Творчество И.А. Крылова. Басня как особый жанр литературы 19 века


Муниципальное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школам №16"
Конспект урока по теме
«Творчество И.А. Крылова. Басня как особый жанр литературы 19 века»
Автор: Копосова Т. Н., учитель
русского языка и литературы
МОУ СОШ №16 г. Вологды

2016 г.
Цели и задачи:
- пополнить знания обучающихся о личности И. А. Крылова;
- развивать дальнейшее представление об истории и особенностях жанра басни на примере произведений Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова;
- обучение выразительному чтению басни.
1.Орг. момент.
- Ребята, прежде чем мы приступим к уроку, обратите внимание на оценочные листы, которые находятся у Вас на парте. Они состоят из трех частей.
1. Я себя оцениваю (дает возможность заработать «5» - ответил на 5 и больше вопросов; «4» – на 4 вопроса)
2. Я других оцениваю.
3. Мои впечатления от урока.
Актуализация знаний:
-Как его только не называли! человек-загадка, и авантюрист-непоседа, и лукавый дедушка. Он занял в русской литературе 18 века одно из самых почетных мест.
На доске написаны слова этого удивительного автора: «Ведь звери мои за меня говорят»
?О каком писателе идет речь?
? Что вы знаете о произведениях И.А. Крылова
? Назовите эти произведения
Давайте подведем итог: о чем мы будем говорить на уроке?
ОБ особенностях БАСНИ.
Мы рассмотрим особенности этого жанра на примере творчества И. А. Крылова
Запишем тему урока:____________________________________________
Сформулируем цели нашего урока:
-Познакомиться с творчеством И.А. Крылова.
-Вспомнить особенности построения басни, выявить ее отличительные черты.
2. Когда произносят «дедушка Крылов», сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами.
-Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать о нем?
-Какие можем дать определения ? (мудрый, опытный и т.д.)
- Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвращается, уже будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее. Он писал стихи, пьесы, переводил басни. Однажды Крылов решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву, который пришёл в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова. «Это ваш род, вы нашли его», - сказал Дмитриев и отправил басни в журнал, где они и были напечатаны в 1806 году.
Давайте вспомним биографию И.А.Крылова (проверка домашнего задания: заранее подготовленный ученик делает сообщение об И. А. Крылове) Оцените ответ.
3. С именем И.А. Крылова неразрывно связан жанр басни.
- Кто еще работал в этом жанре?( М. В. Ломоносов)
- Давайте вспомним его басню. («Случились вместе два астронома в пиру…»)
- О чем она?
- Что характерно для жанра басни? (*иносказание, *олицетворение,*мораль)
Басня — очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев — Эзоп — жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.
Подготовленные ученики читают басню Эзопа « Ворон и лисица»
- Какие черты басни можно найти в этом произведении?
*Эзопов язык — язык иносказаний. Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками.
В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами (чтение басни «Ворон и лисица»)
4. - На какие другие жанры литературы похожа басня?
- Что общего со сказкой? (*олицетворение:животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют; как и сказка, басня учит добру и справедливости; глупость, жадность и гордыня наказываются; автор басни высмеивает человеческие пороки)
Чем отличается? ( есть автор, написана в стихах и т.д)
5. - А теперь обратимся к басне И. А. Крылова « Ворона и Лисица»
(чтение басни учителем)
- Представьте, что вы режиссер и собираетесь экранизировать басню И. А. Крылова. Какие рекомендации вы дадите актерам, исполняющим роли:
-Вороны?
-Лисицы?
- Каким должен быть закадровый голос?
- С какой интонацией звучат слова автора?
- Можно ли сказать, что выразительное чтение басни отличается от чтения других художественных произведений?
- Какие рекомендации вы можете дать тем, кто будет выразительно читать басню?
Выразительное чтение. Комментирование.
7.- Ребята, что нового вы узнали о басне?
- Встретились ли вам новые имена?
- Термины?
Отразите свои впечатления в оценочных листах.
6. Домашнее задание:
Всем: Выразительно читать басню «Ворона и Лисица»; самостоятельно читать басню «Волк на псарне», учебник, стр.60-61, выписать непонятные сочетания слов, объяснить их значения.
Повышенной трудности: Составить таблицу «Характерные черты жанра басни в произведении И. А. Крылова «Ворона и лисица».
Инд. Сообщение : «Наполеон в Москве»
Оценочный лист ученика 5 _____ класса
Ф.И. __________________________________________
1. Ответы на вопросы.
Я ответил на _________ вопросов
5 в.-«5»; 4 в.-«4»
2. Критерии оценки сообщения:
Качество материала 1б. Общая оценка
Отсутствие речевых ошибок 1б. Последовательность 2б. Умение заинтересовать слушателей 1б. 2588754980440046995649804403083989805113. Мои впечатления от урока