Конспект урока в 6 кл Муха. И.И. Дмитриев


Лобинская Светлана Сергеевна,
МАОУ СОШ №1 имени Героя
Советского Союза И.В. КорольковаКонспект урока на тему: «Иван Иванович Дмитриев. Басня «Муха»»(6 класс)
Цель: продолжить знакомство с жанром басни; познакомиться с творчеством И.И. Дмитриева. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.
Задача: показать особенности басни как вида литературного произведения.
Оборудование: портрет писателя И.И. Дмитриева; учебник – хрестоматия по литературе В.Я. Коровиной
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться с литературой XIX века. А начнем наше занятие с чтения произведения немецкого поэта Лессинга: «Ворон и Лиса». Я прочту, а вы попробуйте определить жанр предложенного произведения. Объясните свой выбор.
«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.
И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:
– Будь благословенна, о птица Юпитера!
– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.
– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!
Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.
«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.
Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.
Яд подействовал, и она издохла.
Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»
Ученик: (дети определяют жанр басни)
Учитель: Зачем же создавались басни и в чем особенность этого жанра?
Ученик: Басней называется стихотворное или прозаическое литературное произведение, которое носит поучительный сатирический характер. Причем действующими лицами в баснях чаще всего выступают не люди, а животные. И свойственны этим животным вполне человеческие качества: лисе - хитрость, сове - мудрость, ракам - упрямство, а обезьяне - глупость. Басни высмеивают людские пороки: ложь, безнравственность, лень, глупость, хвастовство, невежество. В героях басен каждый человек находит животного, похожего на себя. Ситуации, описываемые авторами в баснях, всегда очень жизненны, и потому любой человек способен перенести их на свою собственную жизнь, а значит, найти у себя один из пороков и исправить его. Кроме этого, за счет сатирических, иронических ноток басни читатель не только учится понимать свои пороки и исправлять их, но и смеяться над самим собой.
Учитель: Ребята, поскольку с жанром басни мы уже знакомились в 5-ом классе. (имя ребенка) подготовил(а) сообщение о истории появлении этого жанра. Послушайте. А ту информацию, которую вы считаете для себя новой запишите в тетрадь.
Ученик: (Примерный ответ. Сообщение можно сопроводить презентацией) Жанр басни известен с давних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп. Легендарный баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г. До н. э. предложил «давать поучения» не в форме наставлений, а в другой. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме - басне». Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал в отдельном сборнике. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 в. древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 17 в. А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев и др. И. А. Крылов позднее продолжит традиции басенного жанра.
Учитель: (дети зачитывают информацию, которую записали в тетрадь). Ребята, предлагаю познакомиться еще с одной басней, название которой «Муха». (чтение басни)
Учитель: Можно ли назвать это произведение басней? Почему?
Учитель: Найдите в тексте мораль? Прокомментируйте свой ответ.
Учитель: А знаете ли вы, кто написал басню «Муха»
Ученик: Нет.
Учитель: Эту басню написал известный писатель, поэт, государственный деятель XIX века – Иван Иванович Дмитриев. О жизни и творчестве Ивана Ивановича подготовил(а) (имя ученика). Послушайте и запишите основную информацию об этом писателе, пользуясь презентацией докладчика.
Ученик: (Примерный ответ). Ива́н Ива́нович Дми́триев происходил из дворянского рода Дмитриевых, считавшего себя потомками смоленских князей. Родился в имении отца Ивана Гавриловича Дмитриева — селе Богородском (теперь Троицкое) Казанской (позднее Симбирской) губернии. Его мать Екатерина Афанасьевна принадлежала по рождению к богатому роду Бекетовых. Получил домашнее образование, несколько лет обучался в частном пансионе Ф. Ф. Кабрита в Симбирске.
Восстание Пугачёва вынудило семью Дмитриева переехать в Москву. В 1772 был записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк. В мае 1774 был привезен отцом в Петербург, окончил полковую школу, с 1776 — унтер-офицер, с 1778 — сержант.
Под влиянием журналиста Николая Новикова начал в 1777 писать стихи, большей частью сатирического характера; автор их впоследствии уничтожил. Впервые был опубликован в том же году в журнале Новикова «Санкт-Петербургские учёные ведомости», где было напечатано стихотворение «Надпись к портрету князя А. Д. Кантемира» с пожеланием успехов юному поэту. Ориентиром для Дмитриева служили стихи Ломоносова, Сумарокова, Хераскова. Дмитриев основательно ознакомился с произведениями лучших писателей французской литературы, а также и с римскими и греческими классиками во французских переводах.
В 1783 году состоялось знакомство с Николаем Карамзиным, дальним родственником Дмитриева. Под его влиянием Дмитриев обратился к книгам французских просветителей. В Карамзине Дмитриев нашёл не только друга, но и руководителя в литературных занятиях, советам и указаниям которого безусловно подчинялся.
В 1787 произведен в прапорщики, в июле 1788, в связи с началом русско-шведской войны 1788—1790 отправился с полком в поход к границе Финляндии. В боевых действиях не участвовал и в конце года вернулся в Петербург.
В 1790 сблизился с Державиным, знакомство с которым, по словам Дмитриева, «открыло ему путь к Парнасу»; в доме Державина он познакомился со многими знаменитыми поэтами и писателями (Д. И. Фонвизиным, И. Ф. Богдановичем, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом).
В 1791 году в «Московском журнале», который издавал Карамзин, появился целый ряд произведений Дмитриева, в том числе и самая его известная песня «Голубок» («Стонет сизый голубочек»). Последняя тотчас же была положена на музыку и получила самое широкое распространение.
