Урок русского языка по теме Склонение личных местоимений 4 класс УМК ПНШ

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: Склонение личных местоимений.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать условия для ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработки умения употреблять нужную форму местоимений, для выработки умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;
Предполагаемые результаты:
Предметные:
умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.
Метапредметные:
Познавательные УУД
1. устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Личностные результаты
1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД
1. выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса


№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1
Организационный момент








Словарная работа
Добрый день, ребята!
Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. В качестве минуты чистописания всю строку пропишите строчные и заглавные буквы я:
яяЯЯяя яяЯЯяя яяЯЯяя

Сейчас перед вами будут появляться словарные слова, записанные без гласных букв. Ваша задача узнать слово, записать его, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. (слайд 2)

После окончания работы. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте результат работы. (слайд 3)
Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Записывают в тетрадь дату урока, элементы минуты чистописания.



Записывают словарные слова в тетрадь.



Взаимопроверка, взаимооценка.

2


Актуализация знаний





Подготовка к ВПР

- Прочитайте слова. На какие три группы их можно разделить? (слайд 4)
она, в, на, ты, а, под, он, я, да, они, и, но, перед, оно.
- Запишите их в три столбика.


- Составьте предложение с однородными членами, соединенными союзом.
- Составьте предложение с любым из предлогов. Разберите предложение по членам. Дайте характеристику предложению. (работа у доски)
- Какая из этих частей речи имеет форму числа?

Читают слова на доске, записывают в тетрадь, разделив на группы: союзы, предлоги, местоимения.


Работают в паре с партнером по парте, делятся своими результатами

3
Постановка учебной задачи
- Что вы знаете о местоимении?
- Для чего в речи употребляют местоимения?

-Сверьте свои выводы с таблицей (слайд 4), всё ли вам понятно? Может что-то указано на таблице, чего вы не назвали?


-Какую проблему сегодня на уроке предстоит решить?




Отвечают на вопросы, обмениваются идеями. Отвечают на вопросы: местоимения создают удобство в речи, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем их, чтобы не было повторения одного и того же слова.

- Изменяются ли по падежам местоимения?

-Как изменяются местоимения по падежам?

4
Открытие новых знаний
«Открытие» нового знания
Рассмотрите таблицу (слайд 6). Прочитайте (вполголоса) каждый столбик. Со всем ли вы согласны? Заполнение пропусков в таблице.
Понаблюдайте и сделайте вывод, как изменяется форма местоимения при склонении.
Склонение личных местоимений

ПАДЕЖ
1-е лицо
2-е лицо
3-е лицо


Ед.ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.

И.п. Кто? Что?
Я
МЫ
ТЫ
ВЫ
ОН
ОНО
ОНА
ОНИ

Р.п. Кого? Чего?
Меня
Нас
Тебя
Вас
Его
Ее
Их

Д.п. Кому? Чему?
Мне
Нам
Тебе
Вам
Ему
Ей
Им

В.п. Кого? Что?
Меня
Нас
Тебя
Вас
Его
Ее
Их

Т. П. Кем? Чем?
мной
Нами
Тобой
Вами
Им
Ею
Ими

П. п. О ком?
О чём?
Обо мне
О нас
О тебе
О вас
О нем
О ней
О них

Сделайте вывод.
Личные местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
При склонении изменяется всё слово. (слайд 7)

ФИЗМИНУТКА
Самостоятельная работа с таблицей в паре, выяснение неясного.

















Делают вывод. Анализируют работу, отвечают на вопросы учителя





5
Первичное закрепление знаний




- Прочитайте предложения. Какие ошибки в них допущены?
-Как надо исправить? Запишите эти предложения. (слайд 8)
Приплыла к он рыбка, спросила: «Чего ты надобно, старче?»
Перед она усердные слуги, она бьет они за чупрун таскает.
Как смеешь ты, мужик, спорить со я, со я, дворянкой столбовою.

Составление алгоритма определения падежа личных местоимений
- Как определить падеж личного местоимения?
- Падеж какой части речи определяете по такому же алгоритму? (слайд 9)

-Определите падеж у изменённых местоимений в предыдущем тексте. (слайд 10)

Самостоятельная работа. (работа на листочках)
1 уровень.
Вставьте местоимения в нужном падеже, определи число.
Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они)

2 уровень.
Исправьте ошибки.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг блиско от её раз дался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.

3 уровень.
Составьте и запишите с каждым местоимением словосочетание.
Его, него, ему, нему, им, ним, её, неё.

Самостоятельная работа в тетради. Обсуждение в парах.

Взаимопроверка.



Задать вопрос от главного слова.
Имени существительного.
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, доказывают свою точку зрения







Самостоятельная работа, затем обсуждение с партнерами.

7
Рефлексии учебной деятельности
-С какой конкретной задачей столкнулись?
- Решили ли учебную задачу?
-Оцените свою работу: (слайд 11)

Анализируют свою учебную деятельность на уроке.
Отвечают на вопросы учителя

8
Сообщение домашнего задания
Упр. 44 с. 50



Рисунок 115