УРОК ПОВТОРЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ» « ПАРАД МЕСТОИМЕНИЙ» В 6 КЛАССЕ

УРОК ПОВТОРЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ
ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»
« ПАРАД МЕСТОИМЕНИЙ» В 6 КЛАССЕ
Автор: учитель русского языка и литературы Чистопольской средней школы района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области СЕРЕДА Лариса Николаевна
Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний
по теме «Местоимение».
Задачи: Систематизировать изученный материал о местоимении:
его признаках, правописании, роли в предложении и в речи.
Развивать образное и творческое мышление, умение
применять и совершенствовать полученные знания.
Воспитывать интерес к предмету, желание приобретать
новые знания, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: учебник, доска, карточки-задания.

Эпиграф к уроку: Местоимения, подобно
Ярким лучам солнца, озаряя,
Высвечивают все уголки родного языка
К. Чуковский.

Ход урока: 1. Введение в тему. Слово учителя.
--Ребята, вы все любите сказки. Мы начнём урок со сказки.
Запись на доске: Сказкаинтрига.
Жили-были мы с тобой,
Кто(то) с кем(то),
Некто с нами,
Кто ни (с) кем и сам (с) собой,
Этот, наш, любой, который.
Жили-были кто?
--О ком эта сказка? Почему нельзя определить?
Слова какой части речи преобладают в этом тексте?
Да, это местоимения. Ещё их называют прономас. Почему?
Ученик: Буквально «вместо имени». Местоимениесамостоятельная часть речи, которая указывает но предметы, признаки и количества, но не называет их.
Учитель: И сегодня мы повторим, обобщим и расширим знания о местоимении. Наш урок называется «Парад местоимений».
Кстати, одно из значений слова «парад»--торжественный выход всех участников представления. Так и у нас все местоимения
пройдут, словно на параде, а мы проверим, как вы усвоили знания.
Обратите внимание на эпиграф -- слова Корнея Чуковского.
Один из видов контроля: самоконтроль значками
«5»- , «4»- , «3»- . Я надеюсь, что двоек не будет.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
2. Задания по тексту сказки: Выписать местоимения, определить
разряд, падеж и объяснить правописание. Проверка фронтально.
3. Игра-конкурс «Реставраторы». Восстановите текст.
Запись на доске: Сказали (я), что с (она) вы
При (они) на берегу
(Он) ловили. Но, увы,
Я плавать не могу.
Спишите, поставьте местоимения в нужной форме.
Что это за местоимения? Назовите их признаки. Молодцы! Не забывайте себя оценивать.
4. Игра «Подскажи словечко»!
Запись на доске: За других не говори, отвечай за ..
Не кричи громко о ., пусть другие тихо скажут.
Мне как(то) не по..
Этот человек сам. на уме.
Спишите, подставляя нужные слова. Что это за местоимения?
Расскажите об этом необычном разряде местоимений. Умницы!
5. Конкурс-задание «Угадайка». Отгадайте загадки.
Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень?
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? Правильно!
А какие местоимения использованы в этих загадках?
Что вы о них знаете? Как они изменяются? Браво, знатоки!
Оцените себя.
6. А какие местоимения можно считать двойниками этих?
Игра-задание «Двойники». Запись на доске:
1. Кто? Кто
2. Чего? Чего
3. Какое? Какое
Составить (по рядам) по паре предложений, чтобы в первом они были вопросительными, а во второмотносительными. Какие будут роли у наших двойников? Проверяем работу фронтально.
7. Учитель: Идут местоимения в ряд, за разрядом разряд!
«Тёмная лошадка».
Некоторые считают эти 25 местоимений самыми трудными.
По своему составу они похожи на местоимения двух предыдущих разрядов. Что это за местоимения? ( Неопределённые).
«Конструктор». Образовать из относительных кто, что, сколько
неопределённые в группы по способу образования и объяснить правописание.
С кое-- с --то, --либо, --нибудь с не
Назвать образованные местоимения. Так почему их считают трудными? Объясните их правописание.
8. Следующий разряд местоимений тоже связан с тремя предыдущими, но вовсе не значением. А чем же?
Те что-то скрывают, а эти? Ну, конечно, отрицают, указывают на отсутствие предмета, признака и количества.
Задание «Сделай правильный выбор». Не или ни? На доске:
Нчего тому страшиться, кто нчего (не)боится.
Хоть в шёлк одень (не)ряху, а всё глядеть н(на) что.
(Не)важно н(для) кого. Поговорить н..(с)кем. Н..чем гордиться.
Учащиеся выходят и вставляют нужные буквы после выполнения в тетради.
Индивидуальная работа у доски по карточке. «Как правильно?»
Записать местоимение с предлогом и объяснить.
Некем (с), ничто (в), некого (у), нечего(для), никого (от).
--Итак, что нужно знать об отрицательных местоимениях?
9. Следующее задание простоенаша любимая игра «Третий лишний». Я, мы, мой.
Ваш, ты, вы.
Наш, себя, собой.
Посмотрите на лишние местоименияузнаёте? Что отличает эти местоимения? На какие вопросы они отвечают?
Вспомним правило культурного человека:
Ихний, ихняя, - нельзя их - нужно
Ейный, еёный - так её - говорить
Евонный - говорить его - так
10. «Детективы». Кто скрывается под последними буквами алфавита местоимений У---? О----?
(У нас получился своеобразный алфавит местоимений:
Л В В О Н О П У О). Так кто же они, два последних разряда?
Расскажите о них. Каковы их признаки? А какой разряд больше всего любят составители тестов для ЕНТ?
11. Итак, все разряды местоимений прошли перед нами как на параде. Мы вспомнили их признаки, повторили правила правописания. А какова синтаксическая роль местоимений? От чего она зависит? Приведите примеры из наших заданий. Молодцы! 12. А сейчас конкурс ораторов.
Тема выступления: «Какую роль играют в предложении, в тексте и в речи местоимения?»
-- Чья речь будет ярче, убедительнее и аргументированнее?
-- Вам слово, ораторы. Победителя выбираете вы. Кто побеждает? И как подтверждение аргументов и доводов нашего победителяпроверка индивидуального задания по карточке.
«Редактирование» Устранить стилистические ошибки с помощью местоимений.
Текст карточки:
Белкаосторожное животное. Белка гуляет по лесу днём. Поэтому ночью увидеть белку невозможно. Белка живёт в дупле. В дупле белка прячет свои запасы.(Ученик читает отредактированный вариант). Молодцы!
13. Рефлексия.
Учитель: Поднимите руку и покажите количеством пальцев, как вы оцениваете свою работу на уроке. Выставление оценок.
14. Домашнее заданиедифференцированное.
3 группакарточки (индивидуальное).
2 группавыписать из учебника «Русская словесность» 5
предложений с местоимениями разных разрядов.
1 группанаписать шуточный детектив с использованием
местоимений разных разрядов.






