУД:
 - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
Регулятивные УУД:
 - осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования;  Коммуникативные УУД:
- устойчивое проявле-
ние способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника.
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;


20-21
Анализ вокальных произведений, понятие «фразировка»
2
кружок





22-23
Работа над фразировкой в изучаемых произведениях
2

Участие в городском вокальном конкурсе




24-25
Фразировочные цезуры, их значение
2
кружок





26-27
Самостоятельное определение фразировочных цезур
2

Выступление на концерте "Женский день"





Раздел 5.
Концертно – исполнительская деятельность
7
4
3
Познавательные УУД:
-проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании); Регулятивные УУД:
 - развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
  Коммуникативные УУД:
- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
- расширение знаний о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;  
 - сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.


28-29
Разновидности вокальных ансамблей
2
кружок





30-31
Знакомство с лучшими детскими вокальными ансамблями
2
кружок
Выступление на концерте "9 мая"




32-33
Создание ансамблей с составе хора
2
кружок
Выступление на отчетномконцерте




34
3-х дольный размер
1

Выступление на празднике "Последний звонок"






Раздел 6
Учебно-методическое обеспечение программы.
Безымянова О., Фролов Е., Весёлый квартет. Музыкальная сказка. Сценарий, ноты. Айрис Пресс,М.,2002г. Блохина Л.А., Горбина Е.В., Начинаем наш концерт. Муз.сценарии праздников. Ярославль, «Академия развития»,2001г.
Вихарева Г.Ф., Муз. сценарии для детских зимних праздников. Стихи, песни, ноты. С.-Петербург,2001г.
Горбина Е.В., Михайлова. М.А., В театре нашем для вас поём и пляшем. Муз.сказки-спектакли. Ярославль, «Академия развития»,2000г.
Давыдова М., Агапова И., Муз.вечера в школе. Композиции, сценки, викторины. Рольф, М.,2001г.
Давыдова М., Агапова И., Муз.вечера в школе. Инсценировки, композиции. Рольф, М.,2001г
Девочкина О. Пой вместе со мной. М., 2003г.
Иевлев А., Подарок маме. Песни для детей. От 3 до 12 лет. Казань, 2001г.
Кошмина И.В. Ильина Ю.В., Сергеева М.П., Музыкальные сказки и игры для детей дошкол. и младшего школьного возраста. Москва,«Владос»,2002г.
Левкодимов Г. Песни пионерского лагеря. Вып.1 Москва, «Музыка», 1990г.
Марченко Л., Детские песни о разном. Вып.3. Ростов-на Дону,2002г.
Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю., Фольклорные праздники «Гусли звончатые» (нар.песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошк. и мл.школ. возраста.) М.,«Владос»,2001г.
Науменко Г., Жаворонушки. Рус.песни, прибаутки, считалки, игры. Вып.3. М., «Сов.композитор»,1983г.
Орехова Е., Всё, что сердцу дорого. Песни для детей на стихи М.Пляцковского. М., «Музыка»,1986г.
Пинегин А.Н., Усачёв А.А., Мы играли в «паповоз». Лучшие песни для детей. Ярославль, «Академия развития»,2003г.
Портнов Г., Лес встречает Новый год. Маленькие песенки для маленьких ребят. С.-Петербург, «Композитор»,1996г.
Протасов М., Степанов В., Песни и музыкальные сказки. М., 2002г
Усачёв А.А., Колыбельная для Дракоши. Лучшие песни для детей. Ярославль, «Академия развития»,2003

Материально-техническое оснащение
-просторное, звукоизолированное помещение
-наличие усилительной голосовой аппаратуры с широкополосными микрофонами на стойках
- CD, AU аппаратура, фортепиано
- компьютер

Справочный блок используемой литературы

1.Абелян Л. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста.-М:.,1989
2.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.
3.Апраксина О. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними.
Варламов А. Полная школа пения: В 3 ч.-М:.,1975.
4.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг - Серия «Мир медицины». – СПб:. Издательство «Лань», 2000.
5.Менабени А.Г .Методика обучения сольному пению: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов.-М:. Просвещение, 1987.-95 с:.ил.
6.Музыкальное воспитание в школе.-Вып.10-М:..,1992.
7.Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. Пособме для Студ. Муз.-пед. Отд. И фак.сред. и высш. Пед. 8.Учеб. Заведений. –М:. Издательский центр «Академия», 1999.
9.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М:. Педагогическое общество России, 1999.
10.Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – Альманах (выпуск 14-й), редакция журнала «Физкультура и спорт» 1999г., 2000 г.
11.Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия: У тебя получится:/М:. Аквариум, 1997,
Приложение
Голосовые возможности детей.
Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее.
Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме.
В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров.
Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса.
При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.
Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.
Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.
В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра.
По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:
1) с чисто грудным звучанием;
2) микст, близкий к грудному типу;
3) микст, близкий к фальцетному типу;
4) чистый фальцет.
Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.
Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.
Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.
Певческое положение гортани в процессе пения
Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может привести к полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка.
Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить голову.
Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами!
Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается – значит, рот открыт правильно.
Настройка певческих голосов детей.
При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого.
Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато органично приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме того, стаккато само по себе активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию, что обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато.
Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи.
Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены.
Методы работы над певческим дыханием.
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.
Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.
Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором.
Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.
Развитие артикуляционного аппарата.
Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.
Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.
Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок-но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.
Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк.
Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий.
Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово.
Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье.
В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.
Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»).
Вокально-певческая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
– сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия в студии обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания:
– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
– дыхание брать незаметно и быстро;
– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы.
Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
-Точное и одновременное начало (вступление).
-Снятие звука.
-Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
-Единообразное звуковедение (legato, non legato).
-Выравнивание строя.
-Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон.
В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
Звукообразование.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Их легкость и занимательность таят в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых. Украшенные выразительной мимикой и жестами, они развивают творческое воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие детям. Разнообразие методов и приемов, применяемых в работе с одной моделью, даёт возможность каждый раз по-новому взглянуть на неё.
Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.
Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.
Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.
Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.
В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.
Показ-исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.
Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения – все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.
Методика разучивания песен.
Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов – слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов.
При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.
Теоретико-аналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.
Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.











13PAGE 14215


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015


13 PAGE 14115



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815