В 1795 году в Московской университетской типографии вышло первое издание его стихотворений под заглавием «И мои безделки» (по аналогии с карамзинскими «Моими безделками. Одновременно с литературными успехами, Дмитриев продолжал продвигаться и по службе: в 1789 произведен в подпоручики, в 1790 в поручики, в 1793 в капитан-поручики. Служба, однако, тяготила его, и он не раз испрашивал длительные отпуска, во время которых уезжал к себе на родину.
Вначале 1796 получил чин капитана гвардии и взял годовой отпуск с намерением выйти в отставку. Однако смерть Екатерины II заставила его вернуться в Петербург, где он, сказавшись больным, вышел в отставку в декабре 1796 в чине полковника, но вскоре был неожиданно арестован по ложному доносу в подготовке покушения на Павла I. После выяснения недоразумения Дмитриев пользовался особыми милостями императора и в мае 1797 был назначен одним из четырех товарищей министра департамента уделов, в июне того же года с чином статского советника стал обер-прокурором 3-го департамента Сената.
30 декабря 1799 вышел в отставку в чине тайного советника, поселился в Москве, где купил себе деревянный домик с небольшим садом, у Красных ворот, и целиком отдался литературной работе. В 1805 году у Дмитриева в гостях был начинающий баснописец Крылов, принёс свои басни. Дмитриев приветствовал их словами: «Это истинный ваш род, наконец, вы нашли его.» Крылов под воздействием уговоров Дмитриева преодолел своё отвращение к басенному «роду» и стал писать басни систематически.
По приглашению Александра I вернулся на службу, в феврале 1806 назначен сенатором 7-го (Московского) департамента Сената.
В 1809 г. произошла его встреча с маленьким Александром Пушкиным. Случилось это в московской усадьбе графа Бутурлина, на Яузе. Дмитриев сказал о Пушкине: «Посмотрите, ведь это настоящий арапчик». Позднее он способствовал поступлению Пушкина в Царскосельский лицей.
В 1810 году Дмитриев был назначен членом Государственного совета. С января 1810 по август 1814 был министром юстиции. Стремился упорядочить деятельность судебных органов, принял ряд мер к ускорению делопроизводства, сокращения числа инстанций и устранения некоторых злоупотреблений в гражданских и уголовных палатах
В конце 1812 уехал в Москву, где купил участок у Патриаршего пруда, и приступил к постройке дома по проекту известного архитектора А. Л. Витберга, автора первоначального проекта храма Христа Спасителя.
Умер в Москве 3 (15) октября 1837. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Известность Дмитриеву принесли стихотворные сказки и песни, публиковавшиеся в «Московском Журнале». 1794 год, по собственным словам Дмитриева, был для него самым «пиитическим годом». В этом году написаны лучшие его произведения — оды «К Волге», «Глас патриота на взятие Варшавы», «Ермак» и сатира «Чужой толк», сразу доставившие ему почетное место среди современных ему поэтов.
Басни и сказки Дмитриева, хотя они почти все переведены с французского, считались лучшим украшением его литературного венка, чему сильно способствовали внешние их качества — легкий язык, свободная и плавная версификация. Настоящим уделом его таланта была, несомненно, сатира.
Сатирическое направление видно во многих его произведениях, но особенно резко оно выразилось в «Чужом толке». Сатира эта была вызвана распространившейся тогда страстью писать оды. Осмеивая одописцев, Дмитриев имел в виду не Ломоносова или Державина, а их многочисленных подражателей, из которых большинство не только не обладало поэтическим дарованием, но даже не понимало, в чём заключается сущность поэтических произведений вообще. Стараясь освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность, Дмитриев явился, наряду с Карамзиным, одним из преобразователей русского стихотворного языка.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Дмитриев начал писать басни? Какую роль этот баснописец сыграл в русской литературе?
Ученик: Поскольку Дмитриев постоянно занимал какие-либо управленческие должности, посты, то он, как человек умный, не мог не замечать разные типы людей, которые в разных ситуация ведут себя не только не красиво, но и нелепо. А поскольку Иван Иванович еще неплохо знал литературу и любил ее, то, конечно, свои наблюдения и негодование выражал в подходящем для этого жанре басни.
Ученик: Дмитриев популяризировал жанр басни в литературе XIX века.
Учитель: Словарная работа. Запишите определения терминов в тетрадь и приведите примеры аллегории из басни «Муха».
Учитель: Подводя итог нашего урока, хочу задать вам вопрос: хотелось ли бы вам стать героями какой-либо басни? Прокомментируйте свой ответ.
Ученик: (Ответы учеников). Примерный ответ: Нет, т.к. мне бы не хотелось бы оказываться в таких ситуациях, где бы я вел себя глупо или нелепо. А для того, чтобы не оказаться в такой ситуации, надо вести себя достойно, уважать себя и окружающих, следить за тем, что говоришь.
Рефлексия.
Учитель. В конце урока предлагаю оценить свою работу:
Что узнал нового?
Что показалось трудным в изучении материала урока?
Как бы вы оценили свою работу на уроке.
Домашняя работа
Выучить наизусть басню «Муха» (базовый уровень)
Составить синквейн на тему «Дмитриев», «Басня», «Муха».
Список использованной литературы.
1. Учебник – хрестоматия. 6 кл. В.Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2009.2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. — М.: ВАКО, 2012.3. Кочергина Д.В. Литература. 6 класс. – Саратов: Лицей,2012.4. nsportal.ru/…/5. ru.wikipedia.org/wiki/Басня