УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ по теме Местоимение.


Государственное учреждение
« Средняя школа №3 отдела образования акимата города Костаная».
Урок русского языка.
Тема: «Местоимение».
Учитель: Клементова Е.А.
г. Костанай 2013г.
Тема: "Местоимение".
Обобщающий урок. 4 класс.
Цели: Закрепить знания о местоимениях. Развивать умение делать логические выводы и обосновывать их. Иметь навык каллиграфического письма. Уметь корректировать текст. Воспитывать любовь к красоте русского языка
ХОД УРОКА
1. Минутка чистописания.
Я Яя.
Мы Вы
2. Повторение ранее изученного.
- К какой части речи относится слово “Я”?- Что вы знаете о местоимениях?- Без местоимений наша речь была бы длинной и нудной. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные, а они, как правило, длиннее местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, т.к. экономят время и пространство. И хотя в местоимениях нет “перелива красок” как в прилагательных; нет точных эпитетов, как в существительных, местоимения играют роль “запасных игроков”, “дублеров”.
- Докажите, что местоимения занимают в речи место существительных, прилагательных. (Дети приводят примеры).- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы угадайте, какие слова подразумеваются под местоимениями ОНО, ОН, ОНА.
Утром, так заведено – разомкнешь ресницы,И к тебе идет ОНО розовой жар-птицей…А стемнеет – ОН придет: тоненький, смущенный.Он на цыпочках войдет долькою лимонной…Срок прошел – плывет ОНА в пелене тумана,Круглолица и грустна, будто Несмеяна.
- О каких небесных светилах здесь говорилось? - Запишем эти отгадки вместе с местоимениями, которые их заменяли.
(Солнце – оно, месяц – он, Луна – она).
 3. Игра на внимание “Четвертое лишнее”.
- А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Посмотрите на эти слова и навозите “4 лишнее”:
Мы он вы но (союз)
Они вы я мы (ед.ч.)
Он ты оно они (2 лицо)
Он его ему яму (сущ., в.п.)
4. Выборочный слуховой диктант.
- Вы были внимательны, поэтому вам не будет трудно на слух определить количество местоимений в тексте:
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала. Я не понимал, что ей нужно… Дома рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка теперь не ищет их в траве, а летает около человека, ловя мошек на лету. (9 местоимений)
- Для проверки мы выпишем из этого текста местоимения и определим их падежи:
Я – им.п., (подл.),
Ей – д.п.,
Ко мне – д.п.,
Он – им.п.,
Она – им.п.,
Надо мной – т.п.,
Около меня – р.п.,
Их – р.п.
 5. Игровое задание “Кроссворд”.
- А сейчас небольшая проверочная работа. Запишите в строчку через запятую следующие местоимения:
1 л., мн.ч., д.п.1 л., ед.ч., д.п.3 л., ед.ч., м.р., р.п.3 л., мн.ч., им.п.3 л., мн.ч., т.п.- Если вы все сделали верно, то в моем кроссворде сойдутся все буквы.

6. Корректор.
- У меня на доске записан текст, в котором допущены орфографические и стилистические ошибки. Найдите их:
Коля и Петя приехали в деревню. Перед ними было озеро. В нем водились карпы. Они приехали рыбачить. Ани поймали много их.
- А теперь запишите к себе исправленный текст. Слова, в которых были допущены ошибки, подчеркните карандашом.
7. Игра на внимание “Хитрые вопросы”.
- Небольшая игра “Хитрые вопросы”:
Мама увидела на столе посуду и спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочь ответила тремя местоимениями. Какими? (вы – мы – ты)
Между какими двумя местоимениями нужно поставить предлог “К”, чтобы получились самые крупные овощи? (ты – к – вы)
Какие местоимения одинаково читаются слева направо и справа налево? (оно, тот)
8. Подготовка к изучению темы “Глагол”.
- Мы заканчиваем с вами изучать “Местоимения” и со следующей недели будем изучать новую часть речи – глагол. Глаголы тесно связаны с местоимениями. И в подтверждение моих слов я предлагаю вам следующее задание. Прочитайте предложения с пропущенными местоимениями и восстановите их по форме глагола:
Вечером … играем в прятки. (МЫ)Что … вырезает из бумаги? (ОН, ОНА)Какую задачу … решают? (ОНИ)Куда … идешь? (ТЫ)Завтра … пойду в лес. (Я)
- Подчеркните глаголы, с которыми связаны эти местоимения.- Как нужно подчеркнуть? (======) - Почему? (Это сказуемые)
- По местоимению можно определить лицо и число глагола. Например, местоимение МЫ – 1 л., мн.ч., значит, и глагол ИГРАЕМ - 1 л., мн.ч. (надписать). Надпишите над глаголами лицо и число по местоимению, к которому относится глагол. Проверка.
9. Итог урока.
- Расскажите, что вы сегодня узнали на уроке нового?- Какие задания показались слишком простыми?- Какие задания оказались сложными, и их нужно еще раз объяснить на следующем уроке?- Дома составьте похожие задания и напишите их на карточках для самостоятельной работы своим одноклассникам.
Самоанализ урока.
Тип урока: обобщающий. При подготовке к уроку были учтены программные требования:
-по работе над орфограммой;
-по развитию устной и письменной речи;
-смена деятельности (физминутки);
-активность, осознанность, системность;
-психологические особенности младших школьников;
Исходя из этого были поставлены цели урока: Закрепить знания о местоимениях. Развивать умение делать логические выводы и обосновывать их; Иметь навык каллиграфического письма. Уметь корректировать текст. Воспитывать любовь к красоте русского языка.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным. Основные формы работы: коллективная, индивидуальная, в парах. При построении урока пользовалась принципами: научности, наглядности, доступности, системности и последовательности. Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны следующие методы обучения: наглядно-иллюстративный материал, наглядные –карточки для работы в парах, игровые (физминутки), словесные работы. На уроке проводилась работа:
-по расширению словарного запаса учащихся;
-по овладению навыками и умениями устной и письменной речи
-по орфографии;
Велась работа: с лексическим значением слова, по анализу орфограмм. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи , избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.