Презентация по литературе Комплексный анализ поэтического текста


Автор: Кремнева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературыГБОУ гимназия №105Выборгского районаСанкт-ПетербургаКомплексный анализ стихотворенияНиколай Гумилёв «Мечты»2015 Стихотворение «Мечты» впервые было опубликовано в 1907 году, затем вошло в сборник «Романтические стихи». Романтическую ауру поэзии Николая Гумилёва придают африканская экзотика, перемещение в пространстве и времени, мотивы сна. МЕЧТЫ За покинутым, бедным жилищем,Где чернеют остатки забора,Старый ворон с оборванным нищимО восторгах вели разговоры. Старый ворон в тревоге всегдашнейГоворил, трепеща от волненья,Что ему на развалинах башниНебывалые снились виденья.Что в полете воздушном и смеломОн не помнил тоски их жилища,И был лебедем нежным и белым,Принцем был отвратительный нищий.Нищий плакал бессильно и глухо.Ночь тяжелая с неба спустилась.Проходившая мимо старухаУчащенно и робко крестилась.
1. За покинутым бедным жилищем,2. Где чернеют остатки забора,3. Старый ворон с оборванным нищим4. О восторгах вели разговоры. 5 Старый ворон в тревоге всегдашнейГоворил, трепеща от волненья,Что ему на развалинах башни8 Небывалые снились виденья, 9. Что в полёте воздушном и смелом10. Он не помнил тоски их жилища,11. И был лебедем нежным и белым,12. Принцем был отвратительный нищий. 13. Нищий плакал бессильно и глухо.14. Ночь тяжёлая с неба спустилась.15. Проходившая мимо старуха 16. Учащённо и робко крестилась. Какова тема стихотворения? Как она связана с его заглавием?Стихотворение рассказывает о встрече ворона и нищего, неспособных покинуть серый будничный мир, о попытке персонажей хотя бы в мечте пережить «воздушный и смелый полёт». Через сказочный сюжет переданы разочарования героев и понимание невозможности изменить реальную жизнь. и своё существование в ней.
Что можно сказать о композиции стихотворения? Каков основной приём композиции?Что можно сказать о композиции стихотворения?Каков основной приём композиции? 12
Стихотворение отличается симметрией, зеркальностью композиции. 2. Композиционно оно распадается на 2 части, контрастные по содержанию, интонации, лексике: I часть – 1 и 4 строфы, где изображается реальный мир, мрачный и убогий. II часть – 2 и 3 строфы – мир мечты, снов, видений, «восторгов». Основной приём композиции – антитеза Реальный мирМир мечты Противопоставление прослеживается в стихотворении на всех уровнях. Какие звуки чаще встречаются в I части? Во II части? О чём свидетельствует звукопись? Какое создаётся ощущение? 1 и 4 строфы насыщены резкими звуками, передающими карканье ворона (СтаРый воРон с обоРванным… О востоРгах вели РазговоРы отвРатительный пРоходившая стаРуха ), Шипящими и свистящими звуками (ЖилиЩем, Чернеют, Старый, ниЩим, ноЧь, тяЖёлая С неба СпуСтилаСь, уЧаЩённо) -Создаётся образ жуткого, враждебного человеку мира Во 2 – 3й строфах преобладают мягкие сонорные звуки (гоВоРиЛ, воЛНеНья, РазВаЛиНы, НебыВаЛые, сНиЛись, Лебедем беЛым), рисующие светлый, прозрачный, наполненный воздухом мир МЕЧТЫ. Так усиливается оппозиция двух миров. Цветовые образы тоже подчинены авторскому замыслуЧто можно сказать о поле цвета 2х частей? Реальный мир окрашен в серые и черные тона (чернеют остатки забора, ворон, нищий,бедное жилище, ночь тяжёлая, старуха)Доминирующий цвет 2 и 3 строфы – светлый (небывалые виденья, полёт воздушный, белый и нежный лебедь) Как прослеживается основная мысль через подбор лексики стихотворения? Проследите, какая лексика чаще используется в I части?Во II-й? Мир земнойОн заполнен простыми,материальными предметами(жилище, забор) и реальными образами(старый ворон, нищий, старуха). Это та жизнь, в которой существуют герои. В мире романтическом, в мире сна и мечты, преобладает абстрактная, высокая лексика (тревоги, волненья, виденья, тоска),связанная с переживаниями ворона и нищего. Синтаксис За покинутым, бедным жилищем,Где чернеют остатки забора,Старый ворон с оборванным нищимО восторгах вели разговоры. Нищий плакал бессильно и глухо.Ночь тяжелая с неба спустилась.Проходившая мимо старухаУчащенно и робко крестилась.I строфа – одно сложноподчинённое предложение. Здесь происходит знакомство с героями, с миром, который их окружает.IV строфа – 3 простых предложения. Как итог и приговор. Создаётся ощущение безнадёжности, невозможности изменить ситуацию. Нет выхода из этого страшного мира, и трагическое осознание этого передано через остановки, паузы.Реальный мир
1. Старый ворон в тревоге всегдашней2. Говорил, трепеща от волненья,3. Что ему на развалинах башни4. Небывалые снились виденья,5. Что в полете воздушном и смелом6. Он не помнил тоски их жилища,7. И был лебедем нежным и белым,8. Принцем был отвратительный нищий.Мир мечтыМир видения, сна, мечты передан в одном сложноподчинённом предложении, главная часть которого осложнена обособленным обстоятельством, выраженном деепричастным оборотом. Сложное предложение говорит о сложном и прекрасном мире мечты. Однородные придаточные будто нанизываются друг на друга: что…, что… союз «и» (строка 7) в данном контексте синонимичен ещё одному союзу «что». Предложение хочется продолжить, но… мир мечты призрачен, нереален, поэтому заканчивается…
Мир видения, сна, мечты передан в одном сложноподчинённом предложении, главная часть которого осложнена обособленным обстоятельством, выраженном деепричастным оборотом. Сложное предложение говорит о сложном и прекрасном мире мечты. Однородные придаточные будто нанизываются друг на друга: что…, что… союз «и» (строка 7) в данном контексте синонимичен ещё одному союзу «что». Предложение хочется продолжить, но… мир мечты призрачен, нереален, поэтому заканчивается…
Особенности стихотворения1. Слова-мостики2. Почти полное отсутствие эпитетов в 1 и 4 строфах.3. Нет лирического героя. Автор отстранён от героев, но понимает их. 4. «Лебедь» и «принц» – символы мечты, отражение тоски об идеальном, прекрасноммире. Во сне они сказочно преображаются.5. Все глаголы в прошедшем времени.Только один – «ЧЕРНЕЕТ» - в настоящем времени. Он настраивает на безысходность. Двоемирие – основа этогоромантического стихотворения.Главная мысль – трагическоестолкновениеидеала и реальности, мечты и обыденности.