Занятие по развитию речи на тему Поможем сказочным героям вернуть свои знания


Технологическая карта итогового занятия
организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательные области: Коммуникация
Раздел: Развитие речи, обучение грамоте, художественная литература.
Тема: Поможем сказочным героям вернуть свои знания.
Цель: Закрепление итоговых знаний по образовательной области «Коммуникация».
О.З. Упражнять в определении места звука в слове и проведении
звукового анализа. Формирование звуковой выразительности речи. Обогащать словарь детей. Закрепить умение вычленять словесное ударение и определять его место в словах. Формировать умения обобщать, классифицировать, выстраивать последовательность событий в сказках по картинкам. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Упражнять в делении слова на слоги, в подборе синонимов и антонимов
Формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, интерес к ним.
Р.З. Развивать логическое мышление, развивать дикцию, связную речь – продолжать развивать слуховое внимание, артикуляционный аппарат и фонематический слух, умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки; составлять по картинке длинные и короткие предложения.
В.З. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, интерес к занятию.
Словарная работа: фантазия, фея Красноречница.
Методы и приемы: Артикуляционная гимнастика, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, составление предложений по картинке, слого-звуковой анализ слов, работа в прописях, дидактические игры , использование демонстрационных картин, карточек, прописей.
Билингвальный компонент: лето –жаз, весна – көктем, цветок –гүл, девочка-қыз, слово – сөз.
Оборудование: письмо, фишки - синие, красные, зеленые, черные, конверт с заданиями, указка, картинки  с изображением разных цветов, первые буквы цветов радуги, круги каждого цвета радуги, картина о весне, верёвка, кегли.Раздаточный материал: фишки - красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы слова роза на 4 клетки, прописи, ручки.Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительныйОрганизационный момент
-Посмотрите, сколько гостей. Улыбнитесь им, улыбнёмся друг другу. Все хотят посмотреть и послушать, чему вы научились за этот год.
Давайте настроимся на занятие:
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красивоЧётко и неторопливо,Вспоминаем, обязательно,Что учили на занятии.
-Ребята, нам пришло письмо. Написано от сказочных героев, а из каких сказок они вы сейчас угадаете.
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка.)
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю и невод забросил,
Кого-то поймает и что-то попросит. (Сказка о золотой рыбке.)
Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок)
Давайте откроем письмо и прочитаем, что же произошло.
«Дорогие ребята!
Сказочную страну Знаний, захватили злые волшебники во главе с колдуньей Бастиндой. Они забрали у сказочных героев все знания, хотят их подчинить себе, чтобы они выполняли только их злую волю. Они схватили фею Красноречницу и заточили в подземелье, ведь только она может прогнать и победить злых волшебников и освободить страну Знаний. А закрыли они её на 16 замков. И наложили на них заклятия. Только умные, находчивые, дружные, добрые ребята могут разгадать эти заклятья и освободить Фею».
Сказочные герои.
Ребята, именно поэтому сказочные герои и обратились к нам. Как вы думаете, мы с вами сможем собрать 16 ключей, освободить фею Красноречницу, и открыть ворота в страну Знаний? Чтобы открыть замки, нам нужны ключи. Для этого придётся выполнять много заданий. Вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.
-Как вы понимаете «фея Красноречница?»
Так как страна Знаний необычная, то и в путь мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия?
-Вы готовы отправиться помогать сказочным героям?
-Прежде чем отправиться, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
«В дудку дуем ду-ду-ду,
Язычок согнем в дугу,
Язычок залез за щечки
И вернулся к прежней точке.
Покусаем язычок,
Тут же сделаем щелчок.
Наш веселый язычок
Сделал все движения
И теперь готовы мы
Двинуться в сражение».
Зашли, встали в круг
Улыбаются.
Произносят слова.
Сели за столы
Слушают.
Отгадывают
Слушают письмо.
Высказывают свои предположения.
Высказывают
Это наши мечты, когда что-то выдумываем, чего нет на самом деле.
Да!
Выполняют гимнастику.
Организационно-поисковый
Вот и остановка и первое
задание:(символы звуков на доске)
Что это перед вами?
Буквы пишем, а что слышим?
Какие звуки вы знаете?
 Как мы произносим гласные?
Назовите согласные звуки.
Почему они так называются?
Правильно ответили, вот и первый ключик.
Игра «Определить, какой это
звук».
Перед детьми лежат фишки красного, синего, зелёного цвета. Воспитатель называет какой-нибудь звук, а дети поднимают фишку соответственного цвета (на доске памятка с правилом – ж, ш – всегда твёрдые, й, ч, щ – всегда мягкие).