Урок подготовила учитель русского языка и литературы Чистопольской средней школы района имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанской области


Чистопольская средняя школа






УРОК ПОВТОРЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ
И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО
ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

«ПАРАД МЕСТОИМЕНИЙ»

Учитель СЕРЕДА Л. Н.










2011 год

САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
«ПАРАД МЕСТОИМЕНИЙ»
Тип урока: Повторение, обобщение и закрепление по теме
«Местоимение».

Данный урок проводится после изучения темы «Местоимение». Это последний, итоговый урок по теме, следовательно, учащиеся должны знать теоретический материал по теме.
У учащихся должны быть сформированы умения:
--находить местоимения среди слов других частей речи;
--знать разряды местоимений и определять их;
--знать морфологические признаки, определять их;
--знать правила правописания местоимений, пользоваться ими;
--уметь определять синтаксическую роль местоимений.
3. При планировании урока учитывались следующие условия:
--возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
--уровень подготовленности и степень доступности знаний;
--наличие отдельной группы учащихся (группы 3).
4. Цель урока: повторение, обобщение и закрепление изученного по теме «Местоимение».
Обучающая задача: систематизировать знания о местоимении, его признаках, правописании, роли в предложении и в речи.
Развивающие задачи: Развивать образное и творческое мышление, умение применять и совершенствовать знания,избегать речевых ошибок в употреблении местоимений, самостоятельности суждений.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к предмету, желание больше знать, отстаивать свою точку зрения.
5. Использованные методы: репродуктивный, эвристический, частично-поисковый. Виды работ разного характера: игры-конкурсы «Реставраторы», «Детективы», «Подскажи словечко!», «Угадайка», «Двойники», индивидуальная работа по карточкам, «Третий лишний», конкурс ораторов. Домашнее задание творческого характера и дифференцированное.
6. Виды контроля: самоконтроль (оценивание значками), контроль учителя.
7. Время на выполнение заданий отведено в зависимости от степени сложности.
8.Атмосфера урокатворческая, ритм работы активный, отношения строятся на основе доверия, демократизма и сотворчества.








15