План работы кружкаЭрудит (начальные классы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение
«Нащекинскаясредняя общеобразовательная школа»
Бондарского района Тамбовской области
Программа кружка
«Эрудит»
(1-4 классы)
Разработала:
учитель начальных классов
Коновалова Татьяна Валентиновна
2015-16 уч. г.
Пояснительная записка
Когда людей станут учить не тому, что
они должны думать, а тому, как они
должны думать, то тогда исчезнут всякие
недоразумения.
Г. Лихтенберг
Общество всегда испытывает потребность в творческой, активной и свободомыслящей личности. Я-концепция начинает складываться в самом раннем возрасте. Развитие позитивной Я-концепции является важнейшим условием полной реализации потенциальных возможностей ребенка.Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, как одна из форм организации досуга обучающихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. В настоящее время возникла необходимость включения во внеклассную работу всех обучающихся. Вызвано это тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни.Без формирования интереса к изучаемым предметам, без хорошей взаимосвязи классных и внеклассных занятий школа не сможет выполнять этот заказ общества.
Анализ результатов предметных, районных олимпиад показал, что результативность учащихся начальных классов нашей школы невысока.Назрела необходимость системной организации внеклассной работы именно в начальной школе, с целью создания условий для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности школьника. Основными звеньями системы являются: конкурсы, внеклассные занятия, кружок, вечера, утренники и олимпиады.
Программа кружка предполагает обеспечить дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития учащихся, развитие их познавательных способностей, так как в последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Изучение данного курса будет способствовать целенаправленному комплексному развитию способностей ребенка.
Данный курс содержит два направления: математическое и филологическое.
Режим проведения занятий: 2 часа в неделю.
Занятия по математике помогут учащимся начальных классов отработать приемы устного и письменного сложения и вычитания, сформировать навыки работы с единицами измерения длины. Программа курса содержит цикл занятий по развитию творческого мышления, игры и занимательные задания по математике, нестандартные старинные задачи, задания повышенной сложности для подготовки к олимпиадам.
Занятия по русскому языку повысят уровень грамотности, научат правильному правописанию, а грамматические игры послужат прекрасной подготовкой к олимпиадам.
Цель:создание условий для формирования потребности детей в развитии познавательных способностей, вовлечение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность.
Задачи:
создать условия для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности младшего школьника;
развивать логическое мышление, интерес к изучаемым предметам, умение самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой;
вырабатывать стремление к познанию, навыкамсаморазвития и самообразования, азов проектной деятельности;
воспитывать инициативность, активную жизненную позицию в получении знаний.
Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо формировать логическое мышление. Работа на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям.
Условия для возникновения новой программы: реализация новых тенденций в условиях модернизации образования.
Могут применяться следующие методы организации деятельности учащихся на занятиях кружка:
проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский и др.);
методы самоуправления учебными действиями;
методы контроля и самоконтроля.
Актуальны следующие приемы:
постановка проблемных вопросов;
выделение главного;
прием классификации;
прием установления аналогии;
прием обобщения, систематизации;
прием моделирования;
прием составления алгоритмов и т. д.
Методы и приемы в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
На каждом занятии перед выполнением практической работы проводятся упражнения для улучшения мозговой деятельности. Во время занятий предполагается отдых: упражнения для снятия глазного напряжения, умственного напряжения. Каждое занятие заканчивается рефлексией.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
Продолжительность занятия 40 – 45 мин.
Занятие носит обучающий и развивающий характер (не оценочный).
Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся.
Тематическое планирование занятий кружка «Эрудит»
Наименование тем Виды деятельности Дата проведения
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» 2. Интересные приемы устного счёта. устный счёт 3. Учимся отгадывать ребусы. работа с ребусами 4. Занимательная грамматика. развитие орфографической зоркости 5. Загадки – шарадки. составление математических ребусов 6. Задачи с числами и цифрами. самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами 7. Решение ребусов и логических задач. самостоятельная работа 8. Логические задачи. самостоятельная работа 9. Решение нестандартных задач. решение задач на установление причинно-следственных отношений 10. Загадки - смекалки. работа с загадками, требующими математического решения 11. Игра «Живые числа». работа с числами 12. Чтение сказок одружбе настоящей и мнимой(«В глаза любит, а за глаза губит»).