Дети получают ключ
Игра «Определить место звука в
слове» и соединить картинки стрелочкой с заданной схемой Изображения на картинках: ключ, буква, замок.
Какой звук повторяется во всех словах?
(За правильность – ключ).
Игра «Угадайте, с какой буквы
начинается слово». В конверте лежат буквы и шесть разноцветных кругов. Надо составить пары.
«К» - красный;
«О» - оранжевый и т. д…»
-Где встречаются все сразу эти цвета? (В радуге)
Дети по очереди выполняют задание у доски. 
(Ключик)
А теперь скажите, какое время года вы больше любите? (Лето)
-И Дюймовочка тоже любит лето.
-А как по-казахски будет Лето? Девочка? Цветы? Слово?
Какие цветы растут летом? (например, роза, мак, ромашка и т.д.)
Посчитаем слоги в этих словах. Какое самое длинное? Самое короткое?
 Задание:                   
                         ЗАС – «роза».
-Сколько звуков в слове? Какие? Прочтите.
-Сколько букв?
-А сколько слогов в слове? Почему? Разберите его самостоятельно.
Вызываю ребенка, для разбора у доски.
-Какой ударный гласный звук в этом слове?(о)Прочти так, чтобы было слышно ударный звук. Обозначаем ударение.
-Какой безударный звук?(а)
-А как будет звучать слово так? (переставляю ударение)
-Правильно я поставила ударение?
-Что получилось?
-Иди, Даша, исправь  ошибку.
-Уберите фишку  ударного звука.
-Начинай с первого звука анализ слова. 
-Ребята, напомним  Дюймовочке,  какие согласные звуки-
-всегда мягкие (Й,Ч, Щ),
-всегда твердые согласные (Ж,Ш)?
Дети получают ключ
Физ. упражнения на ковре 
Дети становятся друг за другом. На ковре стоят кегли и лежат две верёвочки на расстоянии 30 см. друг от друга. 
По тропинке в лес пойдём,
Лужи мимо обойдём,
Перепрыгнем ручеёк,
Посмотрели мы направо, 
Посмотрели мы налево, 
Вверх на солнышко взглянули,
Ах, какая красота!
Встали в круг.
Игра «Назови ласково» (стоят в кругу) «один-много»???
(воспитатель кидает мяч, а ребёнок называет ласково, например: ёлка, пень, собака, бык, кабан, барсук, жук, замок, ключ…). (Получили ключ. Сели за столы.)Игра «Вспомни русские сказки и найди пару к каждому слову»
Баба-…, Царевна-…, Скатерть-…, Сапоги-…, Сивка-…, Курочка-…, Жар-…, Иванушка-…, Гуси-…, Ковёр… .
Получают ключик.
Игра «Назови одним словом».
-диван, стул, стол, кровать, шкаф;
-кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка;
-помидор, огурец, морковь, свекла, лук;
-марс, венера, земля, плутон, сатурн;
-а, б, в, п, с;
-повар, шофёр, плотник, продавец, врач;
-1, 2, 3, 4, 5,0.
Получают ключ
Игра «Доскажи нужное слово»
Воспитатель читает словосочетания Снова читает:
Весёлый снеговик /ЧёрнаяГоворящий попугай /Маленькая
Красный арбуз /ХитраяВысокая берёза /Заводная
Широкая река /Красный
Маленькая улитка /ВесёлыйЧёрная шляпа /Широкая
Хитрая мышка /ГоворящийЗаводная игрушка /Высокая
Получают ключ
Гимнастика для глаз. 
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем на мосту мы большую букву У.
Вверх поднимем, глянем вниз.
Вправо, влево повернем.
Заниматься вновь начнем. 
Игра «Что лишнее?»
-заяц, пчела, медведь, волк;
-бинт, банан, бочка, белка;
-цепочка, ожерелье, бусы, кольцо.
(Получают ключ)
Отгадайте загадку.
«Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле. На реку
И по снежку, и по цветку» (Весна).
-Как по-казахски «весна»?
После того как дети отгадали загадку, воспитатель выставляет перед ними демонстрационную картину «Весна».
- Какое время года изображено на картине?
-Составьте по картине короткие предложения (На примере одного из предложений посчитать, сколько слов в предложении и записать схему на доске).
- Составьте по картинке длинные предложения (Задание то же).
-Восклицательное (радостное), вопросительное.
(Получают ключ)
Задание «Пословицы и поговорки о весне»
-Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.
1)Март весне брат, а зиме не рад
2)Весна красна цветами, а осень – пирогами
3)Весна и осень на дню погод восемь
4)Кто весной трудиться рад, будет осенью богат
5)Весна красна, да голодна
6)Май, май, а шубу не снимай
Объясняем значение двух пословиц.
