Конспект урока по литературе Комплексный анализ текста


Тема: «Постигая тайны текста». Обучение комплексному анализу текста «Песня дедушки Кудзи» (эпизод из повести М.Булкаты «Семь черных бумаг»). Цель: 1. Научить комплексному анализу текста как средству развития речевой компетенции.2. Развивать умение исследовать художественный текст, определять его особенности, давать устный и письменный анализ текста.3.Воспитывать читательский вкус и любовь к родной осетинской литературе Оборудование: 1.Записи национальных мелодий. 2. Текст. 3.Эпиграф на доске. Эпиграф: Книги – айсберги : пусть одна восьмаяих часть виднеется на поверхности , семь восьмых покоятся под ней. Но кому хочется нырять в ледяную воду?Эрнест Хемингуэй ИДЕЯ ТемаКомпозицияКлючевые словаСредства художественной выразительности (тропы) Художественные деталиСинтаксисЛексикаЗвукопись Группы: 1.Эксперты – «генераторы»2. Стилисты3. Синтаксисты4. Лексикологи5. Фонологи6. Эксперты «Генераторы» - Прочитайте текст. Какие чувства вызываются?- Какова его тема? Озаглавьте его.- Что отражает заголовок? Тему или идею?- Сформулирована ли основная мысль?- Какого стиля текст? Тип речи? ( Прочитанный текст проникнут чувством светлой грусти, печали. Мы озаглавили его «Песня дедушки Кудзи». Заголовок отражает тему. Мы не нашли предложения, в котором была бы сформулирована идея текста. Данный текст представляет собой художественное описание с элементами повествования.) Стилисты - Обоснуйте стилистическую принадлежность текста: назовите средства художественной выразительности- Как создается эмоциональное напряжение? (Художественный прием, художественные детали) Синтаксисты - Предложения какой структуры использованы?- Почему, на ваш взгляд, так много в тексте предложений, осложненных однородными сказуемыми, причастными и деепричастными оборотами? Лексикологи - Объясните использование осетинской лексики. Переведите их на русский язык.- Какие слова, на ваш взгляд, несут смысловую и эмоциональную нагрузку? Фонологи - Как создается ощущение, что фандыр действительно звучит? Проанализируйте звуки в песне. Эксперты - Обобщите наблюдения. Сделайте вывод: Что же хочет донести до читателя автор? Каково его отношение к войне? Вывод: «Идея: война – трагедия. Но какой бы жестокой она ни была, ей не сломить дух народа». ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: - Вернемся к эпиграфу. Что бы вы ответили Хэмингуэю на его вопрос? Задание на дом: Дать письменный ответ Хэмингуэю или Сделать письменный анализ текста