Урок русского языка Местоимение. Значение и грамматические особенности местоимений


Урок подготовила преподаватель русского языка и литературы Жусупова Марияш КалиевнаТема. Местоимение. Значение и грамматические особенности местоимений
Цели: учащиеся повторят и расширят знания о местоимении, совершенствуют умения отличать местоимения от других частей речи и правильное написание их, смогут развить творческое воображение, орфографическую зоркость, умение работать в группах, воспитают в себе любовь к Родине-Казахстану, уважительное отношение к русскому языку, толерантное отношение друг другу.

Ход занятия
1.Проверка домашнего задания (миниатюра «Мое любимое число») 2.Психологический настрой «Мое настроение» (три рисунка) (слайд 1)
С разным настроением вы все пришли сегодня в колледж. Кто-то идет сюда с грустью, вспоминая, что сегодня будет контрольная, кому-то радостно, что он увидит друзей, кого-то утром обидел близкий человек, и он идет в колледж обиженным. На доске три рисунка, выберите тот, который соответствует вашему настроению в данный момент. Не секрет, что от того, какое настроение у человека , зависят его результаты учебы и работы.
3.Упражнение «Знакомство».
Всем участникам раздается по одному клейкому листочку, на котором они должны написать свое имя и жизненный девиз (стих, пословицу, крылатое выражение и т д ). Через одну минуту каждый участник озвучивает то, что записал, прикрепляя листочек на флипчарт с надписью «Знакомство».
4.Изучение новой темы
Упражнение «Кто Я?» (слайд 2 - 5 мин).
Предлагается честно и откровенно закончить предложения (письменно)
- Я симпатичный человек, потому что…..
-У меня есть такие два замечательных качества….
Ответы зачитываются вслух по кругу.
Вопросы для обсуждения:
Трудно ли было отвечать на эти вопросы? Почему?
Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?
Для чего проводилось это упражнение? (Примерный ответ: развитие позитивного самовосприятия, а это очень важно в жизни, подготовка к восприятию новой темы занятия).
5.Экспресс- опрос.
1.Каждому из присутствующих задаются вопросы, на которые нужно ответить устно «да» или «нет», или дать емкие и краткие ответы. Цель: осмысление своего «Я», тренировка образно-чувственного мышления, подготовка к восприятию новой темы.
Вопросы экспресс- опроса:
Извиняетесь ли вы, когда допускаете ошибку?
У вас есть ярлык-«хороший» или «плохой» студент?
Вы- неуспевающий?
В чем причина неуспеваемости учащихся?
Какой вы студент?
Если бы родителем был я, то ….
Чтобы на занятии не уставать, мне надо…
Когда я вижу малыша, идущего мне навстречу, я чувствую….
Когда я вижу старенького дедушку, идущего мне навстречу, я чувствую….
Когда я слышу звонок на урок, я чувствую…..
Когда я слышу с занятия, я чувствую…..
Беседа (слайд 3)
Какую часть речи вы использовали, говоря о себе?
Какую часть речи мы будем изучать ?
4. Мини-лекция о местоимении и разрядах местоимении
(слайд 4) Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. К местоимениям можно задать вопросы кто? что? (я, он, мы); какой? чей? (этот, наш); как? где? когда? (так, там, тогда) и др. Какой вопрос следует задать, зависит от части речи, которую местоимение заменяет: Мой (чей?) брат ходит в детский сад. Там (где?) ему (кому?) нравится.
Разряды местоимений

5.Работа с текстом. (слайд 6- карта мира)
Посмотрите на карту, на котором обозначены все страны света. Кто из вас хотел бы уехать куда-нибудь в далекую страну жить? Почему?
А я бы ни за что не уехала, потому что здесь обозначена страна, которую я очень люблю. Это моя Родина- мой Казахстан.
(слайд 7) Письмо по памяти Моя любовь к степному краю безгранична.
И ничего нет здешних мест милей.
Ведь Казахстан- моя Отчизна,
Я здесь живу, я поклоняюсь ей.
Назовите все местоимения в этом четверостишие.

6. Работа в группах.(5 минут)
1 группа: составить словосочетания «прилагательное + местоимение» и «существительное + местоимение»
2 группа: найти в вышеуказанном четверостишии местоимения, назвать их разряды.
3 группа: составить 2 предложения, используя местоимения.
7. Презентация работ студентов.
8. Игра «Дружная семья» (слайд 8)
Цель: уметь определять разряды местоимений.
На доске по вертикали написано слово «местоимение», студенты должны
придумать местоимения любых разрядов, начинающихся на каждую букву
заданного слова. В результате получается «дружная семья» местоимений.
Мы – личное;
Его- личное (он);
Сколько- вопросительное;
Твой-притяжательное;
Он- личное;
Их- притяжательное (они);
Мой- притяжательное;
Ее- личное (она);
Некто- неопределенное;
Им – личное (они);
Ей- личное (она).
По таблице «Разряды местоимений» студенты сверяют свои записи.
9. Упражнение «Снежный ком».
Студенты по памяти называют разряды местоимений. Первый называет один из разрядов местоимений, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой вариант и т д. Последний студент называет все разряды местоимений.
10. Упражнение «Подбери предлоги».
С тобой …меня …вам …меня
… тебя …мне …собой …нас
…тебе …мной …вами …вас
11.Закрепление.
1. Экспресс- опрос.( в группах) Студенты записывают в течение 7 минут ответы на предложенные вопросы: (взаимопроверка)
1.Личное местоимение 1-го лица мн. числа (мы)
2. Указательное местоимение в Вин. падеже мн. числа (те)
3. Одно из определительных местоимений (сам)
4. Указательное местоимение (тот)
5. Личное местоимение женского рода (она)
6. Указательное местоимение в Тв падеже мн числа(теми)
7. Личное местоимение 1-го лица ед числа Тв падежа (мной)
8. Возвратное местоимение в Дат падеже (себе)
9. Отрицательное местоимение в Тв падеже мн числа (никем)
10. Определительное местоимение в Тв падеже мн числа (всеми)
На экране через 7 мин появляются правильные ответы. Студенты подсчитывают количество правильных ответов.
2.Поставьте в нужную форму.
Я (читать), вы (повторять), он (работать), они (отдыхать), мы (гулять), ты (знать), она (слушать), я (изучать), Анна и Джон (обедать), ты(завтракать), мы (делать), он (ужинать), вы (говорить), они (учить), я (смотреть).
12.Викторина «Я усвоил все местоимения»
1. Какие имеются местоимения и какое слово образовано от местоимения в названии темы? (Я, все, усвоил)
2. Какие три местоимения самые чистые? (вы, мы, ты)
3. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (я,мы)
4. Какое местоимение требует чистоты? (мой, вы, мой)
5. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым , и самым скромным? (Я: ячество – признак нескромности, я – последняя буква алфавита)

13.Рефлексия
14. Итоги занятия:
1. Настроение в конце занятия
2. Выставление оценок
15. Домашнее задание. Написать мини – сочинение «Местоимение в моей жизни»