(Ключ)
Физ. минутка: (на местах)
Паровоз привез нас в лес – чух – чух – чух,Там полным - полно чудес м – м – м – на выдохе,Вот и бабочки – сестрицы, крылышками машут и с ромашки на ромашку весело порхают (дуют на бабочку)
Вот идет сердитый ёж п – ф – ф – фГде же носик? Не поймешь ф-р-р! Ф-р-р!
Вот зеленая пчела детям мёда принесла з-з-з, села нам на локоток з-з-з, полетела на носок з-з-зПчелку ослик испугал й-а-а! й-а-а! на весь лес он закричал й-а-а! й-а-а!
Гуси по небу летят, гуси ослику гудят: г-у-у! г-у-у! г-у-у!
Устали? Нужно отдыхать, сесть и сладко позевать.
Игра «Наоборот»
Большой, громко, грустно, высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый…
(Получают ключик)
Игра «Назови признаки»
В стране Знаний живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
-Матрёшка из дерева - …
-Сумка из кожи - …
-Ручка из пластмассы - …
Мальчик с широкими плечами - …
Кирпичный дом - …
-фарфоровое блюдце - …
Получают ключик
Игра «Что сначала, а что потом»
Злая волшебница Бастинда, перепутала все сказки, и наши герои не
могут в них попасть.
Получают ключик
Упражнение «Дорисуй дорожку»
Мы подошли к главным воротам страны Знаний, чтобы открыть замок нужно дорисовать дорожки
Работа в прописях. \\\\\\\\\\\, /\/\/\/\/\/\/\.
Получают ключик
(Если успеваем по времени, считаем все ключи.)
Буквы.
Звуки.
Гласные и согласные.
Воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть. Обозначаются красным цветом.
М, Мь,Н,Нь,Т,Ть,С,СьКогда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы. Обозначаются синим и зеленым цветом.
Дети поднимают фишку соответствующего цвета
Отвечают, выполняют у доски по очереди.
К выставленным вертикально в ряд кругам подставляют букву, с которой начинается слово, и называют её.
Отвечают.
Жас, кыз, гульдер, созНазывают.
Находят длинные и короткие слова.
Называют
Читают.
4
Два, потому что два гласных звука
Дети за столами проверяют правильность разбора у себя.
Отвечают.
Неправильное слово
Разбирает.
Вспоминают правило.
Выполняют физ. упражнения по тексту
Шагают.
Обходят кегли змейкой
перепрыгивают на 2х ногах ч/з верёвочки 
смотрят.
дети поднимают глаза вверх, встают на носочки
опуститься с носков, руки развести в стороны.
Отвечая, кидают мяч водящему.
Договаривают сочетания.
Мебель
Головной убор
Овощи
Планеты
Буквы
Профессии
Цифры.
дети их запоминают.

дети по памяти договаривают нужное слово (вразброс)
Закрывают оба глаза
Продолжают сидеть с закрытыми глазами
Открывают глаза, взглядом рисуют мост 
Глазами рисуют букву УГлаза поднимаем вверх, опускаем вниз 
Глаза смотрят вправо- влево
Называют, обосновывают ответ.
Отгадывают. 
КоктемРассматривают.
Весна.
Составляют короткие и длинные предложения и записывают на доске схемы.
Придумывают.
Называют, поясняют значение.
Заканчивают предложения, где нужно выполняют показ.
сели на стульчики
Называют противоположности.
Называют признаки предметов.
Дети расставляют сюжетные картинки по порядку.
Дорисовывают дорожку.
Рефлексивно-корригирующий Молодцы, дорожки расколдовали! А вот и главный ключ! Мы выполнили все задания правильно! Теперь к сказочным героям вернутся знания, и они попадут в свои сказки в стране Знаний. Они говорят вам огромное спасибо и дарят каждому ключик от страны Знаний и конфетку «Золотой ключик», чтобы в школьной стране Знаний вы получали только хорошие оценки!
Рады, что выполнили все задания правильно и получили главный ключ от ворот Страны Знаний.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: проявляют интерес к занятию, делят слова на слоги, классифицируют, выстраивать последовательность событий в сказках по картинкам.
Понимают: как определить место звука в слове и провести
звуковой анализ, называют синонимы и антонимы
Применяют: умение логически мыслить, развивать дикцию, говорят связно, артикуляционный аппарат и фонематический слух развит, применяют умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки; составлять по картинке длинные и короткие предложения, самостоятельно проводят ЗАС, находят ударный слог, читают слоги.