Конспект урока на тему Склонение качественных и относительных прилагательных.


Тема: «Склонение качественных и относительных прилагательных».
Цель: совершенствование и расширение знаний об имени прилагательном.
Личностные УУД: способствовать развитию интереса к обучению, любови и уважения к русскому языку; чувства сотрудничества и сплочённости, культуру общения и поведения.
Предметные УУД: углубить знания детей о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода.
Регулятивные УУД: организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, к которому оно относится.
Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления, развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, орфографическую зоркость, внимание.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: фронтальный опрос, работа с теоретическим материалом из учебника, чтение, обсуждение заданий, комментированное письмо, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала.
Оборудование:  проектор, ноутбук, презентация, карточки, учебники, школьные принадлежности.
Ход урока.
1.Организационный момент.
(подготовка учащихся к уроку).
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
- Сейчас я вам прочитаю текст, а вы определите с помощью каких слов писатель описал березу.
Мы в смешанной лесу. А вот белокорые стройные березы. Ранней весной на их красивой коре лесники делали надрезы, собирали целебный березовый сок. Но делали они это осторожно и предусмотрительно, чтобы не погубить деревьев. Потом березы выпустили «сережки», нарядились в листочки. Чудесны светлые березки на широкой поляне, в прозрачном воздухе, на фоне ярко-голубого весеннего неба!+ белокорые, красивой, светлые и т.д.
- К какой части речи относятся данные слова?
+ имя прилагательное.
- Ребята, вспомните, какая часть речи называется имя прилагательное?
+ (Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- С чем согласуется имя прилагательное?
+ (Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.)
- Какие разряды имен прилагательных вы знаете? Охарактеризуйте каждый разряд.
+ качественные- отвечают на вопрос какой? Определяют признак предмета через его характеристику свойства.
Относительные – отвечают на вопрос какой? Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету, действию, явлению.
Притяжательные – отвечают на вопрос чей? Обозначают признак через принадлежность одушевленному субъекту.
- К какому морфологическому признаку относится разряд имени прилагательного?
+ постоянному
- В какой форме может употребляться имя прилагательное?
+ Качественные прилагательные могут употребляться в краткой и полной форме, относительные и притяжательные только в полной.- Какую синтаксическую роль имеют краткие и полные прилагательные?
+ полные – определение и сказуемое, краткие сказуемое.
- Как изменяются полные и краткие прилагательные?
+ полные – по родам, числам, падежам; краткие – по родам и числам.- В какой форме сравнения могут употребляться имена прилагательные? К какому морфологическому признаку относится форма сравнения?
+ положительная, сравнительная суффиксы формообразующие –ее, -е; превосходная – ейш,- айш.
- На доске написаны вопросы. Подумайте, по какому принципу составлены ряды вопросов. Что должно быть написано в таблице на месте вопросительных знаков?
? ? ? ? ? ?
Какой? Какого? Какому? Какой? Каким? О каком?
Какое? Какого? ? Какое? ? О каком?
Какая? Какой? ? Какую? Какой? ?
Какие? каких? Какими?
- Измените по данным признакам следующие словосочетания: осенние настроение, осенняя погода, железный человек.
- Как называется изменение прилагательных по числам, родам и падежам?
+ склонение
- На какие разряды делятся данные прилагательные?
+ на качественные и относительные.
3.Определение темы и цели урока.
- Что мы сделали с данными прилагательными?
+ просклоняли по родам, числам и падежам.
- Определи тему урока.
+ склонение качественных и относительных прилагательных.
- Чему вы должны сегодня научиться на уроке?
+ углубить знания детей о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода. Уметь безошибочно определять род, число и падеж качественных и относительных прилагательных.
4.Постановка проблемной ситуации.
- Выделите окончания.
- Изменилось ли прилагательное?
+(Изменилось)
- Согласовано ли прилагательное с существительным в разных падежах?
+ (Да)
- Какую особенность вы увидели при склонении прилагательных по падежам?
+ что окончания в вопросе и в прилагательном одинаковые.
- Как же мы можем проверить окончание прилагательного?
+ (учащиеся затрудняются ответить)
- Окончание прилагательного проверяем вопросом. Какой вывод мы можем сделать из сказанного?
+ Вывод: имена прилагательные изменяются по падежам, т.е. склоняются. Падеж прилагательного можно определить по падежу существительного. Прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.
- Давайте проверим наш вывод с правилом на стр.213-214
- Перескажите текст.
5.Первичное закрепление материала.
- упр.41 стр.214. Что вам необходимо сделать, при выполнение данного упражнения?
+ определить род, число и падеж данных прилагательных
(2 ученика работают у доски)
- упр. 46 стр.215. Спишите данный текст, вставляя пропущенные окончания.
Игра«Паутина слов».
Задание - различить данные прилагательные. Для каждого прилагательного найти подходящее по смыслу сущ. Пронумеруй сущ. так, чтобы номера совпали с нужным прилагательным и соедини их, к концу работы получится паутина.
                                Праздный                    подарок
                                Праздничный              стакан
                                Понятный                    мальчик
                                Понятливый                завод
                                Стекольный                 костюм
                                Стеклянный                 щенок
                                Памятный                    вопрос
                                Памятливый                зевака
6. Рефлексия.
- Что узнали нового на уроке?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательного? + (Задать вопрос от существительного к прилагательному)
- Как определить род имени прилагательного?
+ (Род имени прилагательного надо определить по вопросу или по существительному, к которому относится имя прилагательное)
- Как определить падеж имени прилагательного?
+ (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного)
7. Домашнее задание.
- упр.42 стр.214
- упр.44 стр.214
По выбору.
Правила стр. 213-214, 209-210,205