развитие мышления, речи и читательского кругозора 13. Чтение рассказов о хороших людях («Жизнь дана на добрые дела»). работа в группах 14. Фразеология
За строкой крылатых выражений самостоятельное составление крылатых выражений 15. Решение олимпиадных заданий по русскому языку. Самостоятельная работа 16. «Газета любознательных». проектная деятельность 17. Решение нестандартных задач. решение задач на установление причинно-следственных отношений 18. Решение олимпиадных задач. решение задач 19. Беседа на тему: «Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.»развитие устной речи 20. Стилистика. Словесная живопись. Развитие воображения, мышления и устной речи 21. Словесная живопись. Сравнение. Метафора. Развитие воображения, мышления и устной речи. Распознавание данных приемов 22.Математические горки. решение числовых выражений повышенной сложности 23. Математические игры.
работа в группах 24. Математический КВН. Развитие смекалки 25. Наука геометрия.
Схематическое изображение задач 26. Исконно русские слова. Старославянизмы. работа с энциклопедиями и справочной литературой 27. Заимствованные слова. работа с энциклопедиями и справочной литературой 28. Текстовые задачи. решение задач 29. Волшебные сказки(«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»). работа в группах 30. Чтение рассказов о героизме и трусости ( «Слава греет, позор жжёт»). работа в группах 31.Развитие кругозора. Математическая шкатулка.
работа в парах 32.Головоломки. работа в группах 33. Любимые книги, любимые писатели. коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе 34. Круглый стол «Подведем итоги» Модель занятия может быть следующей:
I. Гимнастика (2 мин.)Упражнения для мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения:
- «Маятник» (стимулирует мыслительные процессы). Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
- «Азбука» (активизирует структуры мозга, повышает устойчивость внимания). Закрыв глаза, движением головы «написать» буквы алфавита (5 – 6 букв).
- «Слоник» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь). Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки (3 – 5 раз).
Упражнения для глаз:
- Моргания (на вдох и выдох).
- «Часики». Нарисовать глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
- «Меткий стрелок». Движения глазами влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 5 – 6раз.
II. Разминка (3 мин.).
Основная задача этапа: создать определенный положительный эмоциональный настрой. Вопросы должны быть легкие, направленные на быстроту реакции.
III. Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления (10 мин.).
IV. Логически-поисковые задания (10 – 12 мин.).
Задания из области математики, русского языка, литературы и т. д. (ребусы, кроссворды, загадки, поиск закономерностей, анаграммы, игры и т.д.).Физкультминутка (3 мин.)
V. Нестандартные задачи (10 – 13 мин.).Решение нестандартных задач развивает привычку к логическому рассуждению. Должно быть коллективное обсуждение решенной задачи (ход решения).
VI. Рефлексия (2 мин.).
Обучение должно быть победным! На каждом занятии одобрительные реплики, поддержка.
Занятие может быть построено и по другой схеме в зависимости от поставленных задач (это может быть конкурс, игра «Что? Где? Когда?», посещение библиотеки с целью знакомства с научно-познавательной и справочной литературой). Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Полученные знания дети могут использовать при изучении школьных предметов, при участии в различных конкурсах и олимпиадах, реализуя свои творческие способности.
Список детей
1. Агапов Иван
2. Ендальцева Кира
3. Калугин Алексей
4. Куликова Анна
5. Рыбаков Михаил
6. Филиппова Алена
7. Головкова Светлана
8. Сергиенко Александр
9. Умрихин Артем
10. Чугункин Игорь
11. Сучков Дмитрий
12. Самсонов Иван
13.Паничкина Снежанна14. Алыева Лейла